Выполнила: Лепская К.Д.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Актуализация требований к учащемуся со стороны учебной деятельности («надо»); Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); Установление тематических рамок («могу»). -Здравствуйте дети, настроимся на урок. Посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку? Вам понадобится: - учебник; -рабочая тетрадь; -пенал; -Откройте свои рабочие тетради, от предыдущей записи отступите 4 клетки и записываем сегодняшнее число, далее ниже записываем классная работа. - Ребята, какие величины вы знаете? -Хорошо, эти знания пригодятся на сегодня на уроке. | Включиться в учебную деятельность и определить её содержательные рамки Встают со своих рабочих мест, чтобы поздороваться с учителем. Дети осматривают свое рабочее место, все ли они подготовили к уроку математики. Открывают тетради, записывают число и классная работа. -длина, масса, объем | Метапредметные выполнять мыслительные операции анализа и синтеза. Личностные умеют проявлять любознательность, сотрудничество. |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения) Вывести на проблемы и затруднения -Перед тем как изучить новую тему предлагаю выполнить задания и немножечко размяться. (Учитель рисует на доске 2 схемы или выводит на интерактивной доске) -Посмотрите, пожалуйста, на доску перед вами представлена схема. Вам необходимо вставить пропущенные числа. -Выходим по одному и записываем числа. -Итак, Ваня выходи к доске и запиши пропущенное число. (так учитель вызывает 12 учеников). -Молодцы! -Давайте откроем учебник на стр. 40, смотрим задание №1. -Посмотрим на первую картинку. Саша, скажи, чему равна масса котенка в мышатах? Как ты это узнал? -Давайте запишем в тетради, что масса кота равна массе 6 мышек- к=6 м. -Арина, теперь посмотри на 2 картинку. Чему равна масса котенка в воробьишках? -Запишем тоже это в тетрадь. Масса котенка равна массе 5 воробьишек. -Ребята, а какие единицы массы вы знаете? -Правильно. Теперь в тетради начертим прямоугольник со сторонами 3 см и 7 см. Обозначим его буквами ABCD. - Начертите квадрат со стороной 5 см. Обозначим его буквами KLMN. (Учитель записывает на доске обозначения фигур). -Послушайте небольшую историю о Кнопочке и Синеглазке. Однажды пошли Кнопочка и Синеглазка (прикрепить на доску картинки) в магазин покупать себе ковры. Эти ковры изображены у вас в тетради. Кнопочка непременно хотела купить себе ковер больше, чем у Синеглазки. - Какой ковер купит Кнопочка – ABCD или KLMN? - В чем затруднение? -А какую величину надо сравнить, чтобы узнать какой ковер больше? | Увидеть проблему, затруднения и осознать личностную необходимость их решения «для чего необходимо изучить эту деятельность» Выходят по одному и заполняют пропуски. Открывают учебник, смотрят задание -Его масса равна 6 мышкам. Посчитал всех мышек на весах. Записывают запись в тетрадь. -Масса котенка равна массе 5 воробьишек. -Килограмм, грамм Дети чертят прямоугольник и квадрат и дают название – прямоугольник ABCD, квадрат – KLMN. Слушают историю. Затрудняются ответить. -Мы не можем определить, какой ковер больше. Затрудняются ответить. | предметные умеют вычислять в пределах 100. метапредметные выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; определять закономерности и продолжать её. Личностные умеют проявлять самостоятельность, любознательность, сотрудничество. |
Действие целеполагание | Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. -Сегодня на уроке мы знакомимся с новой величиной, с помощью которой можно сравнивать занимаемое место на плоскости любой фигурой. - Что это за величина, вы узнаете, собрав слово из рассыпавшихся букв. (На доске разбросаны буквы слова ПЛОЩАДЬ) - Кто догадался, о какой величине мы будем говорить сегодня? Правильно. -Соответственно, какая тема нашего урока? -Какую цель мы поставим на урок? | Определить личностное значение цели урока. Выбрать средство и метод. «что я должен сделать…» Собирают на доске слово ПЛОЩАДЬ -О площади. -Тема урока: «Площадь» -Цель: познакомиться с новой величиной- площадь; научиться сравнивать площади фигур. | Метапредметные выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, слушать собеседника и вести диалог; умеют осуществлять анализ объектов, делать выводы; умеют по названию темы ставить цели, определять задачи и сохранять их на протяжении всего урока. Личностные умеют проявлять любознательность. