Сценарий занятия
п а т р иот и зм
День учителя
1 – 2 кла с сы
гражданственность
30 сентября 2024
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«День учителя»
Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о значимой роли учителя в становлении личности каждого человека, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога, наставника, воспитание уважительного отношения к людям, которые посвятили свой труд воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность.
Основные смыслы:
Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. В разные исторические времена труд учителя был и остаётся уважаемым, социально значимым, оказывает влияние на развитие образования членов общества.
Назначение учителя – образование и воспитание подрастающего поколения, социальное служение. Учитель – советчик, помощник, организатор познавательной деятельности младших школьников.
Планируемые результаты. Личностные:
- понимать роль и значение учителя как человека, который вводит в мир знаний, развивает умения, помогает взрослеть;
- проявлять уважение к труду учителя, его знаниям и опыту; учиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;
- проявлять инициативу, самостоятельность, добросовестность в
совместной деятельности и индивидуальной работе.
Метапредметные:
- проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
- работать с информацией: сопоставлять текстовую и иллюстративную информацию, оперировать сведениями, определять тему и главную мысль сообщения;
- активно участвовать в обсуждении предложенных проблем,
высказывать своё мнение.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы,
- комплект интерактивных заданий,
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала видео, отражающего тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию
основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, выполнение интерактивного задания, просмотр видео, ситуации и вопросы познавательного характера, раскрывающие значимость профессии учителя.
Часть 3. Заключительная
Обобщение идей занятия о роли педагога в жизни каждого человека, его
предназначении, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель . Дорогие ребята! До того, как мы начнём наш разговор,
посвящённый Дню учителя, давайте вспомним, что ровно два года назад в результате референдума произошло воссоединение Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией.
Жители Донбасса, Запорожской и Херсонской областей практически единогласно проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации.
Этот день для всей нашей страны – символ восстановления исторической справедливости, возврата исконно русских земель, незыблемости
суверенитета нашей страны.
Частью большой и дружной российской семьи стали миллионы людей, горячо любящих Россию, прошедшие через тяжёлые испытания, но
сохранившие свой родной язык, традиционные российские ценности.
Сейчас в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях идёт активное восстановление и развитие инфраструктуры: отремонтировано более тысячи школ, идёт строительство
новых школ, детских садов, спортивных площадок, строятся новые дома,
восстанавливаются дороги, совершенствуется система здравоохранения.
Методический комментарий (для педагогов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей). Говоря о результатах референдума, важно подчеркнуть, что осознанный выбор был сделан родителями, бабушками, дедушками обучающихся.
Важно отметить, что для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей 30 сентября – день возращения на свою историческую Родину. Более 200 лет Херсон, Запорожье, Луганск и Донецк входили в состав Российского государства и только 30 лет существовали отдельно.
Учитель также может обратить внимание детей на конкретные изменения, произошедшие в их регионе, школе, за последние 2 года .
Учитель. Школа, ученики, класс, урок. В школе мы проводим большую часть нашего дня, учимся новому и открываем для себя много интересного. И сегодня, в преддверии Дня учителя, я предлагаю вам заглянуть в мир этой очень интересной, важной и ответственной профессии.
В светлый утренний час В свой приветливый класс
Мы приходим в положенный срок.
Там встречает ребят
Добрый, ласковый взгляд — Начинает учитель урок.
(О. Высотская)
Учитель. В чём уникальность профессии учителя? Давайте представим, что все учителя исчезли… Посмотрим видео.
Демонстрация видеоролика «Мир без учителя».
Учитель. Ребята, почему исчезли водители, продавцы, врачи? Как их исчезновение связано с профессией учителя?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, а как бы вы продолжили фразу: «Если бы не было учителя…»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Учитель – это тот, кто сопровождает нас в мире знаний, учит учиться, искать и открывать новое, воспитывает, помогает раскрыть свои возможности.
У каждого взрослого есть учитель, наставник, имя которого ему особенно
дорого. Помню такого человека и я.
Методический комментарий. Учитель рассказывает о своём учителе, наставнике, который сыграл важную роль в его собственной жизни.
Личный и искренний рассказ учителя позволит ученикам увидеть реальную значимость учителя в жизни каждого человека. Это создаст эмоциональный отклик у детей и повысит вовлечённость в дальнейшее обсуждение.
