СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №50 «Меж ними все рождало споры…» Взаимоотношения Базарова и Кирсанова. Идеологический конфликт в романе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. Образовательный аспект: создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.
  2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
  3. Воспитательный аспект: способствовать  приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию  коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок № 50 Тургенев Отцы и дети Идеологический конфликт»

9 класс


Урок №51

«Меж ними все рождало споры…»

Взаимоотношения Базарова и Кирсанова. Идеологический конфликт в романе.

Цели:

создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети», способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Задачи:

  1. Образовательный аспект: создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.

  2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.

  3. Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей», на основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.

Тип урока:

урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование:

презентация, текст романа, учебник, РМ - таблица

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Побуждение (слайд 1).

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 50-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

Весь роман Тургенева построен на конфликте. Давайте подберем синонимы к этому слову (поединок, дуэль, столкновение) (слайд 2).

В романе несколько поединков между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Базаров и братья Кирсановы – люди разные по своему социальному и психологическому облику, при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

  1. Определите цели работы.

Понять:

  • О чем спорят герои?

  • Какую точку зрения отстаивает каждый участник спора?

  • На чьей стороне автор и почему?

  • Чью позицию разделяем мы и почему?

Научиться:

  • Соблюдать основное правило спора: отстаивать свою точку зрения, не обижая оппонента

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока.



Определяют лексическое значение понятий «спор», «принцип», «конфликт»

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними взаимосвязь?

Учащиеся составляют таблицу (слайд 4).

Линии спора

Позиция Кирсанова П.П.

Позиция Базарова.

Об отношении к дворянству



О принципе деятельности нигилистов



Об отношении к народу



О взглядах на искусство




(данная таблица заполняется на протяжение урока)


  1. Работа в группах. Каждой группе предлагается ответить на вопросы и обсудить эти вопросы в группе (слайд 5).

Вопросы:

  • Какие бы вы задали вопросы участникам спора?

  • Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение?

  • Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций?

  • Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?


  1. Чтение с остановками и заполнение таблицы. (слайд 6)

  1. Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах.

  • Зачитайте отрывок, прокомментируйте, кто победил в споре.

  1. Вторая линия спора.

Вторая линия спора о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей, обвинив их в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

  • Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

  1. Третья линия спора о русском народе.

  • Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитать и прокомментировать.

  1. Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу. Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Зачитайте этот эпизод.

  • Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках – шестидесятниках?

  • Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

  • Как же смотрит Базаров на природу?

  1. Прием «Займи позицию»

  • В заполненной таблице поставьте следующие знаки:

+ согласен с точкой зрения автора;

- не согласен с позицией автора;

? не понимаю и не принимаю данной позиции.

  • Нашли ли герои истину?

  • Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?

  • Старались ли они понять друг друга?

  • С вашей точки зрения, в чем прав и в чем не прав каждый из героев романа?


  1. Написание синквейна

Конфликт.

Строгий, непримиримый, враждующий.

Ссорит, выявляет, разводит.

Познается истина в споре.

Борьба.

«Отцы» и «дети».

Разные, непримиримые, опровергающие.

Спорят, говорят, не принимают.

Они такие разные. Им не понять друг друга.

Берега реки.



Выявляют линии спора в идеологическом конфликте между героями романа.











Обсуждают предложенные вопросы в группе.






В данной работе возможны два варианта:

  • Учащимся сразу выдаются все вопросы, на которые они должны ответить самостоятельно (данный вариант для сильных учащихся).

  • Работа ведется со всем классом. Дается время на прочтение и осмысление, комментарий прочитанного текста (данный вариант для слабых учащихся).










Определяют собственную позицию по отношению к точке зрения автора.






Составляют синквейн по понятиям урока.


  1. Рефлексивно-оценочный этап


  1. Рефлексия «Мишень»

  • Какие уроки мы извлекаем из романа И.С.Тургенева?

Спор между Базаровым и Павлом Петровичем - это первая «дуэль» между героями, но впереди и настоящий поединок.


Заполняют рефлексивную мишень.

Высказывают собственные суждения по вопросу

Домашнее задание

  1. Эссе «В чем я согласен с Базаровым? О чем бы поспорил?» (в применении к современности)

  2. Подготовиться к семинару по теме «Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения» (см. далее)

Записывают домашнее задание

Домашнее задание.

Дочитать роман до конца.

Подготовиться к семинару по теме «Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения».

I группа. Павел Петрович и княгиня Р.

  1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович по­сле смерти княгини Р.

  2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопреде­лен-ность и загадочность героини. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помо­гает понять образ Базарова?

  3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

II группа. Николай Петрович и Фенечка.

  1. Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композици­онная роль этого образа?

  2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.

  3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?

III группа. Базаров и Одинцова.

  1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к жен­щине.

