Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, дети, настроимся на урок. Посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку? -На партах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, простой карандаш, линейка. -Скажите, пожалуйста, можем ли мы делить предметы? Как можно их делить? -Что мы можем сказать о делении? -А как вы думаете, если ли такие жизненные ситуации, в которых нам приходится что-то делить? Хорошо, это знания нам сегодня пригодятся на уроке. | Встают со своих рабочих мест, чтобы поздороваться с учителем. Дети осматривают свое рабочее место, все ли они подготовили к уроку математики. -Да, можем. Разрезать, разорвать, разбить. -Деление- это предметное множество, которое разбивает предметы на части. -Да, бывают. | Метапредметные: умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, слушать собеседника и вести диалог |
2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Для начала немного разомнемся. Устный счёт. 1) Повторение нумерации многозначных чисел. — Прочитайте числа: 34 207, 146 500, 100 010 -Назовите соседние числа для каждого числа. -Молодцы! - Сейчас на экране вы видите примеры. Вам нужно их решить письменно. -Для этого открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа, отступаем 2 клеточки вниз, ставим номер 1. Записываем каждый пример в столбик и обязательно ответ. 1)360 * 2 =720 2)300 :5=60 3)450 : 150 = 3 4)60 * 9 = 540 5) (58+22): 5=16 -Теперь рассмотрим одну ситуацию. Папа Карло дал Буратино одно яблоко. Ему нужно угостить своего друга - Пьеро. Как это сделать, чтобы никого не обидеть? -Правильно. Яблоко нужно разрезать пополам - на две равные части. Учитель разрезает яблоко и показывает 2 равные части. -Какие части у нас получились? -Если предмет разделен на равные части, то как называется каждая такая часть? -Почему возникло затруднение? | Читают числа: 34 207, 146 500, 100 010 34 207 (34 206 и 34 208) 146 500 (146 499 и 146 501) 100 010 (100 009 и 100 011) Решают примеры со слайда. 1)720 2)60 3)3 4)540 5)16 -Буратино нужно разрезать (разделить) это яблоко пополам и поделиться с Пьеро. -Равные. Затрудняются ответить. -Мы не знаем как называется равная часть. | Метапредметные: умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, слушать собеседника и вести диалог Личностные: умение анализировать результаты учебной деятельности |
3. Действие целеполагание | -Чтобы нам ответить на этот вопрос, давайте обратимся к учебнику. Откройте учебник на стр. 3 и самостоятельно прочитайте текст до желтой полоски с цифрами. -Теперь все же ответим на вопрос: как называются равные части предмета? - Сформулируйте, какая сегодня тема нашего урока? - Какую цель поставим перед собой? -Правильно! | Открывают учебник, самостоятельно читают. -Доли -Тема нашего урока: Доли и дроби. -Узнать, что такое доли. Научиться их находить. Определять и находить долю числа и число по его доле. | Метапредметные: умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, слушать собеседника и вести диалог; умеют по названию темы ставить цели, определять задачи и сохранять их на протяжении всего урока. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | У каждого ученика и учителя по 2 одинаковых круга, квадрат и полоска. - Возьмите два одинаковых круга. Один из них разделите на 2 равные части. (Учитель показывает, как надо перегнуть круг и как разрезать его.) - Это целый круг, а это половина, или одна вторая доля круга. (Показывает.) -Сколько вторых долей в целом круге? Покажите их. - Возьмите квадрат. Как получить одну вторую долю квадрата? Выполняйте. - Доли обозначают двумя числами. Одну вторую долю круга, квадрата обозначают так: -Теперь положите перед собой полоску бумаги, складываем её пополам, получившуюся половинку еще сгибаем пополам. -Разогните, сколько долей у нас получилось? -Теперь на каждой доле полоски запишите дробь . -Посмотрите две четверти доли составляют одну вторую (или половину), а четыре четверти — целый предмет. При записи доли нижнее число показывает – на сколько частей разделили, а верхнее число – сколько таких частей взято. -Давайте еще раз повторим, что такое доля? | -2 доли -Разделить его на 2 равные части и взять одну такую часть Дети могут сделать это разными способами. Например, разрезать квадрат по одной из диагоналей, получатся два равных треугольника, или по средней линии, тогда получатся два равных прямоугольника. Учащиеся записывают на половинах круга, квадрата дробь и объясняют, что обозначает в этой записи каждое число. 4 Учащиеся на каждой доле записывают -Доля –это равная часть. | Предметные: обозначают дробью доли предмета, разделённого на равные части Метапредметные: контролировать и оценивать результаты работы по выработанным критериям; моделировать ситуации, требующие умения находить доли; умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, слушать собеседника и вести диалог Личностные: умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учёбе. |
