Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Прогресс
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании МО учителей Директор школы
физико-математических дисциплин _______________
Протокол №___ /Валеев Д.Р./
от ,,____,,________2016 Приказ № ___от ,,__,,_______2016г
Руководитель ШМО
__________/Тимерханова Ф.Ф./
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Алгебра
Класс: 9
Уровень общего образования: основное
Учитель: Гарифьянова Сания Нигаматьяновна
Учебный год реализации программы: 2016-2017
Количество часов по учебному плану всего: 136 ч.; в неделю: 4 ч.
Административных контрольных уроков: 2 ч.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ю.Н. Макарычева М: Алгебра-9 «Просвещение», 2013
Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Алгебра-9 « Просвещение» 2013 год
Рекомендован Министерством образования и науки РФ
Рабочую программу составила:__________ / Гарифьянова С. Н./
Год разработки рабочей программы – 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева входящей в сборникрабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы», составитель: Т.А. Бурмистрова «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра , 7-9 классы».- М. Просвещение, 2011. Планирование ориентировано на учебник «Алгебра 9 класс» под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2008-2011 годы.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;
развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.
Нормативное обеспечение программы:
1.Закон об образовании РФ.
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России.2004. №12 с.107-119.
3.Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету. (Приказ МО от 19.05.1998 №1276)
4.) Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2011.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. На изучение курса в соответствии с авторской программой Бурмистровой Т. А. «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А.,М.: Просвещение, 2011» (второй вариант планирования) отводится 136 часов (4 часа в неделю). Планирование учебного материала по алгебре рассчитано на 135 учебных часа согласно календарному планированию на 2011-12 учебный год. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:
В начале учебного года данной Рабочей программой предусмотрено повторение материала 8 класса в объёме 2 часа. В соответствии с планом внутришкольного контроля с целью изучения преподавания предметов, выносимых на итоговую аттестацию, добавлены две контрольные работы: входная контрольная работа (за курс алгебры 8 класса) и административная контрольная работа (за I полугодие), также запланирован пробный экзамен за курс основной школы в формате ГИА. В связи с этим, изменено соотношение часов на раздел «Повторение», и вместо предложенных в авторской программе 29 часов, в рабочей программе 23 час. Количество контрольных работ 11.
Содержание
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса алгебры 9 класса включает следующие тематические блоки:
№ | Тема | Количество часов | Контрольных работ |
1 | Повторение материала 7-8 класса | 2 | 1 |
2 | Квадратичная функция | 30 | 2 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 20 | 1 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы | 25 | 1 |
5 | Прогрессии | 18 | 2 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 17 | 1 |
| Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 | 23 | 1 |
| Итого | 135ч | 9 |
1.Квадратичная функция, 30 ч
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Функция у=хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n–й степени.
2.Уравнения и неравенства с одной переменной, 20 ч
Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы, 25 ч.
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
4.Прогрессии, 18 ч
Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей, 17 ч.
Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность.
6.Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9кл , 23ч
Тождественные преобразования алгебраических выражений. Решение уравнений. Решение систем уравнений. Решение текстовых задач. Решение неравенств и их систем. Прогрессии. Функции и их свойства.
Планируемые результаты изучения курса алгебры
В ходе преподавания алгебры в 9 классе следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к 0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у = , у= , у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х- m) 2), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Контрольно-измерительный материал.
Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Тексты контрольных работ взяты из
1) Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2008;
2) Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева.. – М.: Просвещение, 2011.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по алгебре.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по алгебре.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Государственная итоговая аттестация выпускников школы осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работа.
На основании результатов промежуточной аттестации выставляются итоговые оценки.