  2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Ба­заров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.

  3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.

  4. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

  5. Сравните две сцены объяснения Базарова  - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того оча­рования ночи, которое "вливается в душу и заставляет ее трепетать"?

  6. Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, исполь­зуя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

  7. Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. "Растоптала" ли лю­бовь Базарова?

  8. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петро­вича?

  9. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характе­ров Базарова и Павла Петровича?

IV группа. Аркадий и Катя.

  1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Серге­евну?

  2. Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется ("возвращается" к себе ис­тинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).

  3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?





Просмотр содержимого документа
«Методический кейс»

Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. (Глава 8 – зачитайте отрывок, прокомментируйте, кто победил в споре?)

Предполагаемый результат

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Каков итог этого спора?

Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.( Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре).


Вторая линия спора.

Вторая линия спора о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей, обвинив их в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

Предполагаемый результат

Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.


Третья линия спора о русском народе.

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитать и прокомментировать.

Предполагаемый результат

По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.


Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.

Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Зачитайте этот эпизод. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках – шестидесятниках?

Предполагаемый результат

И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники-передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович.

Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Как же смотрит Базаров на природу?

Он не отрицает её вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.

Эта линия спора решается уже в 11 главе, в которой появляются пейзажи.


Примерный вариант составленной таблицы

Линии спора

Взгляды Павла Петровича

Взгляды Базарова.

Об отношении к дворянству

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

О принципе деятельности нигилистов

Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы


Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

Об отношении к народу

Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.


Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

О взглядах на искусство

Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».


Отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».




Возможный вариант кластера

Кирсанов П.П.

дворянство

Базаров





Отрицает все

деятельность

Старые либеральные взгляды



народ



нигилист

искусство





Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок № 50 Тургенев Отцы и дети Идеологический конфликт (2)»

Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Спор о принципах

в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Понятия  Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту .    ( Начать, затеять, вести спор. Научный спор. Учёные споры. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в спор. Втянуть кого-л. в спор. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался спор об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный спор).

Понятия

Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту .

( Начать, затеять, вести спор. Научный спор. Учёные споры. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в спор. Втянуть кого-л. в спор. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался спор об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный спор).

Понятия  Принцип – [ от лат. prīncipium - начало ] 1 . Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. ( Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Возводить что-л. в принцип.  Принципы воспитания). 2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения ( Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Моральный принцип. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами).

Понятия

Принцип – [ от лат. prīncipium - начало ]

1 . Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. ( Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Возводить что-л. в принцип. Принципы воспитания).

2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения ( Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Моральный принцип. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами).

Цели урока ?   Понять: о чем спорят герои ? какую точку зрения отстаивает каждый участник спора ? на чьей стороне автор и почему ? чью позицию разделяем мы и почему?   Научиться: Соблюдать основное правило спора: отстаивать свою точку зрения, не обижая оппонента

Цели урока ?

Понять:

  • о чем спорят герои ?
  • какую точку зрения отстаивает каждый участник спора ?
  • на чьей стороне автор и почему ?
  • чью позицию разделяем мы и почему?

Научиться:

  • Соблюдать основное правило спора: отстаивать свою точку зрения, не обижая оппонента

Меж ними всё  рождало споры…    (Пушкин)   герои - антагонисты

Меж ними всё рождало споры… (Пушкин)

герои - антагонисты

Кирсанов  Павел  Петрович

Кирсанов Павел Петрович

Павел Петрович Аристократичный, гордый Не служит, любит брата, спорит Отстаивает дворянские принципы Дворянин-консерватор

Павел Петрович

Аристократичный, гордый

Не служит, любит брата, спорит

Отстаивает дворянские принципы

Дворянин-консерватор

Кирсанов Николай  Петрович

Кирсанов Николай Петрович

Николай Петрович Мягкий, любящий Ведет хозяйство, заботится, интересуется Стремится понять взгляды молодых Дворянин-либерал

Николай Петрович

Мягкий, любящий

Ведет хозяйство, заботится, интересуется

Стремится понять взгляды молодых

Дворянин-либерал

Евгений  Васильевич  Базаров

Евгений Васильевич Базаров

Евгений Базаров Гордый, деятельный Изучает, осуждает, спорит Не признает духовного мира Разночинец-нигилист, материалист

Евгений Базаров

Гордый, деятельный

Изучает, осуждает, спорит

Не признает духовного мира

Разночинец-нигилист, материалист

Неизбежность споров: Базаров: Павел Петрович   «…Ненавижу я этого лекаришку… он просто шарлатан… И самолюбие такое противное…»  «…Стану я их баловать, этих уездных аристократов. Ведь это все самолюбие, львиные привычки…»

Неизбежность споров:

Базаров:

Павел Петрович

«…Ненавижу я этого лекаришку… он просто шарлатан… И самолюбие такое противное…»