Физкультминутка | Включается видеоролик с упражнениями. https://ok.ru/video/12759467343 | Повторяют упражнения за видеороликом. | |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Переворачиваем учебник на стр. 4. Найдите задание №1. Прочитайте самостоятельно. Ирина, прочитай задание слух. -Смотрим на первый рисунок. На сколько частей поделили круг? -Посмотрите на запись под рисунком. Какая дробь записана? Что это значит? -Правильно. Сережа, продолжи рассуждать так же со вторым рисунком. -Следующий говорит Никита. -И Аня. -Теперь смотрим задание под цифрой 2. Прочитаем по цепочке дроби. -Выполним №2 -Маша, прочитай задание. -Итак, назови незакрашенную долю первого рисунка. -Второй рисунок, Дима. -Третий, Миша. -И четвёрты рисунок, Даша. -Скажите, что в дроби обозначает число записанное под чертой? -А что обозначает число записанное над чертой? -Хорошо, а теперь назовем закрашенную часть прямоугольника на каждом рисунке. -Таня, рассуждай с первым рисунком. -Второй рисунок, Данил -Третий рисунок, Алена -И четвертый рисунок, Саша. -Сейчас давайте выясним какая часть больше закрашенная или нет. -Откройте тетрадки запишите №2 -В первый столбик запишите не закрашенные части прямоугольника -Во втором столбике запишите закрашенные части прямоугольника -Сравниваем первую строчку ½ и ½ . Какой ставим знак? -Вторую ¼ и ¾. Какая дробь больше? Почему? -Аналогично делаем все остальных дроби потом вместе проверим. -Итак, вторая строчка, Матвей -Далее, Аня -И последнее, Ваня -У всех также? | Открывают учебник, читают самостоятельно. -На сколько равных частей разделили каждый круг? Прочитай и объясни записи под каждым рисунком. -Его поделили на 3 части. -Одна третья. Значит от 3 частей круга взяли одну часть. -Круг разделили на 4 части. Запись дана одна четвертая. Значит от четырех частей круга взяли одну такую часть. -Круг разделен на 6 частей. Запись читается две шестых. Значит от 6 частей круга взяли 2 таких части. -Круг разделен на 8 частей. Запись читается пять восьмых. Значит от 8 частей круга взяли 5 равных. -три седьмых, одна десятая, две двадцать пятых, четыре семнадцатых, девять сотых. -назови каждую из не закрашенных долей прямоугольника. -одна вторая -одна четвёртая -одна шестая -одна девятая -На сколько равных частей поделен предмет. -Сколько взято таких частей -одна вторая -Три четвертых -пять шестых - восемь девятых - ставим знак = - ¾ , потому, что мы взяли 3 равных части ¼ меньше ¾ 1/6 меньше 4/6 1/9 меньше 8/9 -Да! | Предметные: обозначают дробью доли предмета, разделённого на равные части Метапредметные: контролировать и оценивать результаты работы по выработанным критериям; моделировать ситуации, требующие умения находить доли; умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, слушать собеседника и вести диалог Личностные: умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учёбе. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Теперь работаем самостоятельно. В учебник на стр. 6 задание 3. Вам нужно в тетрадь записать дроби. Ставим цифру 1, рядом пишем дроби к первому рисунку, затем цифра 2- дроби ко 2 рисунку и т.д. Обратите внимание, что первая дробь — это обозначение ЗАКРАШЕННОЙ части круга, а вторая дробь НЕЗАКРАШЕННОЙ. -Проверим. По поднятой руке отвечаем по каждому рисунку. | Работают самостоятельно. 1. 3/8 и 4/8 2. 2/3 и 1/3 3. 4/6 и 2/6 4. 2/4 и 2/4 | Предметные: обозначают дробью доли предмета, разделённого на равные части Метапредметные: контролировать и оценивать результаты работы по выработанным критериям; моделировать ситуации, требующие умения находить доли; умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, Личностные: умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учёбе. |
7. Рефлексивно-оценочные действия. | -Ребята, что нового вы сегодня узнали? -Из чего состоит дробь? -Понравился вам урок? Что больше понравилось? -Оцените себя, около оценки, на которую вы сегодня поработали, нарисуйте смайлик (раздаются карточки с оценками). | -Узнали, что такое дробь и доля. -Из числителя и знаменателя. -Доля- это равная часть. Ответы детей. | Предметные: обозначают дробью доли предмета, разделённого на равные части Личностные: умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учёбе. |
8. Домашнее задание. | -Домашнее задание: стр. 4 (3), стр. 5(4) -Спасибо за урок. | Записывают домашнее задание в дневник | |