Звёзды.
Нас было в спальне одиннадцать человек. У каждого из нас был на фронте отец. И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. Но чёрные листки шли в другие спальни. И мы чуть радовались и начинали опять ждать отцов. Это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.
Мы узнали, что война окончилась. Это случилось в чистое майское утро, когда к голубому небу прилипали первые клейкие листочки. Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. Раздался непривычно громкий смех. И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.
В детдоме готовился вечер. Витька Козырев пел песенку:
Окна светятся весь вечер,
Как подснежники весной.
Скоро мы дождёмся встречи
Нашей армии родной.
Эту песенку хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал: «Я отца ждал дольше, чем вы. Он ушёл воевать ещё с белофиннами…». И мы решили, что, конечно, Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с орденами. Поэтому пусть Витька поёт.
Наступил тихий вечер. Заблестели сквозь пыльцу звёзды, и они казались нам звёздочками с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. Звёзды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при её приходе. Мы подошли к окну и спросили, кому письмецо. Козыреву протянули листок. И вдруг спальня замолчала. Но нам показалось, что кто-то закричал.
Было непонятно и страшно.
«Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года».
Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из нас молчали. Майская прохладная ночь дышала в окно
Светились далёкие звёзды. И было ясно, что свет от них шёл долго.
Анатолий Приставкин.
Образец выполненной домашней работы по тексту с использованием цветовой гаммы при подготовке ответов на вопросы (выполнено на компьютере).
Звёзды.
Нас было в спальне одиннадцать человек. У каждого из нас был на фронте отец. И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. Но чёрные листки шли в другие спальни. И мы чуть радовались и начинали опять ждать отцов. Это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.
Мы узнали, что война окончилась. Это случилось в чистое майское утро, когда к голубому небу прилипали первые клейкие листочки. Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. Раздался непривычно громкий смех. И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.
В детдоме готовился вечер. Витька Козырев пел песенку:
Окна светятся весь вечер,
Как подснежники весной.
Скоро мы дождёмся встречи
Нашей армии родной.
Эту песенку хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал: «Я отца ждал дольше, чем вы. Он ушёл воевать ещё с белофиннами…». И мы решили, что, конечно, Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с орденами. Поэтому пусть Витька поёт.
Наступил тихий вечер. Заблестели сквозь пыльцу звёзды, и они казались нам звёздочками с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. Звёзды БЫЛИ РЯДОМ, это мы хорошо знали в тот вечер. Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при её приходе. Мы подошли к окну и спросили, кому письмЕЦо. Козыреву протянули листок. И вдруг спальня замолчала. Но нам показалось, что кто-то закричал.
Было непонятно и страшно.
«Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года».
Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из нас молчали. Майская прохладная ночь дышала в окно.
Светились далёкие звёзды. И было ясно, что свет от них ШЁЛ ДОЛГО.
Вопросы к рассказу А. Приставкина «Звёзды» для выполнения домашнего задания.
1.О лица кого ведётся повествование в данном произведении? Почему?
2.Проанализируйте первый и предпоследний абзацы рассказа. Почему так (как?) начинается и заканчивается повествование?
3.Какие ключевые слова вступительной части важны для понимания смысла рассказа?
4.Сравните вступительную часть с концовкой рассказа. Какая важная деталь появляется в конце рассказа? (Звезда). Как автор вводит эту деталь в текст? Можно ли её назвать символом? Какие ещё детали несут в себе символический подтекст?
5. Какую смысловую нагрузку несёт концовка рассказа и как она соотносится с названием произведения?
6.Составьте кластеры на темы «Чувство», «Природа» (по данному рассказу). Возможно ли применение к данным составляющим рассказа слова «образ»? Докажите свою точку зрения.
7.Найдите в тексте художественные средства выразительности. Какое из них является базовым? (антитеза). Почему? Как оно помогает автору раскрыть тему рассказа?
9. Составьте графический конспект рассказа по теме «Антитеза в рассказе А.Приставкина «Звёзды» и её роль в раскрытии темы данного произведения».
10. Почему ребята не дали возможности Витьке договорить? Как эта деталь рассказа характеризует их?
11. Где по ходу повествования автор употребляет в рассказе слова чуть и немного. Какую смысловую нагрузку несут эти два слова?
12. Поделитесь своими мыслями по поводу рефрена «мы» в данном рассказе.
13. Какой единицей вы измерили бы настроение детдомовцев?
( единицей нравственности).
14. Какие проблемы (с вашей точки зрения) обозначены в рассказе?
15. Как через детали автор вводит читателя в пространство времени? Можете ли вы охарактеризовать образ данного пространства?
16. Проанализируйте мир звуков в рассказе.
17. Из каких микросюжетов складывается повествование? Как они взаимодействуют друг с другом?
18. Выполните проектную работу по самостоятельно сформулированной теме.