СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук ш,буквы Ш.ш

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Звук ш,буквы Ш.ш»

Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.

Познавательные УУД

  1. умение представлять информацию в виде схемы

  2. умение на основе анализа объектов делать выводы

  3. умение обобщать

  4. умение делать выводы в результате совместной работы

  5. умение выявлять сущность, особенности объектов

  6. умение ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

  1. умение слушать и понимать других

  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

  3. умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  3. умение определять цель деятельности на уроке

  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

  5. умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные УУД

  1. способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



Ход урока

1.Организация класса
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.


2. Актуализация знаний

- К нам в гости пришли звуковички. Почему у них разные платья? (обозначают гласные, согласные: твердые, мягкие звуки)

Звуковички любят играть. Они приготовили игру «Мои друзья»

-Мои друзья буквы, обозначающие согласные звонкие звуки. (ребята выходят к доске с карточками букв)

(Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р)

-Мои друзья буквы, обозначающие согласные глухие звуки .

(К, П. С, Т, Ч)

Мои друзья пары букв-сестричек по звонкости-глухости, которые уже знаете.

(Б-П, Г-К, Д-Т, З-С)

- Мои друзья буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука.

(А, О, У, Ы)

- Мои друзья буквы,которые обозначают мягкость согласного звука. (И, Е, Я)

-Какая ещё буква в русском алфавите обозначает мягкость согласного звука? (Мягкий знак)

- А для этой буквы можно подобрать звуковичка?

- Нет. Она не обозначает звука. Служит для смягчения согласных).

- Как вы думаете, почему у этого человечка бесцветное платье?

(Ещё не знаем, какой звук будет обозначать новая буква)

- А почему он держит в руках восклицательный знак?

- Ребята, этим знаком звуковичок хочет нас предупредить, что сегодня к нам на урок пришёл необычный звук, который отличается от других звуков. Чем же он отличается от других звуков, это нам предстоит открыть.

4. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Предположите, мы сегодня будем повторять то, что знаем, или получать новые знания? (Получать новые знания)

- А какую букву и какой звук будем сегодня изучать, вы скоро догадаетесь.

- Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш)

- Как шипит гусь? (Ш-Ш-Ш)

-Отгадайте загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Шар)

- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Буква Ш, звук ш)

- Как догадались? (слово начинается на звук ш, шипели, как змея)

А какие задачи нам нужно будет решить на уроке?

(- Познакомиться с буквой Ш и звуком, который она обозначает.

-Учиться читать слоги и слова с новой буквой.)

5. Открытие нового знания.

А). Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны и подберём ему звуковичка.

- У нас в гостях сегодня шары

- Назовите первый звук слова «шары». Дайте ему характеристику.

(Согласный, твёрдый, глухой)

-Какой звуковичок подходит? (Синий)

- Нашим гостям — шарикам тоже захотелось включиться в работу. Они пытаются найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это им не удается, помогите, поищите такие слова. (Ищут слова, делают вывод.)

- Таких слов нет, значит, какой вывод можно сделать? (Этот звук всегда твердый.)

- Именно поэтому к нам в гости пришли синие шары

- Дайте полную характеристику звуку.

(Звук [ш] — согласный, глухой, всегда твердый.)

- Что же на схеме звуковичок хотел сказать нам восклицательным знаком? Чем новый звук отличается от других звуков?

(Этот согласный звук бывает только твёрдым.)

В) Физминутка

Лягушки

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям - физкультпривет!



Г) Слого-звуковой анализ слова.

- А теперь будем применять знания о новом звуке. Выполним слого-звуковой анализ слова. А какого – вы сейчас сами отгадаете.

Стоит дом.

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа)

Д) Взаимопроверка.

Проверка с доски.

- Ребята, вспомните первую задачу нашего урока (познакомиться со звуком и буквой)

- Выполнили ли мы его? (Не полностью. Познакомились только со звуком)

Е) Звук ш на письме обозначается буквой Шш

- Вот как она выглядит. (Показ на слайде)

Назовите слова в названиях которых встречается буква ш

Видеоролик «Мудрая сова про букву Ш».

- На что похожа буква Ш?

Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене он забыл.

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Ж) Конструирование буквы ш (в парах, из полосок синей бумаги).

- А теперь скажите, выполнили мы первую задачу урока? (да)

- Можем двигаться дальше.

З) Чтение слогов с буквой ш.

ША ШО ШУ ШИ ШЕ

7. Физминутка .

- Я называю слова, а вы, если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши.

Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.

Игра «Покорми Ам нямыча».

Ам нямы любят конфетки с картинками на фантике.1ый с картинками со звуком [ш] начале,2ой в середине,3 й в конце. Покорми Ам -нямов


8. Закрепление. Первичная проверка понимания.

А) Составление слов из слогов. Работа в парах.

- Ребята, вот неприятность у нас приключилась! Слоги рассыпались, никак не собрать их в слова. Выполните задание в парах, составьте слова из слогов.

Карточки:

ША ШУ ШИ

-пка -хматы -ба -шка -тка -гает - повник стро -рик -рота -на -рфик


Проверка: шапка, шарфик, шахматы, шагает, шарик, шуба, шутка, шустро, шишка, широта, шина, шиповник. Слова открываются на доске.


Б) Чтение слов и предложений из Азбуки. Стр.17

- Чем отличаются слова 1 столбика? (Ед.число и мн.число)

- Назовите имена собственные (Миша, Гриша)

- Составьте предложение со словом «школа». Докажите, что это предложение.

Чтение текста.

- Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: в какое время года происходит событие? (Событие происходит осенью)

-Прочитайте текст ещё раз вполголоса, найдите слова со звуком ш. (пошли, шишки)


- Придумайте имена детям – героям рассказа. В их именах обязательно должен быть звук ш. (Шура, Алёша, Миша, Гриша, Саша, Маша, Наташа)



9. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили с вами на этот урок?

- Как вы считаете, нам удалось достичь целей урока?

- С какой буквой и каким звуком познакомились? (С буквой Ш.ш. со звуком ш (согласный, глухой, твёрдый)

- Чему научились? (Читать слова и предложения с буквой ш, составлять вопросы по тексту и отвечать на них.)

- Какой секрет нам открыл звуковичок? (Буква Ш особенная, она обозначает всегда твёрдый звук ш)

































Резервный материал

У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.

- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом

сектор с этим номером.


1. Звук [ш] – согласный. +

2. ь обозначает гласный звук. –

3. Звук [ш] – всегда твердый. +

4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

5. Звук [ш] – глухой. +

6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

7. В слове кошка нет звука [ш]. –

8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

10. Звук [о] – согласный. –


- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?

(Потому что звук [ш] всегда твердый).

- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.




Игра «Задом наперёд»


НО ТЫ МЕНЬШЕ ЕШЬ, НЕ МЫТ ОН.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!