Контрольные работы |
1 | Диагностическая контрольная работа по тексту администрации |
2 | Контрольная работа №1 «Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен». |
3 | Контрольная работа №2 «Квадратичная функция и её график. Степенная функция. Корень n-й степени». |
4 | Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной». |
5 | Контрольная работа №4"Уравнения и неравенства с двумя переменными". |
6 | Контрольная работа №5 "Арифметическая прогрессия". |
7 | Контрольная работа №6 "Геометрическая прогрессия". |
8 | Контрольная работа №7 "Элементы комбинаторики и теории вероятности". |
9 | Итоговая контрольная работа. |
№ п/п | Тема урока | количество часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | фактическая |
| Повторение материала 7-8 класса | 1 | 2.09 | | |
| Диагностическая контрольная работа по тексту администрации | 1 | 5.09 | | |
Глава I. Квадратичная функция. (30 час) | | |
§1. Функции и их свойства. (6 час) | | |
| п.1. Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | 6.09 | | |
| п.1. Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | 7.09 | | |
| п.1. Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | 9.09 | | |
| п.2. Свойства функций. | 1 | 13.09 | | |
| п.2. Свойства функций. | 1 | 14.09 | | |
| п.2. Свойства функций. | 1 | 16.09 | | |
§2. Квадратный трёхчлен. (6 час) | | |
| п.3. Квадратный трёхчлен и его корни. | 1 | 19.09 | | |
| п.3. Квадратный трёхчлен и его корни. | 1 | 20.09 | | |
| п.4. Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | 21.09 | | |
| п.4. Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | 23.09 | | |
| п.4. Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | 26.09 | | |
| Контрольная работа №1 «Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен». | 1 | 27.09 | | |
§3. Квадратичная функция и её график. (9 час) | | |
| п.5. Функция y=ax2, её график и свойства. | 1 | 28.09 | | |
| п.5. Функция y=ax2, её график и свойства. | 1 | 30.09 | | |
| п.5. Функция y=ax2, её график и свойства. | 1 | 03.10 | | |
| п.6. Графики функций y=ax2 + n и y=a(x-m)2. | 1 | 04.10 | | |
| п.6. Графики функций y=ax2 + n и y=a(x-m)2. | 1 | 05.10 | | |
| п.6. Графики функций y=ax2 + n и y=a(x-m)2. | 1 | 07.10 | | |
| п.7. Построение графика квадратичной функции. | 1 | 10.10 | | |
| п.7. Построение графика квадратичной функции. | 1 | 12.10 | | |
| п.7. Построение графика квадратичной функции. | 1 | 14.10 | | |
§ 4. Степенная функция. Корень n-й степени. (9 час) | | |
| п.8. Функция y=axn | 1 | 17.10 | | |
| п.8. Функция y=axn | 1 | 18.10 | | |
| п.9. Корень n-й степени. | 1 | 19.10 | | |
| п.9. Корень n-й степени. | 1 | 21.10 | | |
| п.10. Дробно-линейная функция и её график. | 1 | 25.10 | | |
| п.10. Дробно-линейная функция и её график. | 1 | 27.10 | | |
| п.11. Степень с рациональным показателем. | 1 | 28.10 | | |
| п.11. Степень с рациональным показателем. | 1 | 07.11 | | |
| Контрольная работа №2 «Квадратичная функция и её график. Степенная функция. Корень n-й степени». | 1 | 08.11 | | |
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной. (20 час) | | |
§5. Уравнения с одной переменной. (9 час) | | |
| п.12. Целое уравнение и его корни. | 1 | 10.11 | | |
| п.12. Целое уравнение и его корни. | 1 | 11.11 | | |
| п.12. Целое уравнение и его корни. | 1 | 14.11 | | |
| п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | 15.11 | | |
| п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | 17.11 | | |
| п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | 18.11 | | |
| п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | 21.11 | | |
| п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | 22.11 | | |
| п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | 24.11 | | |
§6. Неравенства с одной переменной. (11 час) | | |
| п.14. Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 25.11 | | |
| п.14. Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 28.11 | | |
| п.14. Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 29.11 | | |
| п.14. Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 01.12 | | |
| п.15. Решение неравенств методом интервалов. | 1 | 02.12 | | |
| п.15. Решение неравенств методом интервалов. | 1 | 05.12 | | |
| п.15. Решение неравенств методом интервалов. | 1 | 06.12 | | |
| п.16. Некоторые приёмы решения целых уравнений. | 1 | 08.12 | | |
| п.16. Некоторые приёмы решения целых уравнений. | 1 | 09.12 | | |
| п.16. Некоторые приёмы решения целых уравнений. | 1 | 12.12 | | |
| Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной». | 1 | 13.12 | | |
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными. (25 час) | | |
§7. Уравнения с двумя переменными и их системы. (17 час) | | |
| п.17. Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | 15.12 | | |
| п.17. Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | 16.12 | | |
| п.18. Графический способ решения систем уравнений. | 1 | 19.12 | | |
| п.18. Графический способ решения систем уравнений. | 1 | 20.12 | | |
| п.18. Графический способ решения систем уравнений. | 1 | 22.12 | | |
| п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 23.12 | | |
| Контрольная работа по тексту администрации. | 1 | 26.12 | | |
| п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 27.12 | | |
