СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ Большинская СОШ
Эссе «Я - учитель».
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, он рвётся в высь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д.С.Лихачёв
Профессию учителя я выбрала сознательно. Во-первых, я очень люблю детей. Во-вторых, моя бабушка Панарина Тамара Алексеевна была учителем химии и биологии. В-третьих, на мой выбор повлияла первая учительница начальной школы Нина Александровна, вызвавшая во мне интерес к этой профессии. И поэтому я решила стать учителем начальных классов. Всегда я интересовалась структурой урока, его техникой проведения, задавала много вопросов своей бабушке. От неё же впервые услышала, что такое конспект урока. В старших классах я уже точно знала, кем буду.
После окончания школы я поступила в Каменский педагогический колледж, а после его окончания работала и заочно стала учиться в Таганрогском педагогическом институте им. А. П. Чехова. Большое спасибо хочется сказать всем преподавателям, которые учили меня. Для них профессия учителя была не только работа, но и судьба. Учили и воспитывали они от сердца, искренне сеяли честность, порядочность, мудрость и трудолюбие. Глядя на них, тоже хочется себя совершенствовать. Такие люди навсегда остаются в памяти своих учеников настоящими Учителями.
Я начала свою трудовую деятельность, когда авторитет учителя стал уже не так высок, как раньше. Но тем не менее, каждый молодой педагог пытается поднять этот авторитет, и пусть в некоторые моменты мы терпим неудачи, но так, наверное, и должно быть. Ведь не сразу у всех всё получалось. Работая в школе, лично я многому научилась у более опытных учителей: общению с детьми разного психологического уровня, правильному и гармоничному распределению времени на уроке. Сделала много выводов, исходя уже из своей практики. Я для своих учеников стараюсь быть и другом, и учителем, который за что-то может и поощрить, и осудить. И когда дети начинают тебя слушать, слышать, понимать и доверять тебе, то это на самом деле показывает, что ты чего-то добился.
Великий философ Жан Жак Руссо сказал: «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?». Многие из нас хотели бы вернуться в детство. Радость от первого снега, кораблики в ручейке, вкусные сосульки с крыши, отсутствие взрослых проблем… По-настоящему мы взрослеем не там, где мы покидаем детство, а там, где детство покидает нас.
Состояние детства вдохновляет и делает нашу работу не рутиной, а постоянно обновляющимся творческим процессом. Интересно, что моя профессия позволяет примерять на себя сразу несколько ролей: и роль артиста, и роль зрителя, и роль учителя, и роль партнера по игре. А самое главное она позволяет не расставаться с детством.
В глазах учеников Учитель – профессионал – это тот человек, который «отдает все, что знает детям; у него всегда есть время, чтобы ответить на вопросы ученика; может объяснить трудную тему доступным языком; обладает чувством юмора, чтобы не накалять ситуацию; хорошо общается с детьми и не выделяет для себя любимчиков; в совершенстве владеет своим предметом, уравновешенный, мудрый и справедливый; строгий, но добрый. Я считаю, что Учитель должен обладать умением найти правильный подход к каждому ребенку, чтобы зажегся в нем огонек познания, чтобы появилось желание учиться. Главное — понимать ребёнка, открыть ему свое сердце, впустить и принять его таким, какой он есть. Ведь каждый из них, прежде всего, - личность, со своим мировоззрением, миропониманием. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, - развить, обогатить эту личность. Необходимо создать условия для творческого развития ребенка, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, идя рядом, вовремя подставив плечо. Как этого достичь? На самом деле все просто: учителю нужно самому быть яркой личностью. И как писал К. Д. Ушинский: «Только личность может воспитать личность».
Конечно же, Учитель должен быть профессионалом, заниматься самоподготовкой и методическим самосовершенствованием, но главнее всего личностный рост учителя, его внутренний мир и человеческие качества. Он должен никогда не останавливаться на достигнутом, иначе сможет ли он вести за собой детей? Доверятся ли ему дети на пути к познанию? А каким должен быть учитель, чтобы ребёнок смог довериться ему, открыть свою душу, поделиться своими радостями и печалями? Я считаю, что прежде он должен быть Человеком, неравнодушным, щедрым, с чувством юмора, в меру строгим, компетентным в своей области, артистичным.
