СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук и буква О. Лексическая тема «Осень» (открытое занятие по логопедии в ½ классе)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей данного урока является знакомство со звуком и буквой О, умение произносить звук О в словах и фразах; составлять коллективный рассказ – описание по картинкам, систематизировать знания обучающихся о временах года, месяцах.

 

Просмотр содержимого документа
«Звук и буква О. Лексическая тема «Осень» (открытое занятие по логопедии в ½ классе)»

Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР









Звук и буква О. Лексическая тема «Осень»

(открытое занятие по логопедии в ½ классе)








Подготовила: учитель – дефектолог

Л.В.Шаповалова













2016-2017 уч.год

Тема: Времена года. Осень. Звук и буква Оо.

Цель: закрепить знания о звуке и букве О; признаки осени и осенние явления.

Задачи: познакомить со звуком и буквой О, учить произносить звук О в словах и фразах; составлять коллективный рассказ – описание по картинкам, систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.

Развивать артикуляционный аппарат, дыхание, голос, моторные и сенсорные функции, корригировать слуховое восприятие, память на основе упражнений на запоминание и воспроизведение, логическое мышление, умение отгадывать загадки, мелкую и общую моторику, навыки правильного произношения.

Воспитывать старание, мотивацию к обучению, коммуникативные навыки.

Оборудование: осенние листья, веера букв, схема - артикуляция звука О, картинки по лексической теме «Осень», дидактический материал, пазлы «Овощи», короткая и длинная ленточки, рисунок «музыкальная труба», пластилин, незаконченные рисунки, карандаши, «подарки» Осени, логопедические зеркала.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, игровые, частично - поисковые;

Приемы: сюрпризный момент, показ, логоритмические упражнения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.


Ход занятия.

І. Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

-Дети, посмотрите вокруг. Что вы видите необычного в кабинете? (вокруг разбросаны листья)

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит…



(Звучит песня «Осень к нам пришла»)



- Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке.



Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. ( Осень)



- Правильно, к нам в гости на занятие пришла красавица – Золотая Осень.

ІІ. Основной этап.

- Давайте посмотрим на листочки, которые ветерком занесло к нам на занятие. Осень прислала их с заданиями для язычка. Переверните листочки и по очереди назовите названия упражнений.

  1. Артикуляционная гимнастика с использованием логопедических зеркал:

«слоненок», «заборчик», «иголочка», «часики», «качели», «чистим зубы», «лошадка», «веник», «сладкое варенье».


  1. Дыхательная гимнастика.

- Давайте изобразим осенний ветерок и подуем на листочки. Помните, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Дуем сильно. Ветерок должен получиться холодным, осенним.

- Молодцы, ребята, у вас получился отличный ветерок.


3. Признаки осени.

- Какое время года приходит после лета?

- Назовите месяцы осени.

- Какой праздник был в сентябре? Октябре?

- Как светит солнце? (Солнце светит редко)

- Какие тучи на небе? (на небе темные тучи)

- Какого цвета листья опадают на землю? (золотой ковер из листьев шуршит под ногами)

- Когда шуршат листья под ногами – это какие звуки: речевые или не речевые?

- Давайте сделаем упр –е на звукоподражание и покажем, как шуршат листья.

(показ иллюстрации на звукоподражание)

- Куда улетают птицы? (в теплые края)

- Какие еще признаки осени вы знаете? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы)

- Какие подарки нам дарит осень на огороде? В саду? В лесу?

- Вы можете назвать съедобные и ядовитые грибы?


  1. Игра – пазлы «Овощи»


  1. Сообщение темы и цели урока.



  1. Звук и буква О.

(Показ образца печатной и прописной буквы О)

а) загадка.

В этой букве нет угла,

От того она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

Посмотри на колесо –

И увидишь букву …(О)

б) упр-е «Угадай букву» - работа в парах ;

- Напиши эту букву на спине у соседа по парте.(Логопед показывает букву О)

в) напишите букву О на ладони соседа; в воздухе;

г) конструирование буквы О из проволоки; из пластилина.


8. Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(логопед показывает листочки соответствующие названию деревьев, а дети угадывают их)

9. Работа в тетради – самостоятельно;

Индивидуальная помощь обучающимся 3 группы

10. Артикуляция звука [О]

- Кто назовет первый звук в слове «осень»?

- А чтобы нам было весело, споем песенку звука О на мелодию песенки «В лесу родилась елочка»

- Что мы делали сейчас?

- Как выходил звук изо рта? (свободно, без препятствий)

(демонстрация схемы – артикуляции звука О)

- Значит звук [О] какой?

- Покажите, каким цветом обозначается гласный звук?

- Проговаривание звука О: громко – тихо; долго, протяжно - коротко, отрывисто, используя наглядность.

- Найдите и покажите гласную букву О на веерах букв.


11. Рассказывание стих – й о букве О обучающимися –логопатами.

- Дети, давайте вспомним, какие стихотворения мы выучили про буквуО:


- Буква О всегда стояла

круглая, нормальная.

Спать легла, бока помяла

И теперь овальная.

- О – на огурец похожа:

Он овальный, буква – тоже.


- Слова: Оля, огурец, окно

Начинается на О.


- В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.


- Посмотри на колесо

И увидишь букву О


12. Динамическая пауза.


Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели и летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели.


13. Упражнение на развитие фонематического слуха.

- Дети, я буду читать вам веселое стихотворение, а вы, если услышите звук [О], хлопайте в ладоши.

У медведя дом большой – ой – ой – ой,

А у зайца маленький – ай – ай – ай.

Мишка наш пошел домой – ой – ой – ой,

Да и крошка заинька – ай – ай ай.

