СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс "Местоимение": технологическая карта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«3 класс "Местоимение": технологическая карта»

Тема урока: Местоимение

Класс: 3

Тип урока: урок развивающего контроля

Цель урока: систематизация и коррекция знаний обучающихся о личных местоимениях как части речи; совершенствование навыков применения личных местоимений при написании текстов и правильного употребления их в речи.

Задачи урока:

Дидактическая: актуализировать знание о личных местоимениях как части речи; совершенствовать умение отличать личные местоимения от других частей речи; применять полученные знания на практике;

Развивающая: развивать умения находить в тексте личные местоимения,; развивать память, внимание, мышление; развивать устную и письменную речь, коммуникативные действия;

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к малой родине, любовь к родному языку; воспитание культуры общения и поведения, чувства сотрудничества, доброжелательности;.

Результаты: научатся владеть основными приемами отличать личные местоимения от других частей речи; использовать личные местоимения при выполнении упражнений и написаний рассказа.

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивные средства обучения

Форма контроля

Результат обучения

предметный

метапредметный

личностный

Мотивация (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

Формирование положительного самоопределения к деятельности на уроке

Словесный (беседа)

Создает условия для внутренней потребности включения учащихся в работу.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну с такого высказывания

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

Как вы понимаете данное высказывание?

- Вот и мы сегодня проверим на сколько хорошо вы владеете знаниями и на сколько искусны в их применении.

- Вы хотите проверить на сколько мастерски владеете знаниями?

- Хорошо, молодцы.

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку, проявляют интерес к изучаемому материалу

Отвечают на вопросы учителя.

Поясняют свою точку зрения

















-Да!



Фронтальная работа.






 

Высказывание

Контроль (мотивирую обучающихся на учебную самоконтроль за организацией своего рабочего места

-



планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Волевая саморегуляция







Актуализация и пробное учебное действие;

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к

контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин

затруднений в деятельности;

повторение необходимых знаний, умений, навыков

Словесный (беседа)

Практический (сорбонки,упражнения- примем текст с пропусками. Диктант с заданиями)

Актуализирует знания обучающихся, создает эмоциональный настрой.

- Но прежде чем начать проверку надо определить тему.

- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? Правильно.

- Что было самым сложным в этой теме? В чем у вас затруднения? Знаете ли вы выход из затруднения?

- Вы знаете что такое местоимения? Назовите их. Назовите местоимения 1, 2, 3 лица, множественного и единственного числа.

- Чтобы освежить в памяти пройденный материал решим пару заданий на карточке.

- Мишу, Машу, Глашу я попрошу выйти г доске и выполнить эти задания у доски.

- Прочитайте, что надо сделать?

Задание №1

Прочитай предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на …. Прекрасное впечатление.

Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.

… учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .

У … есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

Задание №2.

Замени имена существительные подходящими местоимениями. Определи их лицо и число.

здание- __(__л,__ч.) 

берлога-___( __л,___ч.)

изба-___( __л,____ч.)  

хата- ___( __л,____ч.)

гнёзда-__( _л,_ч.)       

 улей- __( __л,_ч.)

Задание №3

Зачеркни в каждой строчке лишнее слово, обоснуй свой ответ.

А) я, они, на, ты

Б) но, оно, она, они

В) я, Яна, ты, вы

- Что получилось в 1, 2, 3 заданиях, обоснуй свои ответ?

- Итак, что нам предстоит сделать сегодня? Вам предстоит проверить уровень ваших знаний по теме личные местоимения.

- Как думаете вы справитесь с заданиями? Хорошо ли вы подготовлены? Я думаю, что да.

- Контроль ваших знаний будет проходить в виде диктанта с заданиями. Сначала мы напишем диктант, затем я раздам карточки с заданиями. За работу вы получите две оценки, одну за диктант, другую за задания.

- Критерии оценки будут следующими: за диктант: «5»- ставится за работу, в которой нет ошибок, «4»- ставится за работу, в которой допущена 1-2 ошибки; «3» - ставится за работу, в которой допущена 3-5 ошибок; «2» - ставится за работу, в которой допущены более 5 ошибок. За грамматические задания: «5»- ставится за работу без ошибок; «4»- ставится если правильно выполнено 3/4 заданий; «3»-ставится, если правильно выполнено не менее 1/2 заданий; «2» - ставится если правильно выполнено меньше 1/2 заданий.

