СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 10

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип 1 № 12111 

На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?

2. Тип 2 № 35138 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  синегнойная палочка

Б)  дубовик обыкновенный

В)  вьюнок полевой

Г)  конек полевой

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Растения

2)  Животные

3)  Бактерии

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 827 

Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

4. Тип 4 № 16409 

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная работоспособность (в %)).

 

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21 °C.

2)  При температуре от 27 до 33 °C работоспособность линейно снижается.

3)  При температуре от 19 до 21 °C работоспособность растёт наиболее интенсивно, далее рост замедляется.

4)  В интервале температур от 25 до 27 °C имеется скачок работоспособности.

5)  В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.

5. Тип 5 № 763 

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вставочный нейрон

2)  чувствительный нейрон

3)  рецепторы кожи

4)  скелетная мышца

5)  исполнительный нейрон

6. Тип 6 № 35112 

Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал

 

1)  пипетку

2)  мерный цилиндр

3)  чашку Петри

4)  воронку

7. Тип 7 № 19534 

Известно, что черноплодная рябина – декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

 

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам

1)  созревает рябина в конце сентября и остаётся на дереве до зимы

2)  к почвам рябина малотребовательна

3)  из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки

4)  растение специально высаживают в скверах и парках

5)  у растения несколько стволиков, растущих из одного узла

6)  цветёт растение белыми цветами, имеет продолговатые листья

8. Тип 8 № 1498 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

 

ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС
... выделение
желудок пищеварение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почка

2)  печень

3)  селезёнка

4)  лёгкое

9. Тип 9 № 953 

Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  строительство новых городов

2)  истощение озонового слоя Земли

3)  низкая рождаемость в развитых странах Европы

4)  старение населения Земли

5)  загрязнение атмосферы продуктами различных производств

6)  сокращение видового разнообразия биосферы

10. Тип 10 № 1212 

Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники  — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах  — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б)  — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) вода 2) заросток 3) минеральная соль 4) проросток
5) семязачаток 6) зигота 7) споровые 8) цветковые

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 2016 

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому её относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мёртвыми клетками

 

 

 

ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

 

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

12. Тип 12 № 1048 

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  В результате дыхания растений выделяется кислород.

Б.  Дыхание происходит на свету и в темноте.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 2308 

Рассмотрите изображение сокола-дербника. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению дербника, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, длина нижних конечностей (цевки), форма когтей, оперенность ног.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35184 

Под каким номером изображён лимфатический узел человека?

15. Тип 15 № 332 

Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

 

1)  транспортирует углекислый газ и кислород

2)  регулирует работу внутренних органов

3)  обеспечивает фагоцитоз

4)  омывает тонкий кишечник

16. Тип 16 № 35325 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  наружный слуховой проход

2)  барабанная перепонка

3)  слуховой нерв

4)  стремя

5)  полукружный канал

6)  улитка

17. Тип 17 № 1792 

Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пользование общественным туалетом

2)  поцелуй в щёку больного СПИДом

3)  нахождение за одной партой с больным СПИДом

4)  пользование чужой зубной щёткой

5)  прокалывание ушей

6)  нанесение татуировки

18. Тип 18 № 218 

Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  кровь движется к сердцу

Б)  кровь движется от сердца

В)  стенки образованы одним слоем плоских клеток

Г)  через стенки осуществляется газообмен

Д)  кровь в сосудах движется под самым высоким давлением

 

 

 

ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

 

1)  артерия

2)  вена

3)  капилляр

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35221 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дафний .

Список характеристик:

 

1)  фильтратор

2)  редуцент

3)  продуцент

4)  планктонное животное

5)  детритофаг

6)  консумент

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35201 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит личинка комара. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35241 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок подёнок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность моллюсков Численность личинок подёнок

 

22. Тип 22 № 12487 

Рассмотрите рисунок с изображением вен человека. Как называют заболевание, изображённое на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

23. Тип 23 № 20968 

Учёные изучали тип питания эвглены зелёной. Наблюдая за эвгленами учёные установили у них наличие зелёных пластид. В ходе эксперимента культуру эвглен поместили на длительное время в темноту. Через некоторое время обнаружилось, что эвглены живы, но утратили зелёную окраску.

Какой вывод можно сделать о питании эвглены из этого исследования? За счёт какого вещества эвглена на свету имела зелёную окраску?

24. Тип 24 № 2096 

Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  К какому классу животных относят печёночного сосальщика?

2)  Кто является окончательным хозяином бычьего цепня?

3)  Какие ещё, кроме указанных в тексте, особенности строения, связанные с паразитическим образом жизни, существуют у плоских червей?

 

 

Паразитические черви

 

Плоские черви  — древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, а к паразитическим  — сосальщики и цепни. У свободно-живущих червей есть органы чувств  — светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни  — крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.

Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яйца, попавшего в воду, развивается личинка с ресничками. Она попадает в организм улитки  — малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит её превращение в хвостатую личинку. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами, с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова  — промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.

25. Тип 25 № 2053 

Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.