Что за грохот, что за стук – ук – ук – ук?

Сел комар в лесу на сук – ук – ук – ук.

Треснул сук под комаром – ом – ом – ом.

Вот откуда стук и гром – ом – ом – ом!


14. Местонахождение звука в словах.

(ложка, нож; помидор, картошка)

15. Составление коллективного рассказа – описания.

- Дети, художница – осень принесла какую – то картину. Давайте вместе придумаем по ней рассказ. Я начну, а вы продолжайте. Следите за указкой и называйте то, что будет показано.

Наступила … (осень). Завяли …(цветы). Пожухла … (трава). Пожелтели на деревьях … (листья). Хмурится … (небо). Накрапывает … (дождь). Улетают на юг … (птицы)

(1 и 2 группа повторяет рассказ – описание, называя к картинкам действия)

16. Игра «Незаконченный рисунок»

- Дети, осень принесла вам рисунки, но не дорисовала. Посмотрите, чего в них нет? (2 колеса, глазки светофора, 2 кольца у ножниц)

На что похожи недостающие детали? (круглые, на букву О)


17. Отгадывание загадок.


- Без крыльев летят,

без ног бегут,

без паруса плывут. (Облака)


- Без окон, без дверей

Полна горница людей (Огурец)


- На зеленой хрупкой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)


- Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)


- Круглый, зрелый, загорелый,

Поладался на зубок,

Расколоться все не мог.

А попал под молоток, хруснул раз – треснул бок. (Орех)


- Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы)


18. Психогимнастика.

- Какой первый звук в слове «осы»?

- Дети, изобразите, используя мимику, ос, когда они злые.

- А теперь они улыбаются нам. Давайте и мы улыбнемся.

ІІІ. Заключительный этап.

1. Итог занятия.

- О чем мы говорили на занятии?

- С какой буквой познакомились?

- Что больше всего понравилось?

- Как вы думаете, вы хорошо работали? За то, что вы были активными, любознательными, отвечали полными ответами, Золотая Осень принесла вам угощения.





























Самоанализ занятия по логопедии в ½ классе по теме:

«Звук и буква О. Лексическая тема «Осень»



Группа ОНР – ІІ уровень

Тема: « Звук и буква О. Лексическая тема «Осень».

Цель занятия: закрепить знания о звуке и букве О; признаки осени и осенние явления.

Задачи: познакомить со звуком и буквой О, учить произносить звук О в словах и фразах; составлять коллективный рассказ – описание по картинкам, систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.

Развивать артикуляционный аппарат, дыхание, голос, моторные и сенсорные функции, корригировать слуховое восприятие, память на основе упражнений на запоминание и воспроизведение, логическое мышление, умение отгадывать загадки, мелкую и общую моторику, навыки правильного произношения.

Воспитывать старание, мотивацию к обучению, коммуникативные навыки.

На занятии присутствовало – обучающихся логопатов.

Классификация группы по И.С.Певзнер:

- неосложненная олигофрения - Цымиданова К.,Чунихина О.,Кудрявцева Ю.;

- олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики – Тахтамыш А. (с преобладанием торможения над возбуждением), Капачева В. (аутизм);

- олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов (Медведева К., Иванова Н.)

- олигофрения с психопатоподобными формами поведения - нет

- олигофрения с выраженной лобной недостаточностью – нет

При планировании и проведении занятия учитывался уровень развития, объём знаний и умений, которыми владеет каждый ребенок. По учебным возможностям детей – логопатов можно условно разделить на группы: средний уровень - , 2 – начальный (Цымиданова К., Чунихина О), 5 – элементарный (Тахтамыш А., Иванова Н., Медведева К., Кудрявцева Ю., Капачева В.) – эти дети имеют слабый темпоритм работы, слабо развитая речь, рассеянность, они нуждаются в помощи.

 Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал, учитывался принцип доступности и последовательности предлагаемых сведений.

      Коррекционные задачи на занятии решались путем сочетания фронтальных и индивидуальных заданий. Переключение видов деятельности, многократное проговаривание речевого материала, повторение правильных ответов детей, акцентирование их внимания, упражнения по развитию фонематического восприятия и слуха, а также применение здоровьесберегающих технологий – все это способствовало развитию произносительных и лексико-грамматических навыков.

Для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности использовались словесные методы (побуждение к самостоятельному высказыванию, дополнительные вопросы), наглядные.

Работа строилась так, чтобы максимально заинтересовать детей, способствуя расширению и обогащению их знаний об осени и ее характерных признаках. Занятие включало в себя игровые ситуации, которые способствовали наилучшему усвоению предложенного познавательного материала и максимально активизировали умственную деятельность детей. Фронтальное общение позволяло раскрывать у детей такие качества, как речевая активность, эмоциональная отзывчивость, интерес к изучаемому материалу. Пальчиковая гимнастика, рисование пальцем приводит к раскрепощению, развивает мелкую моторику и гибкость пальцев. Динамическая пауза (кратковременные упражнения) снимает мышечную утомляемость, успокаивает нервную систему, восстанавливает умственную работоспособность.

Во время занятий обращала внимание на оптимальное использование времени, на чередование и смену видов деятельности, на целесообразность использования наглядности, на степень эстетического воздействия на детей. Дети вели себя эмоционально, активно, заинтересованно.

Переход к новым этапам осуществлялся с помощью проблемных связок. На занятии использовались следующие технологии: развитие интонации и силы голоса, проблемно – диалогическая, игровая, здоровьесберегающая.

Мотивация развивающей деятельности достигалась не только путём использования наглядного материала, художественного слова в играх, но и словесной похвалой. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей.

Выбранные методы, формы и средства обучения способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!