СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся среднего профессионального образования 2024–2025 учебный год
Занятие 5 День учителя
Дата проведения: 30 сентября.
Цель занятия: развитие представлений обучающихся о роли учителя в жизни человека и общества, о традициях и инновациях в профессии педагога в наше время.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролики;
- дополнительные материалы.
Партнер: Минпросвещения России, РДЦ.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр приветственного видеоро- лика, беседа.
О с н о в н о й э т а п : р аб о т а с ц и т а т а м и , д и с к у с си я , п р о с м о т р видеоролика-интервью, просмотр и обсуждение 2D-ролика.
Заключительный этап: беседа, творческая работа, анкетирование.
Мотивационно-целевой этап
Педагог: До того, как мы начнем наш разговор, посвященный Дню Учителя, давайте вспомним, чем знаменателен сегодняшний день. Какое важное событие произошло в нашей стране 30 сентября 2022 года?
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог: Верно, ровно два года назад в результате референдума произошло воссоединение Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией. Жители
этих регионов практически единогласно проголосовали за вхождение в состав России.
Этот день для всей нашей страны является символом восстановле- ния исторической справедливости, возврата исконных русских земель, незыблемости суверенитета нашей страны.
Частью большой и дружной российской семьи стали миллионы людей, горячо любящие Россию, прошедшие через тяжелые испытания, но сохранившие свой родной язык, традиционные российские ценности.
Сейчас в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорож- ской и Херсонской областях идет активное восстановление и развитие инфраструктуры: отремонтировано более тысячи школ и строятся новые школы, детские сады, спортивные площадки, дома, восстанавливаются дороги, совершенствуется система здравоохранения.
В образовательных организациях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, говоря о результатах референдума, важно подчеркнуть, что осознанный выбор был сделан родителями, бабушками, дедушками обучающихся. Важно отметить, что для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей 30 сентября — день возращения на свою историческую Родину. Более 200 лет Херсон, Запорожье, Луганск и Донецк входили в состав Российского государства и только 30 лет существовали отдельно.
Педагог также может обратить внимание студентов на конкретные изменения, произошедшие в их регионе, колледже за последние 2 года.
Педагог: «За выбором миллионов жителей — наша общая судьба и тысячелетняя история. Эту духовную связь люди передавали своим детям и внукам. Несмотря на все испытания, пронесли через года любовь к России. И это чувство никто не может в нас уничтожить», — сказал в этот день Президент России Владимир Путин.
Сегодня, когда мы говорим об учителях, мы понимаем, что и они внесли огромный вклад в передачу той духовной связи, той историче- ской памяти, о которой говорил Президент.
П едагог организует просмотр приветственного видеоролика.
Педагог: Каждый год 5 октября мы празднуем День учителя и уже третий год посвящаем этой теме «Разговор о важном». Как вы считаете, почему важно и нужно говорить об учителях и не забывать об этой дате?
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог: Человек становится человеком, таким, какой он есть, бла- годаря многим людям, повлиявшим на его взросление, воспитание, выбор. Это и родители, и друзья, и наставники − все они являются для
человека учителями. Про кого вы можете сказать, что этот человек стал для вас учителем, примером, сыграл в вашей жизни важную роль, повлиял на ваш выбор?
Ответы обучающихся. Педагог может рассказать о том, кто стал учителем для него, о причинах выбора педагогической профессии, о том, почему для него самого важно и необходимо быть для студентов значи- мым взрослым, какое удовлетворение он получает от своей деятельности.
На занятии с обучающимися на педагогические специальности нужно обсудить мотивы выбора профессии, ожидания от будущей професси- ональной деятельности.
Основной этап
Педагог: Давайте подумаем над смыслом высказываний об учителе. Какова роль учителя в жизни каждого человека, общества и государства?
Педагог предлагает студентам цитаты (презентация к занятию):
«Хорошие учителя создают хороших учеников».
( М . В . О с т р о г р а д ск и й )
«Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту вос- питательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни мораль- ными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
( К . Д . У шин ск и й )
«Педагог — это не только воспитатель, педагог — это друг, человек, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры».
(Я. Колас)
«Педагоги, собственно, основные двигатели прогресса. Не будь их, человечество застыло бы на месте».
( В . Ф . Т е н д р як о в )
«Учитель, как и хирург, на ошибки не имеет права».
( А . Г . А лек с и н )
П е д а г о г м о ж е т д о п о л ни т ь д а нн ы й э т а п з а н я т и я в ы с к а зы в а н и ям и р е г и - ональных деятелей политики, науки и искусства, посвященных учителю.
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог: Так что же значит профессия учителя для человека? Учитель помогает человеку получить знания, обрести морально-нравственные ориентиры, оказывает поддержку в выборе своего пути.
Значение профессии педагога для общества состоит в первую оче- редь в передаче ценностей, традиций, знаний, опыта. Эта линия пере-
дачи обеспечивает преемственность поколений и развитие общества. Есть такое выражение: каждый учитель хочет, чтобы его ученики его превзошли, то есть стали бы теми, кто проложит новые пути в науке, искусстве, производстве, во всех сферах жизни. Это и обеспечивает развитие общества.