| п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 29.12 | | |
| п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 30.12 | | |
| п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 12.01 | | |
| п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 13.01 | | |
| п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 16.01 | | |
| п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 17.01 | | |
| п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 19.01 | | |
| п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 20.01 | | |
| п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 23.01 | | |
§8. Неравенства с двумя переменными и их системы. (8 час) | | |
| п.21. Неравенства с двумя переменными. | 1 | 24.01 | | |
| п.21. Неравенства с двумя переменными. | 1 | 26.01 | | |
| п.21. Неравенства с двумя переменными. | 1 | 27.01 | | |
| п.22. Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | 30.01 | | |
| п.22. Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | 31.01 | | |
| п.22. Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | 02.02 | | |
| п.22. Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | 03.02 | | |
| Контрольная работа №4"Уравнения и неравенства с двумя переменными". | 1 | 06.02 | | |
Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии. (18 час) | | |
§9. Арифметическая прогрессия. (9 час) | | |
| п.24. Последовательности | 1 | 07.02 | | |
| п.25. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | 09.02 | | |
| п.25. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | 10.02 | | |
| п.25. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | 13.02 | | |
| п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | 14.02 | | |
| п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | 16.02 | | |
| п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | 21.02 | | |
| п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | 17.02 | | |
| Контрольная работа №5 "Арифметическая прогрессия". | 1 | 20.02 | | |
§10. Геометрическая прогрессия. (9 час) | | |
| п.27. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | 24.02 | | |
| Пробный экзамен. | 1 | 27.02 | | |
| п.27. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | 28.02 | | |
| п.27. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | 01.03 | | |
| п.28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | 02.03 | | |
| п.28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | 05.03 | | |
| п.28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | 06.03 | | |
| п.28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | 09.03 | | |
| Контрольная работа №6 "Геометрическая прогрессия". | 1 | 12.03 | | |
Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (17 час) | | |
§11. Элементы комбинаторики. (11 час) | | |
| п.30. Примеры комбинаторных задач. | 1 | 13.03 | | |
| п.30. Примеры комбинаторных задач. | 1 | 15.03 | | |
| п.31. Перестановки. | 1 | 16.03 | | |
| п.31. Перестановки. | 1 | 19.03 | | |
| п.32. Размещения. | 1 | 20.03 | | |
| п.32. Размещения. | 1 | 02.04 | | |
| п.32. Размещения. | 1 | 03.04 | | |
| п.33. Сочетания. | 1 | 05.04 | | |
| п.33. Сочетания. | 1 | 06.04 | | |
| п.33. Сочетания. | 1 | 09.04 | | |
| п.33. Сочетания. | 1 | 10.04 | | |
§12. Начальные сведения из теории вероятностей. (6 час) | | |
| п.34. Относительная частота случайного события. | 1 | 12.04 | | |
| п.34. Относительная частота случайного события. | 1 | 13.04 | | |
| п.35. Вероятность равновозможных событий. | 1 | 16.04 | | |
| п.35. Вероятность равновозможных событий. | 1 | 17.04 | | |
| п.35. Вероятность равновозможных событий. | 1 | 19.04 | | |
| Контрольная работа №7 "Элементы комбинаторики и теории вероятности". | 1 | 20.04 | | |
Итоговое повторение.(23 часа) | | |
| Повторение. Тождественное преобразование алгебраических выражений. | 1 | 23.04 | | |
| Повторение. Тождественное преобразование алгебраических выражений. | 1 | 24.04 | | |
| Повторение. Решение уравнений. | 1 | 26.04 | | |
| Повторение. Решение уравнений. | 1 | 27.04 | | |
| Повторение. Решение систем уравнений. | 1 | 30.04 | | |
| Повторение. Решение систем уравнений. | 1 | 03.05 | | |
| Повторение. Решение систем уравнений. | 1 | 04.05 | | |
| Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | 07.05 | | |
| Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | 08.05 | | |
| Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | 10.05 | | |
| Повторение. Решение неравенств и их систем. | 1 | 11.05 | | |
| Повторение. Решение неравенств и их систем. | 1 | 14.05 | | |
| Повторение. Решение неравенств и их систем. | 1 | 15.05 | | |
| Повторение. Прогрессии. | 1 | 17.05 | | |
| Повторение. Прогрессии. | 1 | 18.05 | | |
| Повторение. Функции и их свойства. | 1 | 21.05 | | |
| Повторение. Функции и их свойства. | 1 | 22.05 | | |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | 24.05 | | |
| Повторение. Прогрессии. | 1 | 25.05 | | |
| Повторение. Функции и их свойства | 1 | | | |
| Комплексное повторение. | 1 | | | |
134. | Комплексное повторение. | 1 | | | |
135. | Комплексное повторение. | 1 | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия:
Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.Н.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2007 – 2011гг.