 

Наследование групп крови ребёнком

 

 

  Группа крови отца  
Ⅰ (0) Ⅱ (А) Ⅲ (В) Ⅳ (АВ)
Группа крови матери Ⅰ (0) Ⅰ (0) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

 

Группа крови ребёнка
Ⅱ (А) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅲ (В) Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅳ (АВ) Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1)  Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?

2)  Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)

3)  Человек с какой группой крови является универсальным донором?

26. Тип 26 № 12958 

Алина занимается баскетболом. После двухчачасовой тренировки она решили зайти по-есть в кафе.

1)  Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?

2)  Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат греческий, жареную курицу с картофельным пюре и шоколадное мороженое?

3)  Где происходит превращение глюкозы в гликоген?

 

Таблица 1

 

Меню кафе и энергетическая ценность блюд

 

 

Продукты Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калорийность, ккал

 

Закуски
Салат «Оливье» 5,4 16,7 7,0 198
Салат «Греческий» 3,9 17,8 3,4 189
Салат «Цезарь» 14,8 17,2 24,0 304
Первые блюда
Борщ 4,4 3,6 5,5 63
Суп овощной 1,7 1,8 6,2 43
Солянка мясная 5,2 4,6 1,7 69
Вторые блюда

 

Говядина жареная 32,7 28,1 0,0 384
Свинина жареная 11,4 49,3 0,0 489
Курица жареная 26,0 12,0 0,0 210
Горбуша жареная в кляре 17,1 16,4 15,2 281
Окунь речной жареный 20,6 9,1 4,0 180
Гарниры и каши
Рис варёный 2,2 0,5 24,9 116
Картофель жареный 3,7 10,6 24,8 203
Картофельное пюре 2,1 4,6 8,5 82
Десерты

 

Апельсиновые корзиночки с кремом 3,1 8,0 9,2 119
Желе ягодное 2,7 0,1 18,9 82
Безе 2,3 0,0 78,8 305
Десерт «Птичье молоко»

 

5,1 13,8 38,5 289
Лимонное пирожное 5,3 12,2 23,8 220
Мармелад из абрикосов 0,5 0,1 52,4 199
Мороженое с ягодами 4,5 15,5 17,5 223
Пирожное «Кокетка» 18,7 29,4 21,0 418
Пудинг из творога 11,0 19,7 24,3 313
Сливки взбитые 2,4 17,3 17,5 231
Торт «Медовый» 3,7 16,6 42,4 323
Шоколадное мороженое 4,4 15,8 29,1 269
Яблоки в желе 3,0 3,4 18,3 111
Ягодный мусс 1,2 0,8 41,2 167

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 10»

 Тип 1 № 12111 

На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?

2. Тип 2 № 35138 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  синегнойная палочка

Б)  дубовик обыкновенный

В)  вьюнок полевой

Г)  конек полевой

ЦАРСТВА

1)  Растения

2)  Животные

3)  Бактерии

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 827 

Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

4. Тип 4 № 16409 

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная работоспособность (в %)).

 

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21 °C.

2)  При температуре от 27 до 33 °C работоспособность линейно снижается.

3)  При температуре от 19 до 21 °C работоспособность растёт наиболее интенсивно, далее рост замедляется.

4)  В интервале температур от 25 до 27 °C имеется скачок работоспособности.

5)  В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.

5. Тип 5 № 763 

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вставочный нейрон

2)  чувствительный нейрон

3)  рецепторы кожи

4)  скелетная мышца

5)  исполнительный нейрон

6. Тип 6 № 35112 

Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал

 

1)  пипетку

2)  мерный цилиндр

3)  чашку Петри

4)  воронку

7. Тип 7 № 19534 

Известно, что черноплодная рябина – декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

 

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам

1)  созревает рябина в конце сентября и остаётся на дереве до зимы

2)  к почвам рябина малотребовательна

3)  из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки

4)  растение специально высаживают в скверах и парках

5)  у растения несколько стволиков, растущих из одного узла

6)  цветёт растение белыми цветами, имеет продолговатые листья

8. Тип 8 № 1498 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

ОБЪЕКТ

ПРОЦЕСС

...

выделение

желудок

пищеварение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почка

2)  печень

3)  селезёнка

4)  лёгкое

9. Тип 9 № 953 

Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  строительство новых городов

2)  истощение озонового слоя Земли

3)  низкая рождаемость в развитых странах Европы

4)  старение населения Земли

5)  загрязнение атмосферы продуктами различных производств

6)  сокращение видового разнообразия биосферы

10. Тип 10 № 1212 

Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники  — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах  — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б)  — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) заросток

3) минеральная соль

4) проросток

5) семязачаток

6) зигота

7) споровые

8) цветковые

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 2016 

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому её относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мёртвыми клетками

ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Тип 12 № 1048 

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  В результате дыхания растений выделяется кислород.

Б.  Дыхание происходит на свету и в темноте.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 2308 

Рассмотрите изображение сокола-дербника. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению дербника, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, длина нижних конечностей (цевки), форма когтей, оперенность ног.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35184 

Под каким номером изображён лимфатический узел человека?