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения -Итак, первое, что мы должны узнать, что же такое площадь. - Как вы понимаете слово «площадь»? - Где в жизни вы встречались со словом «Площадь»? - Где мы можем посмотреть значения этого слова? -Давайте посмотрим в словаре Ожегова, какие же значения имеет слово «Площадь». ПЛОЩАДЬ - 1. Величина чего-н. в длину и ширину, измеряемая в квадратных единицах. П. треугольника. П. участка. 2.Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. Красная п. в Москве. 3. Пространство, помещение, предназначенное для какой-н. цели. Посевная п. Полезная п. вдаме. 4. То же, что жилая площадь (разг.). - Какое из определений подойдет к математике? - Давайте прочитаем еще одно математическое определение в учебнике на стр. 40 вместе и постараемся понять и запомнить, что же такое площадь. -Вывод: итак, каждая фигура занимает в пространстве определенное место и имеет площадь. - Для чего нам нужно изучать тему: «Площадь»? -Также площадь нужно считать при ремонте квартиры, чтобы узнать, сколько плитки нужно купить, чтобы выложить стены ванной или кухни, сколько линолеума купить и т. д. -Теперь на нужно научиться сравнивать площади фигур несколькими способами. • сравнение «на глаз» - Давайте вспомним сказку о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина и попробуем определить, чем отличается избушка, которая была у старухи вначале и терем, в котором она жила в конце сказки. (на слайде изображения) - А теперь сравните площадь доски и площадь стены, на которой она висит. - Каким способом вы определили? - Да, это и есть первый способ сравнения площадей – «на глаз». • сравнение способом наложения Работа в парах: - Положите перед собой учебник математики и рабочую тетрадь на печатной основе. Что можно сказать, про их площади? -Как проверить? - А теперь сравните площадь учебника и площадь тетради в клетку. Наложите их друг на друга. -Так мы узнали еще один способ сравнения площадей- с помощью наложения. • сравнение с помощью мерок -Теперь вернемся к нашим коврам. - Сравните площади этих фигур. Можно это сделать на глаз? -А можно сравнить наложением? -А теперь я поделю эти фигуры на равные квадраты. Посчитайте квадраты. Что можно сказать о площадях? - Вывод: площади фигур можно измерять мерками. Только какое условие должно выполняться? | Разработать алгоритм выхода из создавшейся проблемы или затруднения -Это что-то большое. -Например, на улице площадь 1905 года; площадь огорода и т.д. -В словаре. -Первое определение. -Читают определение. -Чтобы понимать и знать, какая площадь квартиры, участка и тд. -Избушка меньше, чем терем. -Площадь стены больше, чем площадь доски. -Сравнили «на глаз». -Площадь учебника больше, чем тетради. -Наложить друг на друга. -Площадь учебника больше. -Нет. -Нет, они разной формы. -В первой фигуре 21 квадрат, во второй 25. Получается, что площадь KLMN больше, чем площадь ABCD. -Мерки должны быть одинаковыми. | предметные умеют измерять площади различных фигур с помощью мерки; умеют находить площадь прямоугольника. Метапредметные выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; умеют осуществлять анализ объектов, делать выводы; определять закономерности и продолжать её личностные умеют проявлять самостоятельность, любознательность, сотрудничество. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи. -Теперь посмотрим задание №5 в учебнике на стр. 41. -Коля, какая мерка предложена нам под цифрой 1? -То есть мы сейчас будем измерять площадь фигур в прямоугольниках. Посчитай, сколько прямоугольников содержится в 1 фигуре? Во второй? Чья площадь больше? -Правильно. Запишем в тетради так, как показано по образцу. a= 9e, b=8e – a b. -Денис, какая мерка предложена нам под цифрой 2? -Посчитай, сколько треугольников содержится в фигуре a? В фигуре b? Чья площадь больше? Как запишем? | В форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) выполнить задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Открывают учебник, смотрят задание. -Прямоугольник. -9; 8. Больше площадь первой фигуры. -Треугольник. -6; 6. Их площади равны. -a=6e, b=6e – a=b. | предметные умеют измерять площади различных фигур с помощью мерки; умеют находить площадь прямоугольника Метапредметные выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, слушать собеседника и вести диалог; умеют осуществлять анализ объектов, делать выводы; определять закономерности и продолжать её; контролировать и оценивать результаты работы по выработанным критериям. Личностные умеют проявлять самостоятельность, любознательность, сотрудничество. |
Физкультминутка | «Гимнастика для глаз» Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно (посмотреть вправо-влево) Ах, как солнце высоко (посмотрите вверх) Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо) Вправо-влево повернём, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись (Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими) | Выполняют физкультминутку | |
Самостоятельная работа | Провести самостоятельную работу и обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены новые знания -Теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание так же, как мы это делали перед этим. Затем проверим. -Оля, объясни, пожалуйста, как ты выполнила задание, а все остальные проверяют. -У всех так же получилось? Молодцы. | Выполнить задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, зафиксировать затруднения, определить причины ошибок и исправить их. Выполняют самостоятельно. Квадрат. -В фигуре a содержится 8 квадратов. В фигуре b содержится 9 квадратов. Из этого можно сделать вывод, что площадь, а меньше, чем площадь b. Запишем это так: a=8, b=9 - a -Да. | предметные умеют измерять площади различных фигур с помощью мерки; умеют находить площадь прямоугольника Метапредметные умеют осуществлять анализ объектов, делать выводы; определять закономерности и продолжать её; контролировать и оценивать результаты работы по выработанным критериям. Личностные умеют проявлять самостоятельность, |
Рефлексивно оценочные действия | Организовать осмысление способов достижения цели, анализ деятельности по получению учебного продукта, анализ содержания изучаемого материала. -Наш урок подходит к концу. - Вспомним, какая была тема нашего урока? - Какие цели ставили перед собой? - Достигли ли мы этих целей? -Что нового вы для себя узнали? -Оцените себя, около оценки, на которую вы сегодня поработали, нарисуйте смайлик (раздаются карточки с оценками). | Осмыслить собственную учебную деятельности, способы решения проблемы или затруднения, содержания изучаемого материала, психологического комфорта на уроке -Тема нашего урока была: «Площадь» -познакомиться с новым понятием «площадь», научится сравнивать площади фигур -Да -Что существует такая величина, как площадь. С ее помощью измеряют фигуры, большие территории и т.д.; существует 3 способа измерения площадей фигур. Оценивают свои результаты | предметные умеют измерять площади различных фигур с помощью мерки; умеют находить площадь прямоугольника Метапредметные вести диалог; умеют осуществлять анализ объектов, делать выводы; личностные умеют проявлять самостоятельность, любознательность, сотрудничество. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Определить задания с учетом нового алгоритма действия, полученного на уроке (или повторения изученного материала). Раскрыть особенности их выполнения (прочитать формулировки заданий, выявить трудности выполнения указанных заданий, обратить внимание на критерии выполнения). -Открываем дневники, записываем домашнее задание. На дом вам задается задание из учебника под номером 5. -Всем спасибо, урок окончен. | Выявить границы понимания или затруднения в выполнении предложенных заданий, на основе сформулированных вопросов учителю. Записать домашнее задание в дневник. Записывают дз | Личностные умеют проявлять самостоятельность, сотрудничество. |