СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Звуковая культура речи. Звук «Ц».(средняя группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ппролджд

Просмотр содержимого документа
««Звуковая культура речи. Звук «Ц».(средняя группа)»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»

с.Балахоновское













Занятие по речевому развитию в средней группе
на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»























Подготовила воспитатель:

Чичайкина И.А.И.

2020г.

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель

Место проведения: группа.

Образовательная область:  речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)

Цель:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

- упражнять детей в чётком и отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение самостоятельно отбирать  картинки с заданным звуком, произнося звук громче, чем остальные звуки в слове.

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать интонационную выразительность речи.

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Оборудование: игрушка цыпленка, яйцо в корзине, различные атрибуты для игры, театр на магнитах, аудиоколонка с музыкой.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент (появление главного героя -цыплёнка), активизация словаря (подбор по смыслу слов, знакомство с новыми словами, проговаривание слов всеми детьми), чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.

Ход занятия:

В: Сегодняшнюю нашу встречу хотела бы начать со «Сказки про слоненка Симба».

Жил-был слоненок Симба и у него был длинный хобот.
1.Упражнение «хоботок». Вытянуть сомкнутые губы вперед.

У Симбы, всегда было хорошее настроение и поэтому он часто улыбался.

2.Упражнение «заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуть в улыбке.

Как то раз он съел пять горячих лепешек.

3.Упражнение «лепешка». Рот слегка приоткрыт, язык широко в спокойном положении лежит нижней губе и удерживается под счет от 1 до 5-10, а потом убирается в рот с произнесением слова «ам».

Потом он пошёл гулять, напевая песенку.

4.Упражнение «наказать непослушный язычок». Приоткрыв рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

Идя по дороге слоненок Симба встретил по дороге кошку. Кошка, увидев слоненка, очень испугалась и выгнула спинку.

5.Упражнение «киска сердится». Рот слегка приоткрыт, широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов, спинка языка выгибается, затем встает в исходное положение.

Тогда кошка зашипела, зафырчала на слоненка.

6.Упражнение «кто дальше загонит мяч». Рот открыт, язык высунут, боковые края лопатообразно подняты, как бы произнося длительно звук «ф». Следить, чтобы щеки не надувались.

А потом кошка убежала по мостику от слоненка .

7.Упражнение «мостик». Рот приоткрыт, широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов, спинка языка выгибается и удерживается в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Слоненок Симба очень хотел догнать кошку, рассказать ей о том, что он д хочет дружить с ней, но, когда он встал на мостик, мостик вдруг зашатался, потому что был старым и слоненок вернулся обратно.

Слышится звук вылупляющегося из яйца цыпленка.

В: Ребята, вы слышите, откуда идет звук?

Воспитатель с детьми идут на звук и находят яйцо.

В: Ребята, кто это?

Д: Цыпленок.

В: Верно, а как называется его чудесный домик? (яйцо)

Воспитатель с детьми присаживается на пол.

Ц: Здравствуйте, дети!

Д: Здрасти!

В: Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце.

- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц»


Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. Спросить 2х детей.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»


- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »


-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). Произнеси Варя, Лиза, Вика. Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок). Давайте скажем вместе это слово (проговаривают хором).

В: Ребята, Цыпа устал сидеть и хочет подвигаться. Он приглашает вас на веселый танец.

Физ.минутка-танец под песню «Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем.

В: А как зовут тебя цыпленок? Мы даже не познакомились(Цыпа)

В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]

Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное  имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып)

В: Позови Ксюша – цып-цып-цып. А теперь ты Максим  (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу.

-Цып-цып-цып.

Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и  повторяйте дружно строки:

Це-це-це - дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель говорит, затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу. (показ «коготков»                   

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)

Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)


В: Спасибо цыпленок за такое интересное стихотворение. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы!

В: Дети, а играть вы любите? (Да) Вот и Цыпленок любит. И хочет с вами сыграть в игру «Курица и цыплята».

Подвижная игра «Курица и цыплята»

Кошку выбрать считалкой

Раз, два, три -
В кружочек встали,
Игроков пересчитали!
Где начало? Где конец?
Выйдет тот, кто молодец!

Затем хором произносят слова:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают.

В: Ребята, а сказки любите слушать? Хотите вместе с ним послушать одну? Послушайте внимательно.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце.

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и они из оконца выходили любоваться солнцем, а потом все выходили гулять на улицу. Жили они дружно и счастливо.

В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?

(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным солнцем? – из оконЦа)

В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Цыпа, скажи ты какое слово запомнил со звуком [ц]? (солнце) А вы дети? (ответы детей) Похвала воспитателя.

Молодцы! Кто сможет рассказать сказку, глядя на эти картинки? (если позволит время -воспитатель спрашивает одного-двух детей) Похвала. Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!