15. Тип 15 № 332 

Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

 

1)  транспортирует углекислый газ и кислород

2)  регулирует работу внутренних органов

3)  обеспечивает фагоцитоз

4)  омывает тонкий кишечник

16. Тип 16 № 35325 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  наружный слуховой проход

2)  барабанная перепонка

3)  слуховой нерв

4)  стремя

5)  полукружный канал

6)  улитка

17. Тип 17 № 1792 

Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пользование общественным туалетом

2)  поцелуй в щёку больного СПИДом

3)  нахождение за одной партой с больным СПИДом

4)  пользование чужой зубной щёткой

5)  прокалывание ушей

6)  нанесение татуировки

18. Тип 18 № 218 

Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  кровь движется к сердцу

Б)  кровь движется от сердца

В)  стенки образованы одним слоем плоских клеток

Г)  через стенки осуществляется газообмен

Д)  кровь в сосудах движется под самым высоким давлением

ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

1)  артерия

2)  вена

3)  капилляр

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35221 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дафний .

Список характеристик:

 

1)  фильтратор

2)  редуцент

3)  продуцент

4)  планктонное животное

5)  детритофаг

6)  консумент



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35201 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит личинка комара. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35241 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок подёнок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность моллюсков

Численность личинок подёнок



22. Тип 22 № 12487 

Рассмотрите рисунок с изображением вен человека. Как называют заболевание, изображённое на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

23. Тип 23 № 20968 

Учёные изучали тип питания эвглены зелёной. Наблюдая за эвгленами учёные установили у них наличие зелёных пластид. В ходе эксперимента культуру эвглен поместили на длительное время в темноту. Через некоторое время обнаружилось, что эвглены живы, но утратили зелёную окраску.

Какой вывод можно сделать о питании эвглены из этого исследования? За счёт какого вещества эвглена на свету имела зелёную окраску?

24. Тип 24 № 2096 

Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  К какому классу животных относят печёночного сосальщика?

2)  Кто является окончательным хозяином бычьего цепня?

3)  Какие ещё, кроме указанных в тексте, особенности строения, связанные с паразитическим образом жизни, существуют у плоских червей?



Паразитические черви

 

Плоские черви  — древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, а к паразитическим  — сосальщики и цепни. У свободно-живущих червей есть органы чувств  — светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни  — крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.

Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яйца, попавшего в воду, развивается личинка с ресничками. Она попадает в организм улитки  — малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит её превращение в хвостатую личинку. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами, с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова  — промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.

25. Тип 25 № 2053 

Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.

Наследование групп крови ребёнком

 


Группа крови отца


(0)

)

)

(АВ)

Группа крови матери

(0)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Группа крови ребёнка


)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)


)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)


(АВ)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)


 

1)  Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?

2)  Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)

3)  Человек с какой группой крови является универсальным донором?

26. Тип 26 № 12958 

Алина занимается баскетболом. После двухчачасовой тренировки она решили зайти по-есть в кафе.

1)  Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?

2)  Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат греческий, жареную курицу с картофельным пюре и шоколадное мороженое?

3)  Где происходит превращение глюкозы в гликоген?

 

Таблица 1

Меню кафе и энергетическая ценность блюд

 

Продукты

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

Закуски

Салат «Оливье»

5,4

16,7

7,0

198

Салат «Греческий»

3,9

17,8

3,4

189

Салат «Цезарь»

14,8

17,2

24,0

304

Первые блюда

Борщ

4,4

3,6

5,5

63

Суп овощной

1,7

1,8

6,2

43

Солянка мясная

5,2

4,6

1,7

69

Вторые блюда

Говядина жареная

32,7

28,1

0,0

384

Свинина жареная

11,4

49,3

0,0

489

Курица жареная

26,0

12,0

0,0

210

Горбуша жареная в кляре

17,1

16,4

15,2

281

Окунь речной жареный

20,6

9,1

4,0

180

Гарниры и каши

Рис варёный

2,2

0,5

24,9

116

Картофель жареный

3,7

10,6

24,8

203

Картофельное пюре

2,1

4,6

8,5

82

Десерты

Апельсиновые корзиночки с кремом

3,1

8,0

9,2

119

Желе ягодное

2,7

0,1

18,9

82

Безе

2,3

0,0

78,8

305

Десерт «Птичье молоко»

5,1

13,8

38,5

289

Лимонное пирожное

5,3

12,2

23,8

220

Мармелад из абрикосов

0,5

0,1

52,4

199

Мороженое с ягодами

4,5

15,5

17,5

223

Пирожное «Кокетка»

18,7

29,4

21,0

418

Пудинг из творога

11,0

19,7

24,3

313

Сливки взбитые

2,4

17,3

17,5

231

Торт «Медовый»

3,7

16,6

42,4

323

Шоколадное мороженое

4,4

15,8

29,1

269

Яблоки в желе

3,0

3,4

18,3

111

Ягодный мусс

1,2

0,8

41,2

167

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!