СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №47-48 Жизнь и творчество Г.В.Черноголовиной. «Сказка об одном зернышке»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Литературная прозаическая сказка "

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №47-48 Жизнь и творчество Г.В.Черноголовиной. «Сказка об одном зернышке»»

03.03.21

Русская литература 5 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №47-48

Жизнь и творчество Г.В.Черноголовиной. «Сказка об одном зернышке»

Цели обучения (кратко)

  • познакомиться с биографией казахстанской писательницы Г.В.Черноголовиной;

  • иметь общее представление о художественном произведении;

  • понимают термины (символ в художественном произведении);

  • участвуют в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства.

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи


  1. Обрати внимание!

Г.В.Черноголовина написала множество произведений для взрослых, но считала себя, прежде всего, детской писательницей.

Большое влияние на судьбу Г.Черноголовиной оказала встреча с директором издательства «Детская литература» К.Ф.Пискуновым, который сказал: «Если для детей вы будете писать так же серьезно, как для взрослых, станете хорошим детским писателем». Эти слова и стали для нее руководством к действию.


  1. Информационная карточка.

Галина Васильевна Черноголовина родилась в 1929 г. в селе Знаменском Омской области. Здесь прошли первые годы ее детства. Затем она с семьей переехала на Кубань, где их застала Великая Отечественная война. Впечатления военных лет впоследствии отразились в повести писательницы «Свеча за красным стеклом».

В 1946 году Галина Черноголовина поступает на факультет русского языка и литературы Хабаровского педагогического института и оканчивает его в 1950 году. Едет вместе с мужем работать в село Новокуровка Хабаровского края. Преподает русский язык и литературу, в 1954 году становится директором Новокуровской средней школы.

С 1962 по 1985 годы в различных издательствах страны выходят в свет книги Г.Черноголовиной для детей. В 1963 году она переезжает в Алма-Ату. Большую роль в литературной судьбе писательницы сыграл главный редактор литературно-художественного журнала «Простор», известный казахстанский русский писатель Иван Петрович Шухов. Больше десяти лет она работала в «Просторе» под его началом.

В 1993 году Г.В.Черноголовина переехала в Россию, в город Протвино Московской области. Писала стихи, повести, рассказы, работала над романом «Крестница Елизаветы». Последней ее книгой, изданной при жизни, стал сборник стихов «Вечерний романс», отмеченный Союзом писателей России как «лучшая книга 2014 года». Умерла 4 июля 2015 года.


  1. Теория литературы.

Сказки нередко пронизаны глубокой символикой, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности.

Символ – одно из художественных средств, когда какое-то явление, понятие или предмет замещаются иносказательным, условным обозначением. Например, заря, утро – это символы молодости, начала жизни; ночь – символ смерти, конца жизни; снег – символ холодного чувства, отчуждения.


  1. Прочитай «Сказку об одном зернышке» (учебник, стр. 136-137).

  2. Прослушай аудиосказку по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=xhAzF56j3FI


Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)





























Ответь




  1. Вспомни дату – «продолжи предложение»

Назови даты из биографии Г.Черноголовиной.


  1. Галина Васильевна родилась ...

  2. Поступила в Хабаровский пединститут ...

  3. Стала директором школы ...

  4. Напечатала свои первые стихи

  5. Переехала в Алма-Ату ...

  6. Уехала в Россию ...

  7. Издана последняя книга при жизни писательницы ...


  1. Тест «Для тех, кто внимательно читал»

  1. Где происходит действие сказки? 

  2. Кто является главным героем? 

  3. Какие находки попались братьям?

  4. Что решил сделать со своей находкой старший брат?

 

  1. Как собирался применить свою находку средний брат?

 

  1. Почему младший брат не знал, что сказать про свою находку?

 

  1. Почему старшие братья бросили младшего?

 




Запиши начало предложений и продолжи их.







Запиши: цифра - ответ

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)


Выполни



Задание №1.

Охарактеризуй реальный и сказочный мир в произведении Г.В.Черноголовиной, описав художественное время и пространство.

  1. Выпиши из текста словосочетания и устойчивые сказочные обороты, которые изображают пространство и время в сказке дедушки Михея (1 столбик).

  2. Определи, какие вещи «населяют» художественное пространство реального мира (2 столбик).


Сказочный мир

Реальный мир




Задание №2. Дискуссионная карта

  1. Рассмотри предметы-символы из «Сказки об одном зернышке».

  1. Как ты думаешь, что они обозначают в сказке? А в жизни? Запиши развернутый ответ.



Заполни таблицу примерами











Запиши развернутый ответ.









Рефлексия

  • Я знаю

  • биографию казахстанской писательницы;

  • содержание сказки Г.В.Черноголовиной «Сказка об одном зернышке»;

  • что такое «символ» в художественном произведении.

  • У меня получилось

  • определить элементы сказочного и реального миров в тексте;

  • определить значение символов в тексте сказки.

Поставь знаки

«+» или «-»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!