Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР
Звук и буква О. Лексическая тема «Осень»
(открытое занятие по логопедии в ½ классе)
Подготовила: учитель – дефектолог
Л.В.Шаповалова
2016-2017 уч.год
Тема: Времена года. Осень. Звук и буква Оо.
Цель: закрепить знания о звуке и букве О; признаки осени и осенние явления.
Задачи: познакомить со звуком и буквой О, учить произносить звук О в словах и фразах; составлять коллективный рассказ – описание по картинкам, систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
Развивать артикуляционный аппарат, дыхание, голос, моторные и сенсорные функции, корригировать слуховое восприятие, память на основе упражнений на запоминание и воспроизведение, логическое мышление, умение отгадывать загадки, мелкую и общую моторику, навыки правильного произношения.
Воспитывать старание, мотивацию к обучению, коммуникативные навыки.
Оборудование: осенние листья, веера букв, схема - артикуляция звука О, картинки по лексической теме «Осень», дидактический материал, пазлы «Овощи», короткая и длинная ленточки, рисунок «музыкальная труба», пластилин, незаконченные рисунки, карандаши, «подарки» Осени, логопедические зеркала.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, игровые, частично - поисковые;
Приемы: сюрпризный момент, показ, логоритмические упражнения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход занятия.
І. Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
-Дети, посмотрите вокруг. Что вы видите необычного в кабинете? (вокруг разбросаны листья)
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит…
(Звучит песня «Осень к нам пришла»)
- Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. ( Осень)
- Правильно, к нам в гости на занятие пришла красавица – Золотая Осень.
ІІ. Основной этап.
- Давайте посмотрим на листочки, которые ветерком занесло к нам на занятие. Осень прислала их с заданиями для язычка. Переверните листочки и по очереди назовите названия упражнений.
Артикуляционная гимнастика с использованием логопедических зеркал:
«слоненок», «заборчик», «иголочка», «часики», «качели», «чистим зубы», «лошадка», «веник», «сладкое варенье».
Дыхательная гимнастика.
- Давайте изобразим осенний ветерок и подуем на листочки. Помните, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Дуем сильно. Ветерок должен получиться холодным, осенним.
- Молодцы, ребята, у вас получился отличный ветерок.
3. Признаки осени.
- Какое время года приходит после лета?
- Назовите месяцы осени.
- Какой праздник был в сентябре? Октябре?
- Как светит солнце? (Солнце светит редко)
- Какие тучи на небе? (на небе темные тучи)
- Какого цвета листья опадают на землю? (золотой ковер из листьев шуршит под ногами)
- Когда шуршат листья под ногами – это какие звуки: речевые или не речевые?
- Давайте сделаем упр –е на звукоподражание и покажем, как шуршат листья.
(показ иллюстрации на звукоподражание)
- Куда улетают птицы? (в теплые края)
- Какие еще признаки осени вы знаете? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы)
- Какие подарки нам дарит осень на огороде? В саду? В лесу?
- Вы можете назвать съедобные и ядовитые грибы?
Игра – пазлы «Овощи»
Сообщение темы и цели урока.
Звук и буква О.
(Показ образца печатной и прописной буквы О)
а) загадка.
В этой букве нет угла,
От того она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву …(О)
б) упр-е «Угадай букву» - работа в парах ;
- Напиши эту букву на спине у соседа по парте.(Логопед показывает букву О)
в) напишите букву О на ладони соседа; в воздухе;
г) конструирование буквы О из проволоки; из пластилина.
8. Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(логопед показывает листочки соответствующие названию деревьев, а дети угадывают их)
9. Работа в тетради – самостоятельно;
Индивидуальная помощь обучающимся 3 группы
10. Артикуляция звука [О]
- Кто назовет первый звук в слове «осень»?
- А чтобы нам было весело, споем песенку звука О на мелодию песенки «В лесу родилась елочка»
- Что мы делали сейчас?
- Как выходил звук изо рта? (свободно, без препятствий)
(демонстрация схемы – артикуляции звука О)
- Значит звук [О] какой?
- Покажите, каким цветом обозначается гласный звук?
- Проговаривание звука О: громко – тихо; долго, протяжно - коротко, отрывисто, используя наглядность.
- Найдите и покажите гласную букву О на веерах букв.
11. Рассказывание стих – й о букве О обучающимися –логопатами.
- Дети, давайте вспомним, какие стихотворения мы выучили про буквуО:
- Буква О всегда стояла
круглая, нормальная.
Спать легла, бока помяла
И теперь овальная.
- О – на огурец похожа:
Он овальный, буква – тоже.
- Слова: Оля, огурец, окно
Начинается на О.
- В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
- Посмотри на колесо
И увидишь букву О
12. Динамическая пауза.
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели и летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю тихо сели.
13. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Дети, я буду читать вам веселое стихотворение, а вы, если услышите звук [О], хлопайте в ладоши.
У медведя дом большой – ой – ой – ой,
А у зайца маленький – ай – ай – ай.
Мишка наш пошел домой – ой – ой – ой,
Да и крошка заинька – ай – ай ай.
Что за грохот, что за стук – ук – ук – ук?
Сел комар в лесу на сук – ук – ук – ук.
Треснул сук под комаром – ом – ом – ом.
Вот откуда стук и гром – ом – ом – ом!
14. Местонахождение звука в словах.
