СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы.Изучение нового материала.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация в связи с ДО (дистанционное обучение)

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы.Изучение нового материала.»

Русский язык 7 апреля


-Ребята, какой у нас сейчас урок? (Урок русского языка)

-Для чего нам нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотными людьми)

-А что значит – быть грамотным?


Чистописание

-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать.


Я тетрадь свою открою (Открывают тетради)

И наклонно положу. (Кладут наклонно)

Я, друзья, от вас не скрою – (Берут ручки)

Ручку я вот так держу. (Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку)

Сяду прямо, не согнусь (Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку)

За работу я возьмусь. 


-Записываем число, классная работа.


-Весной тает снег, превращаясь в воду, вода течёт к рекам, разливаясь и затапливая ближайшие земли. Это природное явление называется половодье, паводок. (Показать иллюсрацию)

-Вода течёт волнами. На минутку чистописания к нам волна заглянула.

-Посмотрите, какая буква спряталась в волне? (п)

-Перенесите букву к себе в тетрадь и продолжите её до конца строчки.

-На какую букву начинаются слова паводок, половодье? (На п)

-Запишите эти слова красиво к себе в тетрадь.

-Это время очень опасно для жизни. Каждый год во время паводка гибнут люди. Вода закрывает низины, углубления. Мы не видим место куда можно встать, поэтому можно утонуть. Лёд слабый, на него нельзя выходить. Гулять можно только около дома, на возвышенности. (Провести беседу как опасно находиться на льду)



-Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду.

-Какие звуки ты слышишь вокруг? (журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики)

-Окружающие нас звуки можно разделить на 2 группы – это Речевые и неречевые. Как ты понимаешь речевые звуки – это какие? А Неречевые?


Мы не буквы, мы - звуки речи

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы - звуки речи

Произносят и слышат  нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласной - прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


-Сегодня мы поговорим о звуках и буквах.

Откройте учебники на с.45. Прочитайте тему урока. (Звуки и буквы)

-Чему мы будем учиться при изучении этой темы? (Читаем на с.45)


-Читаем сведения на с.47 в рубрике "Обрати внимание!"


- А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.

Сказка о звуках и буквах

-Жили-были в одной волшебной стране звуки.

-Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали ...

-Как ты думаешь какими звуками? (Вспоминают какие звуки мы тянем,поем…Это гласные).

-Назовите их. (А, о, и, у, э, ы)

-Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. (Дети пропевают звуки вместе с родителями)

-Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом.  И назывались они...Как? (согласными)

-Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило  её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

-Ребята, а чем отличаются звуки от букв? (Ответы детей. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем)


Работа с учебником.

а) Стр. 46, упр. 1.

-Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, почему оно имеет такое название? Когда так говорят?

-Какое значение имеет слово «славно»? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (Слов, близких по значению).

-Найдите слово «пою». Одинаковое ли количество звуков и букв в этом слове? Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв.

-Чем отличаются звуки от букв?

-Прочитайте последнее задание и выполните его самостоятельно.


б)Упр.№2 с.46

-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.

Звуки мы слышим и произносим.

(Составляют предложение под руководством родителей. Записывают в тетрадь самостоятельно.)

-На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? (С гласными)

-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? (Ударными и безударными)

-Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? (Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие)

-Для того, чтобы звуки могли веселиться волшебник подарил им карнавальные наряды. Какие достались гласным и  какие согласным? (Дети отвечают. Гласные-красные, согласные -синие)


Звуко-буквенный анализ слов.

в)Упражнение №4 с.47

-Давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков,  в разноцветные карнавальные костюмы и в буквенную одежду.

-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? (Аист, слон, сом)

-Составьте звуковую схему слов, через тире запишите слово буквами.

-Проверим, все ли справились с поставленной задачей?

-Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?


Звуко-буквенный анализ слов (продолжение)

-Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать? (Дети отвечают)


Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы.


-Давайте в тетрадь запишем слово ЯМА.

-Что обозначает это слово?

-Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.


-А теперь нарядим слово в карнавальный костюм, нарисуем рядом звуковую схему. Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше? (Дети отвечают. Звуков больше чем букв, т.к. буква я стоит в начале слова, значит обозначает 2 звука)


Упражнения в транскрибировании слов.

- Давайте  составим к слову "ЯМА" звуковой костюм, который называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ. С этим словом мы уже знакомились и что оно обозначает знаем. Но  не лишним будет повторить, как обозначаются в транскрипции звуки.

-Нам поможет в этом "Страничка для любознательных", которая находится в нашем учебнике на с.48. Прочитаем.

- А теперь запишем транскрипцию в тетрадь.

-Давайте проверим. [ й,ама]


Закрепление пройденного материала.

Работа в печатных тетрадях.  с.24 №3

- Откройте печатные тетради на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции): конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова - названия животных. (Дети комментируют с места и пишут).


-Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает слово "НЕВОД"? (Ответы детей)

Невод-это

- Вот и мы сейчас расставим сеть, чтобы поймать правильные ответы.

-Если вы считаете, что высказывание правильное, ставите соответствующую букву.

       Задание выполняется в тетрадь. Родитель читает, ребенок ставит номер задания и выбирает соответствующую букву. Выполнется в 2 столбика в каждом по 4.


Контрольные задания:

1.

А) Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Б) Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2. 

А) Звук можно услышать и произнести. 

Б) Букву можно услышать и произнести.

3. 

А) Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Б) Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4. 

А) Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Б) Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5.

А) Гласный звук образует слог.

Б) Согласный звук образует слог.

6.

а) Ударный слог в слове произносится слабее других.

Б) Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7.

А) Буквами обозначаются  на письме звуки.

Б) Звуками  обозначаются  на письме  буквы.

8.

А) Алфавит – это все буквы в беспорядке.

Б) Алфавит – это все буквы по порядку.


Итог

- Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? (Со звуков).

- Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.

- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)



Упр. 3 на стр. 47 учебника выполнить по итогу устно…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!