В своей работе применяю множество методов и технологий, которые помогают развивать функциональную грамотность обучающихся.
Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
На занятиях мы тренируем монологическую речь и разыгрываем диалоги на различные темы, которые позволяют развивать функциональную грамотность. Например, после чтения текста «Осень», ребятам нужно не только ответить на вопросы после текста, дополнить предложения, но и рассказать о погоде за окном, применяя слова и фразы из прочитанного текста, а также добавить в свой монолог/диалог пункт «Что я люблю (ты любишь) делать в это время года? Что мне (тебе) нравится осенью?»
Особенно ребятам нравятся разыгрывать диалоги на тему «В продуктивном магазине», «На рынке». Они составляют список продуктов сами или получают готовый и идут в магазин за покупками. Составляя список самостоятельно, им нужно наши цены в рублях перевести в евро, рассчитать необходимое количество денег на покупку.
Каждый может сыграть любую роль: продавца или покупателя, ему необходимо быть финансово - грамотным, чтобы правильно посчитать сдачу и определить хватит ли ему денег на покупку. Развивается финансовая грамотность.
https://fhd.multiurok.ru/gallery/2023/12/18/53321/1db2b74a81a863baac5fa9ed6f471bb4.jpg
На занятиях работаем с текстами, которые являются интересными для обучающихся, после которых обсуждаем реальные события из нашей жизни, связанные с темой текста.
Например, после прочтения рождественской открытки в учебнике, пишем собственное рождественское поздравление родным и друзьям и делаем открытку.
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал.
Например, выполняя монолог по теме «Погода осенью» в 3 классе, я применяю дифференцированный подход.
Учащимся, имеющим статус ОВЗ можно пользоваться планом-опорой или вопросами по теме, они могут дополнить предложение, в то время остальные ученики выполняют данное задание самостоятельно.
Работая на уроках, учащиеся всегда имеют право выбрать уровень задания (базовый или повышенный)
Например, проводя словарную работу: базовый уровень – знать перевод слова, повышенный – составить из словарных слов предложения.
Работая с текстом, после его прочтения учащиеся выполняют задания базового (ответить на вопросы, выбрав готовый вариант ответа) или повышенного уровней (продолжить сказку, написать ответ на письмо, составить вопросы к тексту)
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность.
ИКТ позволили мне составить онлайн-тесты по немецкому языку, которые носят разноуровневый характер. Базовый уровень – задания тестового характера. Повышенный уровень - задания, не содержащие готовый ответ.
https://multiurok.ru/tests/test-po-teme-miunkhen-8-klass.html
https://multiurok.ru/tests/test-po-teme-leto-eto-samoe-prekrasnoe-vremia-goda-3-klass.html
Данные онлайн-тесты могут выполнять учащиеся из любой школы.
С помощью ИКТ я проводила уроки - онлайн через платформу Zoom:
https://youtu.be/9eP7xUpySIY, https://youtu.be/s4wo3-r5WoE; создавала собственные обучающие видео https://multiurok.ru/chekina/blog/obuchaiushchee-video-1/.
Используя ИКТ, учащиеся выполняют презентации, проекты, делают открытки, выполняют электронные тесты, смотрят обучающее видео, фильмы, сказки, используют онлайн-переводчик, посещают онлайн-музеи.
Применение ИКТ на уроках позволяют повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Сейчас доступны образовательные онлайн-ресурсы и платформы, которые являются эффективным вспомогательным инструментом для школьного образования, повышающим мотивацию, успеваемость учеников.
Использование метода проектов
Проектная деятельность рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особенные.
1. Необходимо наличие проблемы (значимой задачи) – информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта.
3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, является продукт.
Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, презентации, включающие в себя фотографии, картинки, таблицы, рисование постеров сопровождают урок на разных его этапах. Учащиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты, как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Они могут быть краткосрочные и долгосрочные по реализации.
https://vk.com/wall-208851076_75
https://vk.com/wall-208851076_67, https://vk.com/wall-208851076_26
https://multiurok.ru/album/proektnaia-deiatelnost-35.html
https://drive.google.com/drive/folders/1fpDe3L7jPi5mcd6trllhIt6JKIK2ediP?usp=sharing
Игровые технологии
В своей работе использую различные игры (лексические, грамматические, фонетические) ребусы, викторины, различного вида кроссворды и загадки, к составлению которых привлекаю самих учеников.
