СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заседание круглого стола "«Выдающийся лингвист Луганского края» (посвященный 220-летию со дня рождения В.И.Даля)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Заседание круглого стола "«Выдающийся лингвист Луганского края» (посвященный 220-летию со дня рождения В.И.Даля)»

9


Круглый стол

«Выдающийся лингвист Луганского края»

(посвященный 220-летию со дня рождения В.И.Даля)

- Прошло уже немало лет,
И много нами пережито.
- Однако помнит ещё свет,
Что и не может быть забыто.

- И 220 лет назад
Холодным утром ноября,
- Под жёлтый, сильный листопад
Рождён создатель словаря!

- Историк, врач, писатель- Гений!

Своим талантом поразил.
- А сколько ярких впечатлений
О русском мире подарил.

- Нам не забыть ни дивных сказок,
Ни словаря его мораль.
- И с благодарностью мы скажем:
«Мы помним вас Владимир Даль!»



Учитель. Наш круглый стол посвящен человеку, который всю свою жизнь служил русскому народу, русскому языку, народному творчеству.

«Даль» Мы говорим о Владимире Ивановиче Дале, морском офицере, хирурге, русском лингвисте, писателе, этнографе, географе, зоологе, о нашем земляке, патриоте своего Отечества, авторе знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка»

Учитель. Цель заседания круглого стола:

Предоставить участникам круглого стола возможность высказать свою точку зрения по теме «Выдающийся лингвист Луганского края». Кем же все-таки был Владимир Иванович Даль? Сегодня на заседании мы заслушаем вашу точку зрения, а итоги круглого стола проведем в конце работы нашего заседания.

Даль. В ходе работы мы ответим на вопросы:

  1. С какой целью Владимир Даль создал словарь.?

Учитель. Какую роль внес В.И.Даль в развитие русской лингвистики?

  1. Как учащиеся нашей гимназии изучают наследие В.И.Даля?

Учитель. На заседании нашего круглого стола присутствуют участники школьного кружка «Юные музееведы», проектной деятельности, исследовательской работы, учителя, обучающиеся гимназии, гости

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Итак, мы начинаем нашу работу.



Чтецы.

Ну, разве это карьера,

Ну, разве это удача?

Жизнь русского офицера

Могла бы пойти иначе.


Гром пушек, поля сражений,

Холодная сабли сталь…

Судьбы иное решенье

Выбрал Владимир Даль.


Музы поэтов без груза,

Легки, шаловливы, ей-ей!

А что за характер у музы

Составителей словарей?


Наверное, это скучно

Корпеть в тиши кабинета


Над текстами неотлучно

Вдали от шумного света.


Ты знаешь, удел твой тяжек:

На замысел годы уйдут.

Непредставимо даже,

Когда окончишь свой труд.


Подвижника жизнь сурова.

Хватило б ее одной!

…Но слово встает за словом,

Кирпичики речи родной.


И сквозь пелену столетий

Ты смотришь в туманную даль.

Недаром ты жил на свете

Владимир Иванович Даль.

Учитель. В.Даль приходит к нам издалекого прошлого, стучится в наши сердца и оставляет свое завещание потомкам.


На фоне музыки выходит В.И.Даль.

Завещание В.И.Даля.

Милостивые Государи и Государыни!

Дни мои близятся к закату, вот поэтому я и пишу вам, молодым, это завещание…

Ещё до войны я увлекался собиранием русских слов, ведь в каждой губернии говорят по-разному, и многие эти слова мне были неизвестны. Слушая их, осознавал, как богат наш русский язык, понял, что вот оно – мое призвание.

И начал собирать я не только слова, но и пословицы, поговорки, песни, сказки. Писал и сам. Познакомился с замечательными людьми: Пушкиным, Крыловым, Одоевским…

Пушкин подал мне идею создания толкового словаря. В самом деле, должны же люди знать богатство своего языка! Многих трудов мне стоило собрать слова, записать их на полосках бумаги, каждый день – по словечку. Наконец, из этих записей вырос четырехтомный словарь. Сейчас русскую речь бессмысленно засоряют иностранной, будто на своем языке не выразить всего, что хочется. Мы – живем в России, значит, нам нужен русский язык!

