Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока: познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Дидактическая цель: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.
Познавательные УУД умение представлять информацию в виде схемы умение на основе анализа объектов делать выводы умение обобщать умение делать выводы в результате совместной работы умение выявлять сущность, особенности объектов умение ориентироваться в своей системе знаний |
Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами умение оформлять свои мысли в устной форме |
Регулятивные УУД умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию умение определять цель деятельности на уроке умение принимать и сохранять учебную цель и задачу умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
Личностные УУД способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Ход урока
1.Организация класса
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Актуализация знаний
- К нам в гости пришли звуковички. Почему у них разные платья? (обозначают гласные, согласные: твердые, мягкие звуки)
Звуковички любят играть. Они приготовили игру «Мои друзья»
-Мои друзья буквы, обозначающие согласные звонкие звуки. (ребята выходят к доске с карточками букв)
(Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р)
-Мои друзья буквы, обозначающие согласные глухие звуки .
(К, П. С, Т, Ч)
Мои друзья пары букв-сестричек по звонкости-глухости, которые уже знаете.
(Б-П, Г-К, Д-Т, З-С)
- Мои друзья буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука.
(А, О, У, Ы)
- Мои друзья буквы,которые обозначают мягкость согласного звука. (И, Е, Я)
-Какая ещё буква в русском алфавите обозначает мягкость согласного звука? (Мягкий знак)
- А для этой буквы можно подобрать звуковичка?
- Нет. Она не обозначает звука. Служит для смягчения согласных).
- Как вы думаете, почему у этого человечка бесцветное платье?
(Ещё не знаем, какой звук будет обозначать новая буква)
- А почему он держит в руках восклицательный знак?
- Ребята, этим знаком звуковичок хочет нас предупредить, что сегодня к нам на урок пришёл необычный звук, который отличается от других звуков. Чем же он отличается от других звуков, это нам предстоит открыть.
4. Формулирование темы урока. Целеполагание.
- Предположите, мы сегодня будем повторять то, что знаем, или получать новые знания? (Получать новые знания)
- А какую букву и какой звук будем сегодня изучать, вы скоро догадаетесь.
- Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш)
- Как шипит гусь? (Ш-Ш-Ш)
-Отгадайте загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Шар)
- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Буква Ш, звук ш)
- Как догадались? (слово начинается на звук ш, шипели, как змея)
А какие задачи нам нужно будет решить на уроке?
(- Познакомиться с буквой Ш и звуком, который она обозначает.
-Учиться читать слоги и слова с новой буквой.)
5. Открытие нового знания.
А). Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны и подберём ему звуковичка.
- У нас в гостях сегодня шары
- Назовите первый звук слова «шары». Дайте ему характеристику.
(Согласный, твёрдый, глухой)
-Какой звуковичок подходит? (Синий)
- Нашим гостям — шарикам тоже захотелось включиться в работу. Они пытаются найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это им не удается, помогите, поищите такие слова. (Ищут слова, делают вывод.)
- Таких слов нет, значит, какой вывод можно сделать? (Этот звук всегда твердый.)
- Именно поэтому к нам в гости пришли синие шары
- Дайте полную характеристику звуку.
(Звук [ш] — согласный, глухой, всегда твердый.)
- Что же на схеме звуковичок хотел сказать нам восклицательным знаком? Чем новый звук отличается от других звуков?
(Этот согласный звук бывает только твёрдым.)
В) Физминутка
Лягушки
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо - влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям - физкультпривет!
Г) Слого-звуковой анализ слова.
- А теперь будем применять знания о новом звуке. Выполним слого-звуковой анализ слова. А какого – вы сейчас сами отгадаете.
Стоит дом.
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. (Школа)
Д) Взаимопроверка.
Проверка с доски.
- Ребята, вспомните первую задачу нашего урока (познакомиться со звуком и буквой)
- Выполнили ли мы его? (Не полностью. Познакомились только со звуком)
Е) Звук ш на письме обозначается буквой Шш
- Вот как она выглядит. (Показ на слайде)
Назовите слова в названиях которых встречается буква ш
Видеоролик «Мудрая сова про букву Ш».
- На что похожа буква Ш?
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене он забыл.
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Ж) Конструирование буквы ш (в парах, из полосок синей бумаги).
- А теперь скажите, выполнили мы первую задачу урока? (да)
- Можем двигаться дальше.
З) Чтение слогов с буквой ш.
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
7. Физминутка .
- Я называю слова, а вы, если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши.
Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.
Игра «Покорми Ам нямыча».
Ам нямы любят конфетки с картинками на фантике.1ый с картинками со звуком [ш] начале,2ой в середине,3 й в конце. Покорми Ам -нямов
8. Закрепление. Первичная проверка понимания.
А) Составление слов из слогов. Работа в парах.
- Ребята, вот неприятность у нас приключилась! Слоги рассыпались, никак не собрать их в слова. Выполните задание в парах, составьте слова из слогов.
Карточки:
ША ШУ ШИ
-пка -хматы -ба -шка -тка -гает - повник стро -рик -рота -на -рфик
Проверка: шапка, шарфик, шахматы, шагает, шарик, шуба, шутка, шустро, шишка, широта, шина, шиповник. Слова открываются на доске.
Б) Чтение слов и предложений из Азбуки. Стр.17
- Чем отличаются слова 1 столбика? (Ед.число и мн.число)
- Назовите имена собственные (Миша, Гриша)
- Составьте предложение со словом «школа». Докажите, что это предложение.
Чтение текста.
- Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: в какое время года происходит событие? (Событие происходит осенью)
-Прочитайте текст ещё раз вполголоса, найдите слова со звуком ш. (пошли, шишки)
- Придумайте имена детям – героям рассказа. В их именах обязательно должен быть звук ш. (Шура, Алёша, Миша, Гриша, Саша, Маша, Наташа)
9. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили с вами на этот урок?
- Как вы считаете, нам удалось достичь целей урока?
- С какой буквой и каким звуком познакомились? (С буквой Ш.ш. со звуком ш (согласный, глухой, твёрдый)
- Чему научились? (Читать слова и предложения с буквой ш, составлять вопросы по тексту и отвечать на них.)
- Какой секрет нам открыл звуковичок? (Буква Ш особенная, она обозначает всегда твёрдый звук ш)
Резервный материал
У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.
- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом
сектор с этим номером.
1. Звук [ш] – согласный. +
2. ь обозначает гласный звук. –
3. Звук [ш] – всегда твердый. +
4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –
5. Звук [ш] – глухой. +
6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –
7. В слове кошка нет звука [ш]. –
8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +
9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +
10. Звук [о] – согласный. –
- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)
- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?
(Потому что звук [ш] всегда твердый).
- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.
Игра «Задом наперёд»
НО ТЫ МЕНЬШЕ ЕШЬ, НЕ МЫТ ОН.