Важно, помочь ребенку научиться радоваться простому и сложному, обыденному и необыкновенному, не только своим победам и достижениям, успехам и открытиям, но и радоваться неудачам. Ведь что такое неудача? Это лишь ещё одна возможность стать лучше. Школа с помощью учителя должна стать школой радости. Где каждый день маленького ученика ожидает радость встреч с одноклассниками и учителем, радость новых знаний и впечатлений. Как же можно научить ребёнка счастью? Мне кажется, ответ прост: нужно самому учителю быть счастливым. Счастливым от своей работы, счастливым от каждой встречи с детьми, счастливым от каждого вопроса и спора возникающего на уроке, счастливым от самой жизни. Ведь только тот, кто счастлив сам, может этим счастьем поделиться с другими. Так каким должен быть Учитель? Для себя я ответила так: прежде всего открытым, чтобы каждый жест и слово учителя вызвали в ребенке желание идти за ним, идти вместе с ним. Учитель должен быть динамично развивающейся личностью, вызывая у ребенка желание стремиться всегда вперед. Учитель должен быть носителем счастья, чтобы помочь ребенку найти источник счастья в себе самом.
Попав в школу в очень непростое время перемен в системе российского образования, я столкнулась с необходимостью осваивать много нового. Современную школу нельзя представить себе без компьютера, Интернета, интерактивной доски. Ведь по современным стандартам к каждому учебному курсу предусмотрены электронные образовательные ресурсы. Подумать только, когда учились мы, они только зарождались, сейчас это уже обязательная часть учебного процесса! Старые формы и методы претерпевают второе рождение в условиях современной образовательной среды. И мне это нравится. Работать в современной школе трудно, но интересно. В современном образовании много проблем. Но я думаю, что одна из центральных проблем российского образования – профессия учителя в современном обществе утрачивает свою ценность. Решение проблемы – в повышении престижа профессии, ее ценности. В ходе модернизации образования предпринимаются шаги в данном направлении, этому служит и введение ФГОС, и технологизация образовательного процесса, и расширение информационного поля. Однако следует опасаться перекосов. Я считаю, что высокие технологии только средство, а не цель. Не будет личности ребенка без личности учителя. Школа- это место, где главное и личность ребенка, и фигура Учителя. У современных детей имеется множество источников информации, а учитель потерял приоритет единственного источника знаний. Доказано, что 80 % информации, подлежащей усвоению в школе, ученики узнают из других источников. Поэтому учитель в современной школе должен быть не ретранслятором знаний, а организатором учебной деятельности учащихся. Даже в эпоху информационных технологий живое слово, взгляд, дар учителя не заменят компьютерные презентации, которые делают урок ярким, убедительным. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание. Говорят, что учитель всю жизнь учится. Ну что ж, я согласна, трудности меня совершенно не пугают, ведь я прекрасно понимаю, что, для того чтобы заниматься любимым делом, нужны хорошие знания.
А знаете, в чем самый главный Успех учителя? В его учениках, которые не затерялись в большом мире взрослых и нашли в нем себя! Быть учителем – это мой Путь! И я только на начале этого пути, верю в своё назначение; счастлива, потому что вижу результаты своего труда. А вообще надо сказать, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.
А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. А вот Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить», могу, перефразировать, сказать: «Дайте возможность светить каждому из своих учеников!».
Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников! И я благодарю судьбу за данную мне возможность подарить частичку своего тепла, любви другим, владеть сердцами своих учеников.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "ИДИ!" (Ридьярд Киплинг)
И я готова идти, пускай по тернистой, нелегкой, но интригующе интересной учительской стезе, по дороге знаний в вечно молодую страну Учеников!
Я люблю свою профессию, горжусь ею. И пришла к выводу, что я – самый счастливый человек, у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…
учитель начальных классов
Жукова Валентина Павловна
МБОУ Большинская СОШ
Каменский педагогический Колледж
Таганрогский педагогический Институт (им. Чехова)