- Приступим к выполнению контрольной работы. Послушайте весь текст.

Луковица с радостью.

Папа привёз мне с юга большую луковицу Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.

Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.

И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.

И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.

- Послушайте первое предложение, записываем под диктовку; читаю третий раз- проверяем.

- Читаю весь текст целиком, проверят и расставляем знаки препинания.

- Сейчас я раздам карточки с заданиями и критерии оценки. Выполните задания и выполните проверку.

- Поставьте себе оценку на основе критериев и сдайте работы. Я проверю и на следующем уроке мы выполним анализ ваших работ. Сегодня все хорошо потрудились, молодцы.

Дети слушают учителя, выполняют задание. отвечают на вопросы. Пишут контрольный диктант с заданиями.





- Личные местоимения.





- Местоимение – это часть речи. Местоимения не называют предмет, но указывают на него.

- 1 лицо: я, мы

- 2 лицо: ты, вы

-3 лицо: он, она, он, они







Задание №1

Прочитай предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.



Задание №2.

Замени имена существительные подходящими местоимениями. Определи их лицо и число.

Задание №3

Зачеркни в каждой строчке лишнее слово.









































- Проверить уровень наших знаний и решить контрольную работу





- Конечно.




Фронтальная.

Индивидуальная

Классная доска. Карточки. Карточки с критериями

Лист с диктатом. Карточка с заданиями для диктанта

Контроль со стороны учителя: за ответами и за правильностью выполнения заданий.

Самоконтроль своей работы с помощью сверления с доской

Закрепление знаний об общем значении местоимений, о его особенностях, о его лицах и числах. Умение применять знания о местоимений практических заданиях Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов


Познавательные

установление 

причинно-следственных связей

общеучебные действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; 

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

С помощью учителя или самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Локализация индивидуальных затруднений

Осознание обучающимися причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Словесный (вопросы)

Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок

- Я проверила ваши контрольные и поставила отметки. Сейчас я вам их раздам и вы сможете посмотреть свои работы.

- Как вы видите в некоторых работах есть ошибки.

- Но ошибки и низкие результаты не в коем случае не должны вас остановить на пути к совершенству знаний и отработке умений.

- На сегодняшнем уроке мы подробно разберём задания, в которых были допущены ошибки, также у вас будет возможность выполнить работу над ошибками и улучшить вашу отметку.

- Я раздам вам эталон, с которым вы сможете сравнить свою работу и определить в чем именно заключалась ваша ошибка. На основе этого попробуйте ответить на вопросы.

- В каких заданиях допущены ошибки? Чего не хватило для правильного выполнения работы? Что было непонятно?

- По какому алгоритму вы выполняли задания? Что делали сначала, что делали потом?

- Ответив на эти вопросы можно выстроить дальнейшую работу на уроке.


Внимательно слушают учителя.

Определяют места ошибок. Указывают способы действий. Сравнивают с эталоном и выполняют задания.








Фронтальная работа.

Выполненные контрольные работы. Эталон для проверки.

Самоконтроль: ученики сверяют свою работу с эталоном.


Регулятивные:

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательные

умение структурировать знания

Коммуникативные: 

умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Составление проекта решения проблемы

Словесный, (беседа)


Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения.

- Ребята, скажите какую цель мы поставим? Чего мы должны достичь по окончанию урока?

- Правильно, молодцы!

- Какие средства могут нам понадобится для достижения цели?

-Теперь определим способ достижения цели то есть, составим план, как будет достигаться цель нашего урока. Я уже подготовила для вас план- возьмите карточку, на которой написано "ПЛАН". Ознакомьтесь с ним, всё понятно? Прочитай, пожалуйста, Вика.

1) Повторить правила в учебнике («Личные местоимения», лицо и число личных местоимений)

2) Рассказать соседу по парте прочитанные правила.

3) Выполнить работу над ошибками в тетради. Соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки. 4) Выполнить дополнительные задания на карточках.

5) Выполнить проверку

-Ребята, которые не допустили ошибок в контрольной получат творческие задания.

Если будете соблюдать все пункты плана, то обязательно добьетесь поставленной цели.


Формируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. Выбирают способ и средство коррекции

- Разобраться в своих ошибках и научиться исправлять их.



Учебник, Конспект, правила.
















Фронтальная работа, парная.

Карточки с планом.


Контроль- учитель проверяет правильность ответов

Формулирование индивидуальной цели своих будущих коррекционных действий.

Выбор способа и средства коррекции.


Регулятивные Самостоятельно или с помощью учителя вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Познавательные: С помощью учителя выстраивает логические цепи рассуждений Коммуникативные: Самостоятельно или с помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку

Формирование потребности в самовыражении и самореализации,

Реализация построенного проекта

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Практический (карточки с заданиями. Прием текст с пропусками)

Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы.

- Приступайте к реализации постоянного проекта. Кто закончит покажите посадкой.

- Ребята, выполнившие работу над ошибками приступайте к выполнению дополнительного задания на карточках. Пару человек я попрошу выйти к доске и решить их у доски.

- К доске выходят Саша, Петя, Толя.

- Задание для Саши.

Задание №1

Вставь подходящие местоимения определите их число и лицо.

___ нарисую ёлочку. А___ что будешь рисовать? Когда ___ приедет? Завтра ___ пойдём на речку.  Кого  ___ ждёте? Почему ___ улетают?

- Задание для Пети.

Прочитай предложения, вставить пропущенные местоимения. Подчеркни местоимения. Определи их лицо и род

Охотник пошел в лес. С ... бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг к .. навстречу выскочил заяц. Собака бросилась за ... . Зайцу удалось уйти. Охотник вышел на поляну. На ... было маленькое озеро. Там были дикие утки. Охотник осторожно подкрадывался к уткам, ... не удалось ... убить. Утки почуяли опас­ность и улетели. Охотник позвал собаку и отправил­ся с ... в степь.

- Задание для Толи.

Прочитай. Спиши, заменяя выделенные слова личными местоимениями.

Недавно я взял в библиотеке книгу русских пословиц. Из книги я многое узнал об обычаях нашего народа.В нашу библиотеку привезли новые книги.

Саша рассказал нам о возможных полётах человека к далёким звёздам. У Саши хорошая библиотека научной фантастики.

Мы выписываем журнал «Юный натуралист». В журнале много интересных материалов о жизни и природе.)


Реализуют проект коррекции индивидуальных затруднений

Выполняют задания и сверяют их по эталону.

Выполняют задания у доски


Фронтальная

Индивидуальная.

Учебник, лекций, правила. Проверенная контрольная работа. Эталон.

Карточка с дополнительным заданием

Контроль- учитель контролирует ответы учеников и по необходимости направляет их.

Самоконтроль- ученики проверяют свою работу по эталону. Взаимоконтроль- ученики проверяют своих одноклассников у доски..

Формирование умения различать заменять, определять число и лицо личных местоимений, вставлять пропущенные местоимения в текст. существительные на личные местоимения в тексте.

Уметь использовать приобретённые знания по теме при выполнении практических заданий разного уровня сложности

Познавательные
умение структурировать знания; умение адекватно передавать содержание текста; анализ объектов с целью выделения признаков; 





Эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

Обобщение затруднений во внешней речи

Закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Словесный (вопросы)

Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения.

- Вы выполнили работу над ошибками и дополнительное задание. Сейчас мы выполним устную проверку. Кто допустил ошибки в 1 задание? Как вы выполняли работу над ошибками? Что у вас получилось?

- Саша выполнял подобное задание у доски. Давайте проверим. Саша как ты выполнял работу? Что у тебя получилось, прочитай. Ребята, все правильно?

- У когда были допущены ошибки во 2 заданий? Прочитайте его. Как вы сделали работу над ошибками, что у вас получилось.

- Проверим задание у Пети.

- Как ты его выполнил? Какие знания применял?

- Кто 3 задание сделал не правильно? В чем были ваши ошибки? Как вы их исправили? Что у вас получилось?

- Проверим как выполнил задание Толя. Как ты его делал? Что у тебя получилось? Прочитай.

- Переходим к заданию 4. Кто допустил ошибки? В чем состояло задание?

- Какое было дополнительное задание? (Из слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.

1)Она, но, глубокая, неширокая;

От дома, река, течёт, недалеко.