Алгебра: дидактические материалы для 9 кл. / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева. – М.: Просвещение, 2007 - 2011гг.
Уроки математики в 9-м классе. Поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. Ковалева С.П. «Учитель», 2009.
Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2009.
Алгебра, 9 класс. Итоговая аттестация. Предпрофильная подготовка. под редакцией Д.А. Мальцева. Ростов-на -Дону, 20010,2011.
Ф.Ф.Лысенко. Подготовка к итоговой аттестации. Издательство «Легион», Ростов-на -Дону,2010,2011.
Карташёва Г.Д. Сборник тестовый заданий для тематического и итогового контроля . Геометрия 9 кл. (к уч. Л.С. Атанасяна и др.) – М.: , изд. Интеллект-Центр, 2007г.
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор.
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Компакт-диск Алгебра, 9 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева «Учитель», 2010.
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
http://www.legion.ru– сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Контрольные работы
Диагностическая контрольная работа по тексту администрации.
Вариант – 1
1.Решите неравенство:
5(у - 1,2) – 4,6 3у+1.
2 .Решить систему неравенств:
2х-3 0 ,
7х + 4 18.
3. Упростите выражение:
а) 10 - 4 - ;
б) ( 5 - ) ;
в) (3 - )² .
4. Решите уравнение:
а) 14х² - 9х = 0;
б) 16х² = 49;
в) 2х² - 11х + 12 = 0.
5.Упростите выражение:
( - ) .
Контрольные работы
Диагностическая контрольная работа по тексту администрации.
Вариант - 2
1.Решите неравенство:
6(у - 1,5) – 3,4 4у-2,4.
2 .Решить систему неравенств:
4х – 10 10,
3х – 5 0.
3. Упростите выражение:
а) 6 - - 3 ;
б) ( - 2 ) ;
в) (2 - )² .
4. Решите уравнение:
а) 6х ² - 3х = 0;
б) 25х² = 81;
в) 3х² - 7х - 6 = 0.
5.Упростите выражение:
( - ).
Контрольная работа №1 по алгебре в 9 классе по теме
«Функции и их свойства, квадратный трехчлен»
Вариант 1
• 1. Дана функция f (х) = 17х - 51. При каких значениях аргумента f (х) =0,f (х) ,f (х) 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 -14х +45; б) 3у2+7у-6.
• 3. Сократите дробь .
4 . Область определения функции g(рис. 1) отрезок [-2; 6]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, область значений функции.
5. Сумма положительных чисел а и b равна 50. При каких значениях а и bих произведение будет наибольшим?
Контрольная работа №1 по алгебре в 9 классе по теме
«Функции и их свойства, квадратный трехчлен»
Вариант 2
• 1. Дана функция g(х) = -13х + 65. При каких значениях аргумента g(х) = 0, g(х) g(х) 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2-10х+21; б) 5у2+9у-2.
• 3. Сократите дробь .
4. Область определения функции f (рис. 2) отрезок [-5; 4]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, класть значений функции.
Рис. 1
Рис. 2
5. Сумма положительных чисел с и d равна 70. При каких значениях с и dих произведение будет наибольшим?
Контрольная работа №2 по алгебре в 9 классе
по теме «квадратичная функция и ее график»
Вариант 1
• 1. Постройте график функции у = х2 - 6х + 5. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 0,5; б) значения х, при которых у = -1;
в)нули функции; промежутки, в которых у 0и в которых у
г) промежуток, на котором функция возрастает.
