11-12.02.21 | Русская литература 7 класс |
Ф.И.О. учителя | Алямкина В.А. |
Урок №41-42 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизодов, характеристика героев. Образ молодого русского дворянина в комедии «Недоросль». |
Цели обучения (кратко) | познакомиться с теоретическим понятием «речевая характеристика»; характеризовать героев произведения, опираясь на речевую характеристику; давать развернутый ответ на проблемный вопрос; писать творческую работу в форме письма герою, выражая своё мнение о героях и событиях. |
Ф.И. учащегося | |
Порядок действий | Ресурсы (заполняется учителем) | Выполнение (заполняется учеником) |
Изучи | Обрати внимание! «Воспитание — великая вещь, им решается участь человека» (В. Г. Белинский). В комедии «Недоросль» поднимается проблема воспитания молодого человека, которая относится к разряду «вечных» проблем. Фонвизин в пьесе показывает, как формируется характер героя, какое воздействие на него оказывает семья и общественная среда. Изучи информационную карточку | Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась) Митрофанушка |
Ответь | Соотнеси образ и его характеристику (приложение №1 – письменно: можно выполнить в электронном формате - распечатать и вклеить в тетрадь). Ответь на вопрос (устно): К кому из героев вы испытываете симпатию, а кто вызывает неприязнь? | Запиши ответ: цифра-буква |
Выполни | Выполни задания в тетради. Задание №1. Составь речевую характеристику госпожи Простаковой. Проследи по тексту, к кому и как она обращается. Сделай выводы об образе главной героини комедии. Как речь героини раскрывает ее характер, ее отношение к другим персонажам комедии? Адресат речи Простаковой | Примеры речи, слова и обращения | Выводы об образе Простаковой | 1. С крепостными и учителями | | | 2. С Софьей | | 3. С Митрофаном | | 4. Со Стародумом | | Задание №2. Дискуссионная карта. Проблемный вопрос: «Смешон или страшен Митрофан?» Докажи примерами из текста. Задание №3. Письмо герою. Митрофан — почти твой ровесник. Напиши письмо Митрофану (70 слов). О чем бы ты его спросил(а)? О чем предупредил(а)? Что пожелал(а)? | Заполни таблицу, сделай вывод Заполни дискуссионную карту, сделай вывод по вопросу. Напиши письмо герою, выражая своё мнение о героях и событиях |
Рефлексия | Я знаю, что такое «речевая характеристика». У меня получилось: охарактеризовать героиню произведения, опираясь на речевую характеристику; дать развернутый ответ на проблемный вопрос; написать творческую работу в форме письма герою, выражая своё мнение о героях и событиях. | Поставь знаки «+» или «-» |
Литературное лото «Персонажи комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина |
1 | Госпожа Простакова | Старуха-крестьянка, няня Митрофана, которая заботится о нем с рождения. Служит Простаковым уже 40 лет. Получает мало денег, но терпит много обид от Простаковых. |
2 | Господин Простаков | Брат госпожи Простаковой. Очень любит свиней. Грубый и необразованный человек. Хочет жениться на Софье из-за ее приданого. Он не любит читать и думать. |
3 | Митрофанушка | Портной-самоучка, крепостной крестьянин Простаковых. Неглупый, рассудительный крестьянин, который осмеливается спорить со своей злой госпожой. |
4 | Скотинин | Учитель грамоты Митрофана. Дьячок из городской церкви. Малообразованный, плохой учитель. Расчетливый, но трусливый человек. Он также не любит Митрофана за его глупость. |
5 | Стародум | Дворянин, дядя Софьи. Ему около 60 лет. Он нажил свое состояние в Сибири честным трудом. Мудрый, добрый человек. |
6 | Софья | Злая и жестокая помещица. Она обижает и бьет своих крестьян. Она также обзывает и бьет своего мужа. Но безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его. |
7 | Милон | Честный, милый и скромный молодой офицер. Он любит Софью. Дружит с Правдиным и служил с Цыфиркиным. |
8 | Правдин | Робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Простаков очень любит сына Митрофана и гордится им. |
9 | Цыфиркин | Учитель арифметики Митрофана. Бывший военный. Он 20 лет отслужил в армии. Малообразованный, плохой учитель, но добрый и честный человек. Он не любит Митрофана за его глупость и лень. |
10 | Кутейкин | Честный и гуманный чиновник и помещик. Он ездит по губерниям, чтобы пресекать жестокое обращение с крестьянами. Наказывает Простаковых за их жестокость и берет их имение под опеку государства. |
11 | Вральман | Ему 15 лет. Глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Избалованный, жестокий, неблагодарный человек. |
12 | Еремеевна | Племянница Стародума, дальняя родственница господина Простакова. Простаковы держат сироту у себя в деревне и хотят выдать ее замуж за Скотинина (затем за Митрофана). Добрая, милая девушка. |
13 | Тришка | Немец, учитель Митрофана. Якобы обучает его французскому языку и другим наукам. Обманщик и лицемер. Он работал 3 года кучером у Стародума. |