СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Звезды". Анализ рассказа А. Приставкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы к рассказу  А. Приставкина "Звёзды". Графический анализ текста.

Просмотр содержимого документа
«"Звезды". Анализ рассказа А. Приставкина»

Звёзды.

Нас было в спальне одиннадцать человек. У каждого из нас был на фронте отец. И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. Но чёрные листки шли в другие спальни. И мы чуть радовались и начинали опять ждать отцов. Это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.

Мы узнали, что война окончилась. Это случилось в чистое майское утро, когда к голубому небу прилипали первые клейкие листочки. Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. Раздался непривычно громкий смех. И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.

В детдоме готовился вечер. Витька Козырев пел песенку:

Окна светятся весь вечер,

Как подснежники весной.

Скоро мы дождёмся встречи

Нашей армии родной.

Эту песенку хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал: «Я отца ждал дольше, чем вы. Он ушёл воевать ещё с белофиннами…». И мы решили, что, конечно, Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с орденами. Поэтому пусть Витька поёт.

Наступил тихий вечер. Заблестели сквозь пыльцу звёзды, и они казались нам звёздочками с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. Звёзды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при её приходе. Мы подошли к окну и спросили, кому письмецо. Козыреву протянули листок. И вдруг спальня замолчала. Но нам показалось, что кто-то закричал.

Было непонятно и страшно.

«Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года».

Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из нас молчали. Майская прохладная ночь дышала в окно

Светились далёкие звёзды. И было ясно, что свет от них шёл долго.





Анатолий Приставкин.



Образец выполненной домашней работы по тексту с использованием цветовой гаммы при подготовке ответов на вопросы (выполнено на компьютере).



Звёзды.

Нас было в спальне одиннадцать человек. У каждого из нас был на фронте отец. И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. Но чёрные листки шли в другие спальни. И мы чуть радовались и начинали опять ждать отцов. Это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.

Мы узнали, что война окончилась. Это случилось в чистое майское утро, когда к голубому небу прилипали первые клейкие листочки. Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. Раздался непривычно громкий смех. И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.

В детдоме готовился вечер. Витька Козырев пел песенку:

Окна светятся весь вечер,

Как подснежники весной.

Скоро мы дождёмся встречи

Нашей армии родной.

Эту песенку хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал: «Я отца ждал дольше, чем вы. Он ушёл воевать ещё с белофиннами…». И мы решили, что, конечно, Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с орденами. Поэтому пусть Витька поёт.

Наступил тихий вечер. Заблестели сквозь пыльцу звёзды, и они казались нам звёздочками с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. Звёзды БЫЛИ РЯДОМ, это мы хорошо знали в тот вечер. Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при её приходе. Мы подошли к окну и спросили, кому письмЕЦо. Козыреву протянули листок. И вдруг спальня замолчала. Но нам показалось, что кто-то закричал.

Было непонятно и страшно.

«Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года».

Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из нас молчали. Майская прохладная ночь дышала в окно.

Светились далёкие звёзды. И было ясно, что свет от них ШЁЛ ДОЛГО.





Вопросы к рассказу А. Приставкина «Звёзды» для выполнения домашнего задания.



1.О лица кого ведётся повествование в данном произведении? Почему?

2.Проанализируйте первый и предпоследний абзацы рассказа. Почему так (как?) начинается и заканчивается повествование?

3.Какие ключевые слова вступительной части важны для понимания смысла рассказа?

4.Сравните вступительную часть с концовкой рассказа. Какая важная деталь появляется в конце рассказа? (Звезда). Как автор вводит эту деталь в текст? Можно ли её назвать символом? Какие ещё детали несут в себе символический подтекст?

5. Какую смысловую нагрузку несёт концовка рассказа и как она соотносится с названием произведения?

6.Составьте кластеры на темы «Чувство», «Природа» (по данному рассказу). Возможно ли применение к данным составляющим рассказа слова «образ»? Докажите свою точку зрения.

7.Найдите в тексте художественные средства выразительности. Какое из них является базовым? (антитеза). Почему? Как оно помогает автору раскрыть тему рассказа?

9. Составьте графический конспект рассказа по теме «Антитеза в рассказе А.Приставкина «Звёзды» и её роль в раскрытии темы данного произведения».

10. Почему ребята не дали возможности Витьке договорить? Как эта деталь рассказа характеризует их?

11. Где по ходу повествования автор употребляет в рассказе слова чуть и немного. Какую смысловую нагрузку несут эти два слова?

12. Поделитесь своими мыслями по поводу рефрена «мы» в данном рассказе.

13. Какой единицей вы измерили бы настроение детдомовцев?

( единицей нравственности).

14. Какие проблемы (с вашей точки зрения) обозначены в рассказе?

15. Как через детали автор вводит читателя в пространство времени? Можете ли вы охарактеризовать образ данного пространства?

16. Проанализируйте мир звуков в рассказе.

17. Из каких микросюжетов складывается повествование? Как они взаимодействуют друг с другом?

18. Выполните проектную работу по самостоятельно сформулированной теме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!