СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс Урок №41-42 Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизодов, характеристика героев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Сатира и юмор в литературе" 

Просмотр содержимого документа
«7 класс Урок №41-42 Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизодов, характеристика героев.»

11-12.02.21

Русская литература 7 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №41-42

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизодов, характеристика героев.

Образ молодого русского дворянина в комедии «Недоросль».

Цели обучения

(кратко)

  • познакомиться с теоретическим понятием «речевая характеристика»;

  • характеризовать героев произведения, опираясь на речевую характеристику;

  • давать развернутый ответ на проблемный вопрос;

  • писать творческую работу в форме письма герою, выражая своё мнение о героях и событиях.

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

  1. Обрати внимание!

«Воспитание — великая вещь, им решается участь человека»

(В. Г. Белинский).

В комедии «Недоросль» поднимается проблема воспитания молодого человека, которая относится к разряду «вечных» проблем. Фонвизин в пьесе показывает, как формируется характер героя, какое воздействие на него оказывает семья и общественная среда.


  1. Изучи информационную карточку


Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)

Митрофанушка

Ответь

  1. Соотнеси образ и его характеристику (приложение №1 – письменно: можно выполнить в электронном формате - распечатать и вклеить в тетрадь).

  2. Ответь на вопрос (устно): К кому из героев вы испытываете симпатию, а кто вызывает неприязнь?

Запиши ответ:

цифра-буква

Выполни

  1. Выполни задания в тетради.

Задание №1.

Составь речевую характеристику госпожи Простаковой.

  1. Проследи по тексту, к кому и как она обращается.

  2. Сделай выводы об образе главной героини комедии.

  • Как речь героини раскрывает ее характер, ее отношение к другим персонажам комедии?


Адресат речи Простаковой

Примеры речи, слова и обращения

Выводы об образе Простаковой

1. С крепостными и учителями



2. С Софьей


3. С Митрофаном


4. Со Стародумом



Задание №2. Дискуссионная карта.

Проблемный вопрос: «Смешон или страшен Митрофан?» Докажи примерами из текста.

Смешон

Страшен




Задание №3. Письмо герою.

Митрофан — почти твой ровесник. Напиши письмо Митрофану (70 слов). О чем бы ты его спросил(а)? О чем предупредил(а)? Что пожелал(а)?



Заполни таблицу, сделай вывод













Заполни дискуссионную карту, сделай вывод по вопросу.




Напиши письмо герою, выражая своё мнение о героях и событиях

Рефлексия

  • Я знаю, что такое «речевая характеристика».

  • У меня получилось:

  • охарактеризовать героиню произведения, опираясь на речевую характеристику;

  • дать развернутый ответ на проблемный вопрос;

  • написать творческую работу в форме письма герою, выражая своё мнение о героях и событиях.

Поставь знаки

«+» или «-»



Приложение №1

Литературное лото «Персонажи комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина

1

Госпожа Простакова

  1. Старуха-крестьянка, няня Митрофана, которая заботится о нем с рождения. Служит Простаковым уже 40 лет. Получает мало денег, но терпит много обид от Простаковых.

2

Господин Простаков

  1. Брат госпожи Простаковой. Очень любит свиней. Грубый и необразованный человек. Хочет жениться на Софье из-за ее приданого. Он не любит читать и думать.

3

Митрофанушка

  1. Портной-самоучка, крепостной крестьянин Простаковых. Неглупый, рассудительный крестьянин, который осмеливается спорить со своей злой госпожой.

4

Скотинин

  1. Учитель грамоты Митрофана. Дьячок из городской церкви. Малообразованный, плохой учитель. Расчетливый, но трусливый человек. Он также не любит Митрофана за его глупость.

5

Стародум

  1. Дворянин, дядя Софьи. Ему около 60 лет. Он нажил свое состояние в Сибири честным трудом. Мудрый, добрый человек.

6

Софья

  1. Злая и жестокая помещица. Она обижает и бьет своих крестьян. Она также обзывает и бьет своего мужа. Но безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его.

7

Милон

  1. Честный, милый и скромный молодой офицер. Он любит Софью. Дружит с Правдиным и служил с Цыфиркиным.

8

Правдин

  1. Робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Простаков очень любит сына Митрофана и гордится им.

9

Цыфиркин

  1. Учитель арифметики Митрофана. Бывший военный. Он 20 лет отслужил в армии. Малообразованный, плохой учитель, но добрый и честный человек. Он не любит Митрофана за его глупость и лень.

10

Кутейкин

  1. Честный и гуманный чиновник и помещик. Он ездит по губерниям, чтобы пресекать жестокое обращение с крестьянами. Наказывает Простаковых за их жестокость и берет их имение под опеку государства.

11

Вральман

  1. Ему 15 лет. Глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Избалованный, жестокий, неблагодарный человек.

12

Еремеевна

  1. Племянница Стародума, дальняя родственница господина Простакова. Простаковы держат сироту у себя в деревне и хотят выдать ее замуж за Скотинина (затем за Митрофана). Добрая, милая девушка.

13

Тришка

  1. Немец, учитель Митрофана. Якобы обучает его французскому языку и другим наукам. Обманщик и лицемер. Он работал 3 года кучером у Стародума.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!