Конечно, в ваше время появится ещё много новых слов. Ведь новые изобретения, открытия, исторические перемены рождают новые слова. Но, создавая новое, негоже забывать старое. Поэтому завещаю вам мои труды в надежде, что они не напрасны. Помните: язык – наше богатство, берегите его, сохраните для своих потомков, как я пытался сохранить для вас.

Остаюсь с совершеннейшим к вам почтением, Владимир Даль.

(Кладет Толковый словарь на край стола и садится за стол.)

Учитель. И мы, потомки лингвиста, в честь 220-летия со дня его рождения, провели большую работу, изучая его жизнь и творчество.

«В.И.Даль». Предоставляю слово участнице кружка кружка «Юные музееведы», ученице 9-В класса Левицкой Анне.

(ребята проводят виртуальную экскурсию по музею В.И.Даля, видеофильм)

Учитель. Уважаемые участники, круглого стола, есть ли вопросы к выступающему? Спасибо, Аня, за виртуальную экскурсию, которую вы провели сегодня с нами, за интересную работу кружка юных музееведов.

«В.И.Даль» (держит в руках и листает Толковый словарь):

Словарь – явление исключительное и, пожалуй. Неповторимое, непревзойденное и поныне. Это энциклопедия русской жизни средины ХIХ века, национальная гордость России, подлинный шедевр русской словесности.

О том, как работали над изучением словаря, расскажут сами гимназисты, ученики 8-Б класса.

Павлов. Лексикографы. 1. Даль думал, расставить слова, чтобы каждое было на своём месте, Казалось бы, самое лёгкое – по алфавиту. Но алфавит не объединяет слова. И тогда между словами близнецами ездить и ехать встанут: ель, енот, епископ, ерш, ефрейтор и еще десятки слов, никакого отношения к езде не имеющих.

(держат в руках написанные слова)

Медведева.2. По корню? (Был и такой способ построения словарей.) Но тогда получилось бы примерно так: лом – ломать - ломкий – выламывать - надлом – обломиться – перелом – разломить – сломать - уломать и.т.д.

Павлов1. Даль выбрал средний путь: слова он расположил по алфавиту, но расставил не по отдельности, а гнездами. В каждом гнезде слова, образованные от одного корня. За исключением слов, которые образовались при помощи приставок. Эти слова помещены под теми буквами, с которых начинаются. Теперь слово школа возглавляет гнездо, в котором поселилось несколько десятков слов.

2. Мы узнаем, что школа это не только учебное заведение, но и посевы и присадки деревьев разных возрастов для разводки плодовых или лесных деревьев, выучка лошади, всякое положение человека, где он приобретает находчивость, опыт и знания. Школить - значит учить, держать строго под присмотром. Школьник, школяр ученик, кто ходит в школу. Школярство сухое учение, неотступно следующее мелочным, часто вздорным правилам. Школьничать, школярить – забавляться школьными шалостями, повесничать.

1.Вывод. Изучив построение словаря мы пришли к выводу:

Этот словарь-справочник полезен тем, что охватывает лексику письменной и устной речи ХIХ века, а частично даже и словарный состав памятников древней письменности, но он совершенно незаменим, когда речь идет о живом народном языке, когда нужны сведения о словах областных, о понятиях, связанных с условиями дореволюционного крестьянского быта, о народных верованиях и представлениях, нашедших отражение в лучших произведениях русской классической и современной литературы.

Учитель. Есть ли у присутствующих вопросы к докладчикам?

(Почему у словаря такое удивительное название?)

Учитель. Спасибо вам, ребята, за ваше выступление, за глубокое изучение словаря.

«Даль». Слово предоставляется обучающимся 7-А класса Лепшеевой Анастасии и Осьмаку Илье. Они выполнили на основе Толкового словаря проектную работу «История весенних месяцев в народном календаре»

(Выступление Лепшеевой Насти, Осьмака Ильи, слайд-фильм).

Даль. У кого есть вопросы к выступающим?

(Есть ли пословицы, связанные с весенними месяцами?)

Учитель. Спасибо за познавательную информацию о работе Даля-этнографа.

