Тема занятия: 175 лет со дня рождения В.И. Сурикова
Цели:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.
Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Вид занятия: урок с использованием ИКТ-лекция. Использование презентации позволит учащимся ознакомиться с картинами художника, этапами создания работы, проследить какие изменения претерпевала картина в период ее создания.
Возраст слушателей: 5 класс
Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, доска для проектора.
Наглядные пособия на слайдах: Автопортрет В. И. Сурикова. 1879 г. “Утро стрелецкой казни”. 1881 г., «Взятие снежного городка».1881 и фрагменты картины. “Меншиков в Березове. 1883 г. и фрагменты картины. “Боярыня Морозова”. 1887 г. и фрагменты картины. “Боярыня Морозова”. Эскизы к картине.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме КДШ.
3. Изучение нового маткериала
4. Закрепление материала.
Лекционный материал
Суриков Василий Иванович (1848-1916) – выдающийся русский художник, специализировавшийся на исторических полотнах. Среди остальных живописцев его выделял пугающий реализм, который зачастую шокировал современников. Биография Сурикова Василия Ивановича складывалась весьма удачно, и он в полной мере смог реализовать свой талант.
Детство и юность
Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.
Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.
После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.
Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.
После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.
В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.
Творчество
Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».
Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.
Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.
На написание одного из самых известных своих полотен – «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.
В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.
К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Для детей знакомство с творчеством художника можно начинать уже с 3 класса – все картины мастера отличает высокая художественная ценность и разнообразие образов.
Личная жизнь
Первой и единственной любовью живописца стала его супруга – Елизавета Августовна Шаре. Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери – Ольга и Елена.
Однако семейное счастье было недолгим – спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии. Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.
Смерть
В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.
Первые этюды для картины “Взятие снежного городка” Василий Суриков начал создавать в 1888 году. А в 1890 году Василий Иванович Суриков побывал в селе под названием Ладейка. Местную молодежь он попросил построить снежный городок и поиграть напоказ
озволила художнику:
Сделать важнейшие наброски центрального персонажа на коне;
Выяснить, как изображать свет, чтобы передать объем сугробов, снега;
Зарисовать будущую толпу;
Изобразить красками снег, разлетающийся во все стороны.
Некоторые лица Суриков писал не с неизвестных ему девушек и молодых людей, а со своих родственников и знакомых. Так, например, моделями выступали его родной брат, жена известного красноярского врача и подруга семьи Екатерина Рачковская, двоюродная племянница живописца
В центре сюжета находится казачья традиционная игра в покорение городка. Она проходила почти в каждой деревне по периметру Енисея, а смотреть на нее собирались все односельчане. И это не удивительно. Картина прекрасно передает воодушевленную и полную радости атмосферу, которая царила во время таких гуляний.
На первом плане находится всадник, который, находясь на скачущем коне, с силой бьет по разрушающемуся городку из чистого снега. Его лицо напряжено, а в глазах лошади настоящее безумие. Критик Владимир Кеменов писал о центральных персонажах: “Суриков как бы очеловечивает лошадь: в его картине не только всадник, но и конь выглядит полноправным участником весёлой забавы… Больше того, конь и сам испытывает удовольствие от игры”.
Они буквально олицетворяют весь пыл енисейских казаков, их серьезное отношение к старинным традициям. Также на переднем плане находятся люди в санях — парень и девушка, с левой и правой руки соответственно. Они в восторге от происходящего и с азартом наблюдают за теми, кто скачет вслед за наиболее успешным казаком.
На заднем плане стоит толпа, но она расступается перед всадниками. Всадники выглядят не так, как центральный персонаж — они просто веселятся, в них нет такого запала и желания поскорее уничтожить снежное городище. Так же счастлива толпа, которая наблюдает за праздником. В ней есть люди разных возрастов и сословий, но в счастливый момент все стирается. Все они выглядят одинаково нарядными, счастливыми и румяными от мартовского мороза.
Первым покупателем картины стал меценат Владимир фон Мекк. Благодаря ему полотно поучаствовало во Всемирной выставке в Париже. Там оно получило бронзовую медаль, что сделало картину одной из наиболее признанных среди полотен Сурикова. Затем картину перекупил Русский музей.
Во время войны картину эвакуировали в Нижний Новгород, а затем и в Пермь. Только после окончания военных действий полотно вернули в Санкт-Петербург. После оно никогда не покидало город надолго, разве что участвовало в локальных выставках по России. В Русском музее, куда и была возвращена картина, ее можно увидеть по сей день.