2)Журчит, где-то, поблизости, ручей;

Постоянно, куда – то, он, торопится

- Молодцы, все справились.

Участвуют в выявлении типичных ошибок. Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение. Выполняют работу над ошибками.







- 1) Ответ: ОН- 3 ЛИЦО, ЕД.Ч , Я-1 ЛИЦО, ЕД.Ч, МЫ- 1 ЛИЦО, МН. ЧИСЛО



- Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку.  Кого  вы ждёте? Почему они улетают?





- Прочитай предложения, вставить пропущенные местоимения. Подчеркнуть местоимения. Обозначить их падеж.

Охотник пошел в лес. С ... бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг к .. навстречу выскочил заяц. Собака бро­силась за ... . Зайцу удалось уйти. Охотник вышел на поляну. На ... было маленькое озеро. Там были дикие утки. Охотник осторожно подкрадывался к уткам, ... не удалось ... убить. Утки почуяли опас­ность и улетели. Охотник позвал собаку и отправил­ся с ... в степь.

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

Карточки с заданиями

Контроль- учитель: проверяет правильность ответов учебников.




Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог; 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Регулятивные: 
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

.


Личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций;

эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

Физминутка

-

Словесный

Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Повторяют за учителем упражнения.

Фронтальная

Музыка для физминутки


-

-

-

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Закрепление способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели ,


Практический (упражнения на карточках)

- Сейчас, ребята, вы поработаете самостоятельно. Я раздам вам работу аналогичную контрольной. Выберите и решите только те задания, в которых у вас были допущены ошибки

-Все выполнили? Сейчас я раздам вам эталон и критерий оценки.

Сверьтесь с эталоном и подчеркните ошибки карандашом. Поставьте отметку в соответствии с критериями. .

- Все справились? Кто получил отметку 5?4?

- У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении? Какие задания вам были непонятны?

Работают самостоятельно работу на карточке и выполняют самопроверку по эталону. Ставят себе отметку на основе критериев.

Индивидуальная

Карточка с заданиями Карточка с эталоном.

Критерий оценки для самостоятельной работы.

Самоконтроль с помощью эталона и критериев оценки

Формирование умения различать заменять, определять число и лицо личных местоимений, вставлять пропущенные местоимения в текст. существительные на личные местоимения в тексте.


Уметь использовать приобретённые знания по теме при выполнении практических заданий разного уровня сложности

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

Познавательные

рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия

Эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

Решение заданий творческого уровня.

Включение уточненного знания в систему; установка связей уточненного знания с имеющимися; расширение границ использования знаний.

Практический (задание на карточке)

Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач.

- Теперь предлагаю выполнить очень интересное задание в парах.

-Возьмите карточку, на которой написано «Творческое задание»

Творческое задание

Напишите благодарственное письмо личному местоимению. Письмо должно начинаться со следующих слов «Здравствуй, личное местоимение. Хочу выразить благодарность за…

- Какая пара хочет прочитать, что у них получилось?

- Молодцы, все справились.

Выполняют творческое задание в парах. Зачитываю, что у них получилось.

Парная

Карточка с заданиями

Взаимоконтроль правильности выполнения задания с помощью учителя.

Формирование умения вставлять личные местоимения в текст и уметь обосновывать свои выбор. Формирование умений писать связный и грамматически правильныц текст.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

Познавательные

рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, работать в парах

Эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

Рефлексия учебно- коррекционной деятельности на уроке

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} дея-сти

Словесный (вопросы).

Практический (таблица)

Чему был посвящён сегодня урок?

– Какие цели вы ставили в начале урока? (Понять свои затруднения и ошибки, и исправить их.)

– В каких заданиях были допущены ошибки?

– Назовите причины типичных ошибок.(…)

Что вам помогло преодолеть затруднения? (Эталоны, эталон для самопроверки, алгоритм исправления ошибок.)

– Над чем вам надо еще поработать? (…)

- Как вы проверяли свои знания? (…)

- Кому удалось на уроке поработать с дополнительными заданиями и справиться с ними?

- Оцените свою работу на уроке пользуясь таблицей.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивать свою работу на уроке при помощи таблицы.

Фронтальная

Таблица самооценки

Самооценка с помощью таблицы

-

Познавательные: С помощью учителя контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты

Самостоятельно подбирает аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!