Сегодня на заседание круглого стола мы пригласили участницу театрального кружка, ученицу 6-А класса Полищук Аниту. Послушайте, как В.И.Даль рассказывает о временах года в сказке-загадке «Старик Годовик»

(Полищук А. читает сказку-загадку на фоне слайдов. Задает вопросы участникам круглого стола)

Учитель. Анита, спасибо за твое умение перевоплощаться в героев сказки. Надеемся, что школьный театральный кружок поможет тебе в выборе дальнейшей дороги в жизни.

Даль. Владимир Даль знал двенадцать языков, то есть, был полиглотом. И надо отметить, что сам писатель считал себя истинно русским гражданином.

Учитель. Ученики 11 класса нашей гимназии изучают и китайский язык. Посмотрите, как звучит сказка Владимира Даля «Курочка Ряба» на китайском языке.

Даль. Приглашаем артистов.

(сказка)

Учитель. Благодарим выпускников нашей гимназии. Есть ли вопросы к ребятам?

(Почему вы выбрали сказку «Курочка Ряба»?)

«Даль» Современная лингвистика пришла к мысли, что толкование слов неоправданно сложно давать без графической иллюстрации. Но полноценного авторитетного иллюстрированного русского толкового словаря пока, к сожалению, так и не появилось. А вот ученики 8-А класса сейчас постараются проиллюстрировать слова. Слово предоставляется обучающемуся 8-А класса Татаркину Егору с защитой проектной работы «Энциклопедия одного слова».

Татаркин На уроках русского языка наш класс работал над мини-проектом «Энциклопедия одного слова». Наша задача состояла в том, чтобы каждый ученик изучил одно слово из словаря Даля, рассмотрел его синонимы, антонимы, посмотреть, как это слово связано с пословицами Даля, составить ассоциативный ряд. Я взял слово «Даль»

Даль. Выслушав вашу проектную работу, хочу сказать, что гимназисты научились работать с различными видами словарей. Даль научил нас любить слова. А мы немножечко стали лингвистами и осознали, какой колоссальный труд проделал наш земляк Владимир Даль. Есть ли вопросы к выступающему?

«Даль» Да, у Владимира Ивановича собрано много пословиц, да еще все литературные произведения самого В.И.Даля пестрят пословицами и поговорками. Иногда вместо развернутой характеристики героя он оценивает его только в пословице: «Не учили, когда поперек лавочки ложился, а во всю вытянулся – не научишь», «Кто кого сможет, тот того и гложет».

Учитель. Свое небольшое исследование провели ученики 11 класса Белокобыльский Илья и Васильева Юлия.

Мы провели среди учащихся, учителей и родителей опрос, как сегодня применяются в речи пословицы и поговорки. Знает ли современное поколение пословицы В.И.Даля. Для исследования мы выбрали пять пословиц:

  1. Беда не страшна, когда есть друзья

  2. Дома как хочу, а в гостях, как велят

  3. Всяк кулик свое болото хвалит

  4. Своя земля и в горсти мила

  5. Где кто родится, там и пригодится.

Мы опросили учеников гимназии, родителей, учителей и задали следующие вопросы:

1. Продолжите пословицу.

2.Объясните значение пословицы.

3.Какие пословицы В.И.Даля вы знаете?

Опрос показал интересные результаты. Обратите внимание на диаграмму

Наше исследование показало:

Пословицу смогли продолжить 90 % учителей, 70 % родителей, 60 % школьников.

Объяснили значение пословицы 100% учителей и родителей, 80% гимназистов.

Другие пословицы Даля смогли назвать все интервьюируемые.

Таким образом, мы сделали вывод, что пословицы Даля до сих пор понятны и используются в современной речи.

«Даль» Предлагаю подвести итоги нашей работы. Настаивает кто-то еще на своем выступлении.

Вихров. Дайте нам слово

Здравствуйте, уважаемые гости и участники круглого стола. Меня зовут Вихров Макар, я ученик 5-Б класса. Для вашего рассуждения я предлагаю продолжить фразу:

Мало ли диковин в Божьем мире?

На самом деле это сделать нелегко. Продолжение строки выглядит так:

Мало ли диковин в Божьем мире?