(ложка, нож; помидор, картошка)
15. Составление коллективного рассказа – описания.
- Дети, художница – осень принесла какую – то картину. Давайте вместе придумаем по ней рассказ. Я начну, а вы продолжайте. Следите за указкой и называйте то, что будет показано.
Наступила … (осень). Завяли …(цветы). Пожухла … (трава). Пожелтели на деревьях … (листья). Хмурится … (небо). Накрапывает … (дождь). Улетают на юг … (птицы)
(1 и 2 группа повторяет рассказ – описание, называя к картинкам действия)
16. Игра «Незаконченный рисунок»
- Дети, осень принесла вам рисунки, но не дорисовала. Посмотрите, чего в них нет? (2 колеса, глазки светофора, 2 кольца у ножниц)
На что похожи недостающие детали? (круглые, на букву О)
17. Отгадывание загадок.
- Без крыльев летят,
без ног бегут,
без паруса плывут. (Облака)
- Без окон, без дверей
Полна горница людей (Огурец)
- На зеленой хрупкой ножке,
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
- Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
- Круглый, зрелый, загорелый,
Поладался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток, хруснул раз – треснул бок. (Орех)
- Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы)
18. Психогимнастика.
- Какой первый звук в слове «осы»?
- Дети, изобразите, используя мимику, ос, когда они злые.
- А теперь они улыбаются нам. Давайте и мы улыбнемся.
ІІІ. Заключительный этап.
1. Итог занятия.
- О чем мы говорили на занятии?
- С какой буквой познакомились?
- Что больше всего понравилось?
- Как вы думаете, вы хорошо работали? За то, что вы были активными, любознательными, отвечали полными ответами, Золотая Осень принесла вам угощения.
Самоанализ занятия по логопедии в ½ классе по теме:
«Звук и буква О. Лексическая тема «Осень»
Группа ОНР – ІІ уровень
Тема: « Звук и буква О. Лексическая тема «Осень».
Цель занятия: закрепить знания о звуке и букве О; признаки осени и осенние явления.
Задачи: познакомить со звуком и буквой О, учить произносить звук О в словах и фразах; составлять коллективный рассказ – описание по картинкам, систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
Развивать артикуляционный аппарат, дыхание, голос, моторные и сенсорные функции, корригировать слуховое восприятие, память на основе упражнений на запоминание и воспроизведение, логическое мышление, умение отгадывать загадки, мелкую и общую моторику, навыки правильного произношения.
Воспитывать старание, мотивацию к обучению, коммуникативные навыки.
На занятии присутствовало – обучающихся логопатов.
Классификация группы по И.С.Певзнер:
- неосложненная олигофрения - Цымиданова К.,Чунихина О.,Кудрявцева Ю.;
- олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики – Тахтамыш А. (с преобладанием торможения над возбуждением), Капачева В. (аутизм);
- олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов (Медведева К., Иванова Н.)
- олигофрения с психопатоподобными формами поведения - нет
- олигофрения с выраженной лобной недостаточностью – нет
При планировании и проведении занятия учитывался уровень развития, объём знаний и умений, которыми владеет каждый ребенок. По учебным возможностям детей – логопатов можно условно разделить на группы: средний уровень - , 2 – начальный (Цымиданова К., Чунихина О), 5 – элементарный (Тахтамыш А., Иванова Н., Медведева К., Кудрявцева Ю., Капачева В.) – эти дети имеют слабый темпоритм работы, слабо развитая речь, рассеянность, они нуждаются в помощи.
Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал, учитывался принцип доступности и последовательности предлагаемых сведений.
Коррекционные задачи на занятии решались путем сочетания фронтальных и индивидуальных заданий. Переключение видов деятельности, многократное проговаривание речевого материала, повторение правильных ответов детей, акцентирование их внимания, упражнения по развитию фонематического восприятия и слуха, а также применение здоровьесберегающих технологий – все это способствовало развитию произносительных и лексико-грамматических навыков.
Для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности использовались словесные методы (побуждение к самостоятельному высказыванию, дополнительные вопросы), наглядные.
Работа строилась так, чтобы максимально заинтересовать детей, способствуя расширению и обогащению их знаний об осени и ее характерных признаках. Занятие включало в себя игровые ситуации, которые способствовали наилучшему усвоению предложенного познавательного материала и максимально активизировали умственную деятельность детей. Фронтальное общение позволяло раскрывать у детей такие качества, как речевая активность, эмоциональная отзывчивость, интерес к изучаемому материалу. Пальчиковая гимнастика, рисование пальцем приводит к раскрепощению, развивает мелкую моторику и гибкость пальцев. Динамическая пауза (кратковременные упражнения) снимает мышечную утомляемость, успокаивает нервную систему, восстанавливает умственную работоспособность.
Во время занятий обращала внимание на оптимальное использование времени, на чередование и смену видов деятельности, на целесообразность использования наглядности, на степень эстетического воздействия на детей. Дети вели себя эмоционально, активно, заинтересованно.
Переход к новым этапам осуществлялся с помощью проблемных связок. На занятии использовались следующие технологии: развитие интонации и силы голоса, проблемно – диалогическая, игровая, здоровьесберегающая.
Мотивация развивающей деятельности достигалась не только путём использования наглядного материала, художественного слова в играх, но и словесной похвалой. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей.
Выбранные методы, формы и средства обучения способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.