• 2. Найдите наименьшее значение функции у = х2 - 8х + 7.
• 3. Найдите область значений функции у = х2- 6х - 13, где x [-2; 7].
4. Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола у = х2и прямая у = 5х -16. Если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.
5. Найдите значение выражения .
Контрольная работа №2 по алгебре в 9 классе
по теме «квадратичная функция и ее график»
Вариант 2
• 1. Постройте график функции у = х2 - 8х + 13. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 1,5; б) значения х, при которых у = 2;
в) нули функции; промежутки, в которых у0 и в которых y
г) промежуток, в котором функция убывает.
• 2. Найдите наибольшее значение функции у = -х2 + 6х– 4.
3. Найдите область значений функции у = x2 - 4х- 7, где х [-1; 5].
4. Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола у = х2и прямая у =20-3х. Если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.
5. Найдите значение выражения .
Контрольная работа №3 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
Вариант 1
• 1. Решите уравнение: а) х3 - 81х = 0; б) .
•2. Решите неравенство: а) 2х2 - 13х + 6 х2 9.
• 3. Решите неравенство методом интервалов:
а) (х + 8) (х - 4) (х - 7) 0; б)
• 4. Решите биквадратное уравнение х4 - 19х2 + 48 = 0.
5. При каких значениях т уравнение 3х2 + тх + 3 = 0 имеет два корня?
6. Найдите область определения функции .
7. Найдите координаты точек пересечения графиков функций
у = и y = x2 - 3x+1.
Контрольная работа №3 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
Вариант 2
• 1. Решите уравнение: а) x3 - 25x = 0; б) .
• 2. Решите неравенство: а) 2х2 - х - 15 0; б) х2
•3. Решите неравенство методом интервалов:
а) (х + 11) (х + 2) (х - 9) 0.
• 4. Решите биквадратное уравнение х4 - 4х2 - 45 = 0.
5. При каких значениях п уравнение 2х2 + пх + 8 = 0 не имеет корней?
6. Найдите область определения функции
7. Найдите координаты точек пересечения графиков функций y = и y = .
Контрольная работа по тексту администрации за 1 полугодие.
Вариант 1
графика: а) промежутки, в которых у0 и в которых у
б) промежуток, в котором
2.Решите уравнение 9х3- 18х2- х +2=0.
3.Решите биквадратное уравнение х4+3х2 - 4.
4.Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения прямой у – 1 = 2х и параболы у = х2 – 2.
5. Решите неравенство
Контрольная работа по тексту администрации за 1 полугодие.
Вариант 2
графика: а) промежутки, в которых у0 и в которых у
б) промежуток, в котором
2.Решите уравнение 2х3- 8х2- х +2=0.
3.Решите биквадратное уравнение х4 – 8 х2 – 9.
4.Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения прямой у – х = 8 и параболы у = 14 – х2 .
5. Решите неравенство
Контрольная работа №4 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Вариант 1
• 1. Решите систему уравнений:
2x + y = 7,
х2 - у = 1.
• 2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м2. Найдите стороны прямоугольника.
•3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:
х 2+ у2 9,
y x+ 1.
4.Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2+ 4 и прямой у = х +6.
5 . Решите систему уравнений:
2y - х = 7,
х2–ху-у2= 20.
Контрольная работа №4 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Вариант 2
• 1. Решите систему уравнений
x - 3y = 2,
xy+y = 6.
• 2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120 см2.
• 3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:
x2+у2 16,
х+у -2.
4.Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2= 10 и прямой х+ 2у = 5.
5 . Решите систему уравнений:
y - 3x = l,
х2- 2ху + у2 = 9.
Контрольная работа №5 по алгебре в 9 классе
по теме «Арифметическая прогрессия»
Вариант 1
• 1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (аn), если а1 = -15 и d = 3.
• 2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии: 8; 4; 0; ....
3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности (bn),заданной формулой bn = 3п - 1.
4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (аn),в которой а1 = 25,5 и а9= 5,5?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих 100.
Контрольная работа №5 по алгебре в 9 классе
по теме «Арифметическая прогрессия»
Вариант 2
• 1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии (аn),, если а1 = 70 и d = -3.
• 2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии: -21; -18; -15; ....
