« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
УМК «Школа России» .2 класс
Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о понятиях «корень слова», «однокоренные слова», совершенствовать умение находить корень слова и подбирать однокоренные слова.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию
Предметные: Научатся осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова», владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов, определять корень в группе однокоренных слов
Метапредметные:
Регулятивные: умение принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней
Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Познавательные: умение работать с разными видами информации, представленной в текстовой форме; осуществлять анализ (сравнивать, сопоставлять, классифицировать по определенным признакам) и делать простые выводы
Оборудование: конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, мультимедиа проектор.
Ход урока:
1.
- Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2. Актуализация знаний.
Запишите число, классная работа
На слайде пословицы, ваша задача найти начало и конец пословицы. Прочтите, что получилось. А теперь найдите в этих пословицах антонимы и напишите пары антонимов в тетрадь.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Добро всегда побеждает зло.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Посмотрите на слайд. Проверьте написанное по эталону, образцу. Оцените свою работу.
3.Самоопределение к деятельности
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
Вам надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой, через запятую. (Дети делают запись).
– Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова? ).
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
– В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим- ).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
-попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- С родственными словами мы разобрались.
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
Какие слова называются родственными ?
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-родственные слова,
-корень слова,
-однокоренные слова
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
ОНЗ
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
Выполним упражнение 87
Закрепление:
А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы -листочки с этих деревьев (у детей на партах листики со словами).
Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились!
Итог
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
Что такое корень? Однокоренные слова? Родственные слова?
Рефлексия:
Сейчас покажите ваше настроение с помощью смайлика, с которым вы работали сегодня на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой, поднимите веселый смайлик.
- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой, поднимите грустный смайлик.
- Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!