СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс,олимпиада по литературе , школьный этап

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка школьной олимпиады по литературе 8 класс,  предлагает ученикам интересные  задания

Просмотр содержимого документа
«8 класс,олимпиада по литературе , школьный этап»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Косторнянская основная общеобразовательная школа»










Материалы школьной олимпиады по литературе, 8 класс




Материал подготовлен учителем русского языка и литературы Кучер Екатериной Павловной






























Задание 1.

Какие литературные герои попали в метель? Укажите авторов и названия произведений.


А) Но едва … выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. … очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались.

Б) Пятый день несло непроглядной вьюгой. … Где же в такой ужас дойти!… пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море… Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

В) Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла, и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем, все исчезло. «Ну барин», — закричал ямщик — «беда: буран! Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня …

Автор

Название произведения

Литературный герой

А)



Б)



В)




Задание 2.

Соедините литературоведческий термин с его определением. Подберите пример из данного произведения. Назовите автора и произведение.


1) Метафора


2) Эпитет


3) Гипербола


4) Антитеза


5) Оксюморон


  1. Прием построения образа, в основе которого лежит преувеличение.

  2. Вид тропа, предполагающий перенос названия одного предмета или явления на другой на основании их сходства.

  3. Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.

  4. Вид тропа, сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов.

  5. Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов.


К востоку от Боровых озер лежат громадные мещорские болота – «мшары». Это заросшие в течение тысячелетий озера… Как-то в конце сентября мы шли мшарами к Поганому озеру. Озеро было таинственное. Бабы рассказывали, что по его берегам растут клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть поболее телячьей головы». От этих грибов озеро и получило свое название. На Поганое озеро бабы ходить опасались – около него были какие-то «зеленущие трясины»… Бабы нас раззадорили, и мы решили обязательно дойти до Поганого озера. По пути мы заночевали на Черном озере. Всю ночь шумел в палатке дождь. Вода тихо ворчала в корнях. В дожде, в непроглядном мраке выли волки…

Мы давно уже знали, что все рыболовы делятся на глубоких неудачников и на счастливцев… Всем известно, что раз рыболову не везет, то рано или поздно с ним случится такая хорошая неудача, что о ней будут рассказывать по деревне не меньше десяти лет.


Термин - № определения

Пример из текста

1. метафора -


2. эпитет -


3. гипербола -


4. антитеза -


5. оксюморон -



Задание 3.

В приведенных цитатах вставьте пропущенное слово, выбрав его из нескольких предложенных:


— Этак мы всю дорогу поедем? — спросил землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с … тряской.


Наводящей тоску

Муторной

Душу выворачивающей

Вызывающей зубную боль


Автор, название произведения:

В пустыне … и …

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Мрачной и глухой

Знойной и пустой

Страшной и пустой

Чахлой и скупой


Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как … во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Червь

Зверь

Тигр

Огонь


Задание 4.

Найдите, где размер стиха определен ошибочно, исправьте ошибку:


А) «Ель рукавом мне тропинку завесила» - 4-стопный амфибрахий


Б) «Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок» - 4-стопный хорей


В) «Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил…» - 5-стопный ямб


Г) «Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?» - 3-стопный анапест





Задание 5.

Укажите, к какому жанру относится каждый из предложенных текстов. Дайте определение этих жанров. Какие особенности позволяют отнести текст к выбранному вами жанру?



  1. Навозну кучу разрывая,
    Петух нашел Жемчужное зерно
    И говорит: "Куда оно?
    Какая вещь пустая!
    Не глупо ль, что его высоко так ценят?
    А я бы право, был гораздо боле рад
    Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
    Да сытно".

________
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.
 


2. По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.


Не гнутся высокие мачты,

На них флюгера не шумят,

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят.


Не слышно на нем капитана,

Не видно матросов на нем;

Но скалы, и тайные мели,

И бури ему нипочем.


Есть остров на том океане -

Пустынный и мрачный гранит;

На острове том есть могила,

А в ней император зарыт.


Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

Лежит на нем камень тяжелый,

Чтоб встать он из гроба не мог.


И в час его грустной кончины,

В полночь, как свершается год,

К высокому берегу тихо

Воздушный корабль пристает.


Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг;

На нем треугольная шляпа

И серый походный сюртук.


Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идет и к рулю он садится

И быстро пускается в путь.



3. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.


5. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь писать о святом князе Александре, сыне Ярославове. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Сей князь Александр родился от родителей милосердных и человеколюбивых, более всего – кротких… И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона…





1. Былина


  1. Басня


  1. Житие

  2. Баллада




Ответы впишите в таблицу:

№ текста

Жанр, определение

Жанровые признаки в тексте




















Задание 6.

Выполните письменный анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». Анализируя стихотворение, опирайтесь на предложенные вопросы.