Согласитесь, что это большая ответственность. По словам писателя Анатолия Алексина, «учитель, как и хирург, на ошибки не имеет права». Как вы считаете, почему?
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог организует просмотр видеоинтервью с Владимиром Ростиславовичем Мединским, помощником Президента Российской Федерации, председателем Российского военно-исторического общества.
Педагог: Профессия учителя не только одна из самых ответственных.
Во все времена она считалась и самой гуманной. Что это значит 1 ?
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог: Гражданственность и гуманизм — ключевые принципы этической позиции учителя. Учитель — всегда гражданин своей страны, он защищает ее интересы и интересы своих учеников.
Но иногда, несмотря на то, что учитель — это мирная профессия, учителю приходится защищать не просто интересы своих учеников, но их жизни. Замечательный российский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце», и множество педагогов именно так и поступали, в прямом смысле отдавая сердца детям, рискуя своими жизнями, жертвуя собой ради спасения детей.
Педагог организует просмотр и обсуждение 2D-ролика об учителях- героях.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что произвело на вас впечатление в видеоролике?
- Можно ли назвать эти истории подвигом? Почему?
- Знали ли вы о подвигах учителей в военное и мирное время?
- Как вы считаете, что побуждало тех учителей, о которых рассказано в видеоролике, и многих других совершать эти подвиги?
1 Гуманный — проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; чело- вечный, человеколюбивый (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. иссле- дований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека).
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог может дополнить этот этап занятия информацией о знаменитых педагогах своего региона, заслуженных педагогах конкретной образовательной организации.
Заключительный этап
Педагог: В разных городах нашей страны существуют памятники учителям, памятные знаки и мемориальные доски (презентация к занятию). Первый в России памятник учителю был открыт в 1968 году во дворе школы № 1 города Торопца. Памятники учителям установлены в Сочи, Липецке, Челябинске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Махачкале, Саратове, Волгограде, Брянске, Белгороде, Стерлитамаке и других городах. В прошлом году памятник учителю был установлен около педагогического университета в городе Луганске. «Вам удалось увековечить самоотверженный труд педагога, сохранить память о тех людях, которые посвятили свою жизнь образованию, выразить им свою признательность и благодарность!» — сказала на церемонии открытия памятника Дарья Лантратова, сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике.
Педагог может дополнить этот этап занятия информацией о памятниках и памятных знаках, посвященных учителям, которые существуют в регионе.
Педагог: Памятники учителям — это знак уважения и благодарности, признание значимости миссии учителя для каждого человека и для государства. Но благодарность и уважение можно и нужно выражать различными способами. Как еще можно выразить свое отношение к труду учителя, признательность, благодарность?
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог: Мы часто говорим с вами о стремительно меняющемся мире, о новых технологиях, которые облегчают труд человека и делают его более эффективным. Как вы считаете, изменилась ли в наше время профессия учителя? Если да, то как? А что в профессии учителя не может измениться никогда?
О т в е т ы о б у ч а ю щ и х с я .
Педагог: Условия и инструменты работы педагога, конечно, меняются. Но смысл и назначение профессии учителя не изменятся никогда. Учитель всегда стоит между прошлым и будущим, между традициями и инновациями.
Есть мнение, что со временем живой педагог, каждый день входящий
в класс, в мастерскую или в лабораторию, станет не нужен, потому что все знания можно будет получить с помощью новых технологий. Как вы считаете, это реально?
Ответы обучающихся. Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
- Хотелось бы вам учиться без педагогов?
- Смогли бы вы учиться без педагогов?
- Возможно ли освоение выбранной вами профессии без педагогов, мастеров, наставников? Почему?
- Какие знания может передать только учитель / мастер / наставник?
- Хотели бы вы, чтобы ваши дети учились без учителей? Почему?
Обучающимся на педагогические специальности педагог может предложить поразмышлять о своем профессиональном будущем, о необходимости непрерывного образования, о путях совершенствования профессиональных и личностных компетенций.
Педагог: Если бы у вас прямо сейчас была возможность поблагодарить своего наставника, что бы вы ему сказали? Запишите то, что вы хотели бы сказать (на бумаге, в телефоне в виде текстового сообщения, аудио или видео).
Педагог может проинформировать студентов о Всероссийской кампании «Спасибо педагогам и наставникам!», которая стартовала 20 сентября. Ее инициаторами являются Минпросвещения России и Оператор социальной рекламы (АНО «Институт развития интернета»). Школьники, студенты и их родители могут поблагодарить своих педагогов и наставников, опубликовав в социальных сетях пост с хештегами #Спасибопедагог, #Спасибонаставник, #Минпросвещения или видеообращение.
На сайте проекта можно создать уникальную открытку, выбрав ее дизайн при помощи конструктора, написать поздравление и отправить по электронной почте, в мессенджере или выложить в социальныхсетях.
Можно предложить обучающимся записать для своих преподавателей, преподавателей всей страны групповую видеооткрытку ко Дню учителя.
Если в регионе / муниципалитете проводятся специальные тематиче- ские акции к Дню учителя, педагог может проинформиро-
вать о них студентов и предложить в них поучаствовать.
Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по QR-коду.