СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 билет кореньььь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4 билет кореньььь»

« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

УМК «Школа России» .2 класс

Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о понятиях «корень слова», «однокоренные слова», совершенствовать умение находить корень слова и подбирать однокоренные слова.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию

Предметные: Научатся осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова», владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов, определять корень в группе однокоренных слов

Метапредметные:

Регулятивные: умение принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней

Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Познавательные: умение работать с разными видами информации, представленной в текстовой форме; осуществлять анализ (сравнивать, сопоставлять, классифицировать по определенным признакам) и делать простые выводы

Оборудование: конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, мультимедиа проектор.

Ход урока:

1.

- Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

2. Актуализация знаний.

Запишите число, классная работа

На слайде пословицы, ваша задача найти начало и конец пословицы. Прочтите, что получилось. А теперь найдите в этих пословицах антонимы и напишите пары антонимов в тетрадь.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Добро всегда побеждает зло.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Посмотрите на слайд. Проверьте написанное по эталону, образцу. Оцените свою работу.

3.Самоопределение к деятельности

 - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

Вам надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой, через запятую. (Дети делают запись).

Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова? ).

 - Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

 - А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

 - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

 - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

 - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

 - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

 Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

 Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

 - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

 - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

 - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

 - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

 - Назовите эту общую часть. (зим- ).

 - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

 - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

 -попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)

 Родственными называются  слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

 - С родственными словами мы разобрались.

 - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

  Какие слова называются родственными ?

 (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

 - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

 - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,

  • -корень слова,

  • -однокоренные слова

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

ОНЗ

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

 - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

Выполним упражнение 87

Закрепление:

А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы -листочки с этих деревьев (у детей на партах листики со словами).

Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

 Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

 Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

 Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

 Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! 

Итог

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

Что такое корень? Однокоренные слова? Родственные слова?

Рефлексия:

 Сейчас покажите ваше настроение с помощью смайлика, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой, поднимите веселый смайлик.

- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой, поднимите грустный смайлик.

-  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!



Скачать

© 2024 38 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!