Звезда полей


Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…


Звезда полей! В минуту потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…


Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.


Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…


К какому виду лирики вы отнесли бы это стихотворение (пейзажная, философская, интимная, гражданская)? Почему?

Определите, от какого лица строится текст, как выражен говорящий (прямо или косвенно)?

Что является основным предметом речи в этом произведении? Какие слова являются, на ваш взгляд, ключевыми?

Какая связь, по мысли Н. Рубцова, существует между природой и человеком? Как подчеркнута эта связь?

С помощью каких приемов поэту удается передать свое отношение к природе?



Литература, 8 класс, школьный этап

Ответы


Время проведения – 2 часа.


Задание 1.

  1. Правильно определенный автор и название произведения – по 0,5 балла (максимум – 3 балла).

  2. Правильно названный литературный герой – по 1 баллу (максимум – 3 балла).

  3. Максимум за группы А, Б, В – 6 баллов.


Автор

Название произведения

Литературный герой

А) А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. Повесть «Метель»

Владимир

Б) И. А. Бунин

Рассказ «Лапти»

Нефед

В) А.С. Пушкин

Повесть «Капитанская дочка»

Петр Гринев





Задание 2.

За каждый термин, верно соотнесенный с определением – по 0,5 балла (максимум – 2,5 балла).

За каждый правильно подобранный пример – по 1 баллу (максимум – 5 баллов).

Автор и название произведения – по 0,5 балла (максимум – 1 балл).

Максимум – 8,5 баллов.


Термин - № определения

Пример из текста

1. метафора – 2

Вода тихо ворчала в корнях…

2. эпитет – 3

Глубокий неудачник…

3. гипербола – 1

Клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть поболее телячьей головы»…

4. антитеза – 5

Рыболовы делятся на глубоких неудачников и счастливцев…

5. оксюморон – 4

Такая хорошая неудача…


Некоторые примеры могут быть другими.

К.Г. Паустовский «Мещорская сторона».



Задание 3.

За каждое правильно вставленное слово – по 1 баллу (максимум – 3 балла).

Автор и название произведения – по 0,5 балла (максимум – 3 балла).

Максимум – 6 баллов.


Душу выворачивающей (А.П. Чехов «Пересолил»)

«чахлой и скупой» (А.С. Пушкин «Анчар»)

«червь» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)


Задание 4.

За каждую исправленную ошибку – 1 балл.

Максимум – 2 балла.


А) 4-стопный дактиль.

В) 4-стопный ямб.


Задание 5.

За верно указанный жанр – по 1 баллу (максимум – 4 баллов).

За каждое правильное определение – по 1 баллу (максимум – 4 баллов).

Ученики могут назвать разное количество признаков (за каждый правильный – по 0,5 балла).

Максимум – 8 + 8 = 16 баллов.


№ текста

Жанр, определение

Жанровые признаки в тексте

1.

Басня – небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера с прямо сформулированным моральным выводом.

  1. прямо сформулирована мораль;

  2. животные – басенные персонажи (олицетворяют собой человеческие пороки);

  3. сюжет носит аллегорический характер;

  4. взаимоотношения представлены сатирически.

2.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

1. наличие сюжета (есть кульминация,

завязка и развязка);

2. сочетание реального с фантастическим;

3. мотив тайны;

4. героический характер персонажа

3.

Былина – фольклорное эпическое произведение о народных героях или значительных исторических событиях.

  1. соединение правды и вымысла; наличие фантастических элементов;

  2. гиперболизация образов героев;

  3. особая интонация;

  4. лексические и синтаксические средства (повторы, параллелизм, тавтология, уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах и т.д.)

4.

Житие – произведение, повествующее о жизни святого, его духовных подвигах.

  1. обращение к Богу в начальной части произведения;

  2. умаление повествователем своих достоинств, чтобы ярче высветить достоинства святого;

  3. идеализация персонажа;

  4. сравнение персонажа с другими (преимущественно с библейскими героями).


Задание 6.

Анализ лирического произведения является очень сложным для школьников видом работы. При оценке предлагаем использовать следующие критерии:

1) школьнику удалось создать текст, являющийся содержательным, целостным, завершенным; содержание анализа соответствует предложенному тексту стихотворения – 1 балл;

2) ученик верно формулирует идею произведения – 1 балл;

3) ученик демонстрирует понимание авторской позиции – 1 балл;

4) ученик обращает внимание на построение произведения – 1 балл;

5) ученик анализирует художественно-выразительные средства, понимает их роль в раскрытии замысла поэта – 2 балла;

6) в работе отсутствуют фактические ошибки, неточности; соблюдаются нормы литературного языка – 1 балл.

Максимум – 7 баллов.


Максимальное количество баллов – 45,5 баллов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!