По данной теме делала обобщение опыта https://drive.google.com/drive/folders/1SiX4Tl1PpJCdy4r8gG1e3SQ7JrjWgkHN?usp=drive_link
https://vk.com/wall-208851076_70
https://vk.com/wall-208851076_50
Являюсь создателем собственных игр
Игра «Was passt zusammen»
https://multiurok.ru/files/loto-opisanie-i-pravila-igry.html
https://studio.youtube.com/video/-bIqGlueRTk/edit
https://multiurok.ru/chekina/files/igra-was-passt-zusammen-na-nemetskom-iazyke/
Игра «Домино» https://multiurok.ru/chekina/files/igra-domino
Игра «Мемори» https://multiurok.ru/chekina/files/igra-memori/
Применение игр позволяет сделать скучную работу более интересной и увлекательной для учащихся. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок.
Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества. https://multiurok.ru/album/igry-na-urokakh-nemetskogo-iazyka.html
Использование песенного, стихотворного материала на изучаемом языке
Песня — это хороший вид релаксации, несёт в себе социокультурную информацию. На основе работы с песней развиваются умения устной речи, формируются навыки восприятия иноязычной речи на слух; идет использование аутентичного музыкального материала, развивается иностранная музыкальная культура.
Во время моих уроков использую песни по изучаемой теме, что позволяет сделать учебный процесс более интересным.
Также мои ученики ежегодно участвуют в фестивале по немецкому языку и в фестивале-концерте исполнителей песен на ИЯ. Надо сказать, что дети с огромным удовольствием и желанием принимают участие в данных фестивалях. Подбор репертуара, создание сценического образа, поиск костюмов, репетиции, иноязычные речевые навыки - все это
привлекает детей.
При подготовке к фестивалю мы прослушиваем и выбираем песню, работаем с текстом песни, переводим незнакомые слова, отрабатываем произношение, выполняем презентации.
https://vk.com/wall-208851076_2
Помимо фестивалей мои ученики ежегодно участвуют в районном конкурсе чтецов на немецком языке. Это позволяет им продемонстрировать свои ораторские и актерские умения.
https://vk.com/album632802708_292050562
Технология CLIL
CLIL – это интегрированное обучение, изучение на иностранном языке предметов школьной программы — это может быть окружающий мир, рисование, история, география, математика, технология и другие предметы. Данную технологию использовала на уроках технологии и музыки.
https://multiurok.ru/files/master-klass-predmetno-iazykovoe-integrirovannoe-o.html
Мнемотехника
В данном видео вы увидите методы и приемы запоминания слов, словосочетаний предложений на иностранном языке (немецкий язык), используемых мною на уроках.
https://studio.youtube.com/video/YHf5R0vfMMU/edit
Технология интерактивного обучения
Интерактивность - это объединение, взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создаёт реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством языка.
Обучение в сотрудничестве
Благодаря данной технологии развивается умение сотрудничать. Сильные ученики помогают слабым. Например, составить диалог на тему «Знакомство» и разыграть его.
Технология проблемного обучения
Суть проблемного обучения можно охватить одной фразой: «тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний».
Научное творчество - это процесс "производства" новых знаний о мире, включающий четыре основных звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.
Например, учащиеся изучили спряжения слабых глаголов, вводится спряжение сильных глаголов.
На доске записаны предложения: Wir sprechen Deutsch. Du sprichst Deutsch.
Учащиеся переводят первое предложение, пробуют перевести второе (возникает затруднение). Некоторые делаю вывод, что эти слова похожи.
Далее им необходимо выполнить следующее задание - изменить слово «sprechen» по лицам. Обычно они спрягают глагол по образцу спряжения слабых глаголов, допуская ошибки. Т.к. они ещё пока не знают, что у сильных глаголов изменяется гласная в корне во 2-ом и 3-ем лицах ед.ч. Потом они сравнивают свою работу с правилом в учебнике, узнают, что это сильные глаголы. Делают вывод, что у них во 2-м и 3-м лице изменяется гласная, а окончания остаются такими же, как и во время спряжения слабых глаголов, возвращаются ко второму предложению на доске и переводят его, объясняя, почему поменялась гласная.
После работы с правилом применяют его с другими сильными глаголами.