Часть 2. Основная
Учитель. Ребята, наша жизнь стремительно меняется, появляются новые технологии, новые профессии, а школы и учителя существуют с самых древних времён. Когда же появились первые школы на Руси? Как развивалось
школьное образование?
Об этом нам расскажет Владимир Ростиславович Мединский, помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно- исторического общества, автор книг и учебников по истории России
Демонстрация видеообращения федерального спикера.
Учитель. Из выступления Владимира Ростиславовича мы узнали о том, когда появились первые школы. А что менялось в жизни школы со временем? Давайте выполним задание.
Интерактивное задание «Лента времени».
Содержание задания: обучающимся предлагается ряд изображений учеников и учителей в разные исторические времена. Необходимо расположить изображения в правильной временной (лента времени) последовательности.
Учитель. Что помогло вам расставить изображения в правильной
последовательности, что было раньше, что позже?
Ответы обучающихся.
Учитель. Время меняет школу, школьные принадлежности, но неизменным во все времена остаётся роль учителя – передавать знания и опыт своим ученикам.
Рассмотрите изображения «Ленты времени». Подумайте, почему школа называлась «книжное учение»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верным помощником учителя и ученика была и остаётся книга.
В народе говорят: «Книга мала, а ума придала». Как вы думаете, почему? Объясните.
Ответы обучающихся.
Учитель. Книги помогают и нам, учителям, ведь надо очень много знать, чтобы успешно учить своих учеников. Поэтому учителя продолжают учиться, даже когда уже работают в школе. Да-да, не удивляйтесь! Учителя учат и учатся сами.
А что ещё, кроме знаний, важно в профессии учителя? Рассмотрите фотографии. О каких качествах учителя они нам говорят?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Ребята! Быть учителем в современном мире — это большая ответственность. Это и огромная честь — воспитывать и обучать вас, тех, кто будет строить будущее нашей страны.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей…
Мне бы хотелось, чтобы вы знали, что для учителя главное в профессии – это его ученики! И я для вас приготовила сюрприз!
В этой красивой коробке находится фотография моего любимого ученика. Я хочу, чтобы каждый из вас по очереди заглянул внутрь и увидел, кто это. Но друг другу ни в коем случае не говорите! Кто первый?
Методический комментарий. Учитель достаёт коробку и предлагает ученикам по очереди заглянуть в неё, сообщая, что в коробке лежит фотография его любимого ученика. Ученики по очереди заглядывают в коробку, а там лежит зеркало, в котором каждый видит себя.
Игровое задание «Любимый ученик».
Учитель. Ребята, я вас всех очень люблю, спасибо вам за то, что вы у меня есть! Каждый раз, видя ваши любознательные и искренние взгляды, я понимаю, что профессия учителя лучшая на земле!
Но думаю, что наш разговор о Дне учителя, не будет полным, если мы не вспомним о наших родителях. Ведь именно от них мы получаем самые первые
знания об этом мире, и их советы и наставления сопровождают нас всю жизнь. Давайте не забудем в День учителя и им сказать большое спасибо!
Ребята, а ещё, вернувшись домой, расспросите своих родителей об их учителях и наставниках, имена которых они хранят в своей памяти. Уверена, что рассказ будет интересным.
ПОСТРАЗГОВОР
- Написание мини-сочинения «Если бы я был учителем…».
- Посещение школьных, педагогических музеев.
- Вст р е чи с в ы д ающими с я п е д а г о г а м и , н аста в н и к а ми, воспитателями.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык : работа со словарём, определение значения пословиц об учении.
Литературное чтение: чтение произведений об учителях Я. Л. Аким
«Твой друг», А. А. Блок «Учитель».
Окружающий мир: знакомство со страницами истории создания первых школ на Руси.
Изобразительное искусство : картины художников В. Е. Маковского «В
сельской школе», Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «Деревенская школа», «У дверей школы», «Дети на уроке»,
«Новички».
Музыка : подготовка сценария праздника, посвящённого Дню учителя.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы ко Дню учителя, https://www.culture.ru/s/den-uchitelya/ . Российское общество «Знание» https://znanierussia.ru/projects .
Общероссийское движение «Движение Первых», направление «Учись и
познавай!» (образование и знание), https://будьвдвижении.рф/projects/18.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность учителям, педагогам, наставникам, советникам по воспитанию, родителям за их вклад в формирование личности каждого человека и в будущее страны.
Благодарность государства – награды лучшим учителям, воспитателям, наставникам.