Трижды восемь двадцать четыре

Это цитата из сочинения Владимира Ивановича Даля под названием «Таблица умножения».

Таблица умножения - это те, необходимые в жизни каждого человека знания, которые требуется элементарно заучить, но на первых порах это даётся совсем нелегко. Для кого-то это небольшая проблема, а для кого-то огромная.

Изучать таблицу умножения мы начали в начальной школе. Учитель и родители старались помочь нам заучить ее, но все равно не у всех это получилось. И тогда я заинтересовался вопросом: «Можно ли выучить таблицу умножения легко и быстро?» Ответить на этот вопрос мне помогла Ирина Владимировна, мой учитель математики. Она рассказала о множестве способов: традиционных и нетрадиционных, для запоминания.

Но наиболее интересным для меня оказалось учить таблицу умножения с помощью стихов, так как они легко запоминаются. Владимир Иванович Даль, автор Толкового словаря русского языка, еще в середине 19 века написал рассказ в стихах «Таблица умножения», который вошел в сборник «Солдатские досуги». В нем 38 двустиший, где первая строчка - это пословица, поговорка, житейские наблюдения, а вторая - таблица умножения. Например, «Волга Дону пошире. Дважды два — четыре»,

«Кто атаман, у того и булава. Четырежды восемь — тридцать два»,

«И крот в своем углу зорок. Четырежды десять — сорок»,

«Кинь указку, пойдем гулять! Пятью пять — двадцать пять»,

«Отлежал бока, оттого и болят. Пятью десять — пятьдесят»,

«То кит-рыба, а то плотва. Шестью семь — сорок два»,

«Что заслужили, то и носим. Шестью восемь — сорок восемь»,

«Не буянь у хозяина на квартире. Восемью восемь — шестьдесят четыре» и другие.

И в заключение мне хотелось бы сказать, что учить таблицу умножения, зная ее секреты, гораздо быстрее и интереснее. Я уверен, что для каждого человека найдется свой способ запоминания таблицы умножения, а может быть даже и несколько, которые позволят в непринужденной форме, весело и интересно, без зубрежки, запомнить ее результаты. Ведь эти знания нам пригодится в дальнейшем обучении в школе, а также и в получении профессии, и в повседневной жизни.


Учитель. Спасибо нашим самым младшим участникам круглого стола.

Прежде чем мы подведем итоги нашей работы, мы предоставляем слово нашим гостям.

__________________________________________________________________________


Учитель. Подведем итоги. 22 ноября 2021 года исполняется 220 лет со дня рождения лингвиста, русского писателя, ученого, автора «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Мы еще раз задали себе вопрос: Кто же такой Владимир Даль.

В своих докладах вы доказывали, что Даль – лексикограф, этнограф, даже историк и математик. Но все, что делал Даль, проходило красной нитью через его основное увлечение – влюбленность в лингвистику.


Даль. Мы гордимся тем, что имя этого выдающегося человека неразрывно связано с нашим краем, что он в ряду великих земляков, которыми гордится Луганщина и которых мы любим, помним и чтим.


Учитель. Кропотливая работа круглого стола позволила сделать вывод, что В.И.Даль – это действительно выдающийся лингвист. К юбилею В. И. Даля  гимназистами была оформлена книжно-иллюстрированная выставка «Наш земляк Владимир Даль». 


Даль. Мы научились читать «Толковый словарь живого великорусского языка», окунаться в стихию В.И. Даля, оценить его вклад в развитие русской лингвистической науки.


Учитель. В нашей гимназии были написаны Далевские диктанты, проведены открытые уроки о жизни и творчестве нашего земляка казака Луганского, викторины, конкурсы, исследовательские работы.



Владимир Даль – лингвист, учёный –

Всем делом жизни стал «Словарь»

Труд в двести тысяч слов огромный

Потомкам он оставил в дар.

В его фамилии вся ширь

Полей, степных просторов,

А в имени – весь собран мир,

Казак Луганский всем нам дорог.

Он жил, работал и творил,

Срастаясь с русскою землёю

Людей и их язык любил

Всем сердцем, всей душою.


Учитель. Еще раз благодарим всех участников круглого стола за плодотворную работу, желаем вам дальнейших успехов в изучении родного языка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!