3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности (bn),заданной формулой bn= 4п - 2.
4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии (аn),в которой а1 = 11,6 и а15 = 17,2?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих 150.
Контрольная работа №6 по алгебре в 9 классе
по теме «Геометрическая прогрессия»
Вариант 1
• 1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bn),если b1= -32 иq = .
• 2. Первый член геометрической прогрессии (bn),равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов это прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: 24; -12; 6; ....
4. Найдите сумму девяти первых членов геометрической прогрессии (bn),с положительными членами, зная, что b2 = 0,04 и b4 = 0,16.
5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(27); б) 0,5(6).
Контрольная работа №6 по алгебре в 9 классе
по теме «Геометрическая прогрессия»
Вариант 2
• 1. Найдите шестой член геометрической прогрессии (bn),если b1= 0,81и q= - .
• 2. Первый член геометрической прогрессии (bn),равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов это прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: -40; 20; -10; ... .
4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии (bn),с положительными членами, зная, что b2= 1,2 и b4 = 4,8.
5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(153); б) 0,3(2).
Контрольная работа №7 по алгебре в 9 классе
по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности»
Вариант 1
• 1. Сколькими способами могут разместиться 5 человек в салоне автобуса на пяти свободных местах.
• 2. Сколько трехзначных чисел, в которых нет одинаковых цифр, можно составить из цифр 1, 2, 5, 7, 9?
• 3. Победителю конкурса книголюбов разрешается выбрать две книги из 10 различных книг. Сколькими способами он может осуществить этот выбор?
• 4. В доме 90 квартир, которые распределяются по жребию. Какова вероятность того, что жильцу не достанется квартира на первом этаже, если таких квартир 6?
5. Из 8 мальчиков и 5 девочек надо выделить для работы на пришкольном участке 3 мальчиков и 2 девочек. Сколькими способами это можно сделать?
6. На четырех карточках записаны цифры 1, 3, 5, 7. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно положили эти карточки в ряд одну за другой и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится число 3157?
Контрольная работа №7 по алгебре в 9 классе
по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности»
Вариант 2
• 1. Сколько шестизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 5, 7, 9 без повторений цифр?
• 2. Из 8 учащихся класса, успешно выступивших на школьной олимпиаде, надо выбрать двух для участия в городской олимпиаде. Сколькими способами можно сделать этот выбор?
• 3. Из 15 туристов надо выбрать дежурного и его помощника. Какими способами это можно сделать?
• 4. Из 30 книг, стоящих на полке, 5 учебников, а остальные художественные произведения. Наугад берут с полки одну книгу. Какова вероятность того, что она не окажется учебником?
5. Из 9 книг и 6 журналов надо выбрать 2 книги и 3 журнала. Сколькими способами можно сделать этот выбор?
6. На пяти карточках написаны буквы а, в, и, л, с. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно эти карточки положили в ряд и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится слово "слива"
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
• 1. Упростите выражение: .
•2. Решите систему уравнений: x - у = 6, ху = 16. | |
• 3. Решите неравенство:
5х - 1,5 (2х + 3) 4х+ 1,5.
•4. Представьте выражение в виде степени с основанием а.
5. Постройте график функции у = х2 - 4. Укажите, при каких значениях х функция принимает положительные значения.
6. В фермерском хозяйстве под гречиху было отведено два участка. С первого участка собрали 105 ц гречихи, а со второго, площадь которого на 3 га больше, собрали 152 ц. Найдите площадь каждого участка, если известно, что урожайность гречихи на первом участке была на 2 ц с 1 га больше, чем на втором.
Итоговая контрольная работа
Вариант 2
• 1. Упростите выражение: .
•2. Решите систему уравнений: x - у = 2, ху = 15. | |
• 3. Решите неравенство:
2х - 4,5 6х - 0,5 (4х - 3).
•4. Представьте выражение в виде степени с основанием у.
5. Постройте график функции у = -х2+ 1. Укажите, при каких значениях х функция принимает отрицательные значения.
6. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 45 км, выехал велосипедист. Через 30 мин вслед за ним выехал второй велосипедист, который прибыл в пункт B на 15 мин раньше первого. Какова скорость первого велосипедиста, если она на 3 км/ч меньше скорости второго?