«…Стану я их баловать, этих уездных аристократов. Ведь это все самолюбие, львиные привычки…»

Темы споров о нигилизме о роли дворянства (аристократии) О духовном мире (искусстве, природе, любви) о русском народе

Темы споров

о нигилизме

о роли дворянства (аристократии)

О духовном мире (искусстве, природе, любви)

о русском народе

Итоги урока:

Итоги урока:

  • Нашли ли герои истину?
  • Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?
  • Старались ли они понять друг друга?
Итоги урока по теме:

Итоги урока по теме:

  • Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения "сына", другому - любви и понимания "отца".
  • Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети.
  • Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.
Итоги урока для себя:

Итоги урока для себя:

  • Удалось ли на уроке выполнить задуманное?
  • Если нет, то что помешало?
Задание на дом:  1 ). Эссе (1 стр):  «В чем я согласен с Базаровым? О чем бы поспорил?» (в применении к современности)  2) читать гл. 11-19

Задание на дом:

1 ). Эссе (1 стр):

«В чем я согласен с Базаровым? О чем бы поспорил?» (в применении к современности)

2) читать гл. 11-19

Итоги споров: Базаров не прав: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты  (любовь - физиология: природа -мастерская, красота - польза,  мечта - «гниль») Павел Петрович не прав :

Итоги споров:

Базаров не прав:

  • в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты

(любовь - физиология: природа -мастерская, красота - польза,

мечта - «гниль»)

Павел Петрович не прав :

  • В отрицании необходимости изменения жизни;
  • в абсолютизации ряда устаревших истин;
  • в постановке принципов во главу угла
Итоги споров: Павел Петрович прав : Нужна связь во времени, то есть преемственность  Базаров прав:

Итоги споров:

Павел Петрович прав :

  • Нужна связь во времени, то есть преемственность

Базаров прав:

  • Надо делать дело
  • Надо проверять любую истину
Активно участвовал Было интересно + Было понятно Узнал новое -

Активно участвовал

Было интересно

+

Было понятно

Узнал новое

-

Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок № 50 Тургенев Отцы и дети Идеологический конфликт»

Базаров и поколение «отцов»

Базаров и поколение «отцов»

Цель урока : рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов» Основные задачи: дать характеристику участникам конфликта, проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

Цель урока : рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов»

Основные задачи: дать характеристику участникам конфликта, проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

«Преобразования необходимы». Биография «отцов» «Сильный человек» Базаров. Идейный центр романа. Спор Базарова и Павла Петровича. Кто такие нигилисты? Базаров и родители.
  • «Преобразования необходимы».
  • Биография «отцов»
  • «Сильный человек» Базаров.
  • Идейный центр романа.
  • Спор Базарова и Павла Петровича. Кто такие нигилисты?
  • Базаров и родители.
Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покорившиеся молотильные сарайчики».

Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покорившиеся молотильные сарайчики».

Николай Петрович Кирсанов знает о новом законе и продает с «чужой» земли лес. «Готовятся» к реформе и крестьяне: они не проявляют былого трудолюбия, надеясь в скором будущем на легкую жизнь.

Николай Петрович Кирсанов знает о новом законе и продает с «чужой» земли лес. «Готовятся» к реформе и крестьяне: они не проявляют былого трудолюбия, надеясь в скором будущем на легкую жизнь.

Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста: с одной стороны, господский дом отделан со вкусом, с другой стороны, крестьянские постройки вот-вот развалятся. То же самое мы видим в Никольском и Базаровке. И потому справедливым кажется вывод, к которому приходит Аркадий, оглядывая из кибитки родные места: «преобразования необходимы».

Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста: с одной стороны, господский дом отделан со вкусом, с другой стороны, крестьянские постройки вот-вот развалятся. То же самое мы видим в Никольском и Базаровке. И потому справедливым кажется вывод, к которому приходит Аркадий, оглядывая из кибитки родные места: «преобразования необходимы».

Страницы романа, посвященные прошлому Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь менялась в зависимости от внешних обстоятельств. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

Страницы романа, посвященные прошлому Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь менялась в зависимости от внешних обстоятельств.

Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

Возлюбленная Павла Петровича уехала из России – он вышел в отставку, узнал о ее смерти – поселился в Марьино.  На первый взгляд Павел Петрович не похож на своего брата. Он умеет вести себя в обществе, даже в деревне следит за своей внешностью, однако на самом деле, его жизнь лишена смысла. Описывая героя после дуэли, И.С.Тургенев замечает: « его красивая, исхудалая голова лежала на подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Павел Петрович Кирсанов.

Возлюбленная Павла Петровича уехала из России – он вышел в отставку, узнал о ее смерти – поселился в Марьино.

На первый взгляд Павел Петрович не похож на своего брата. Он умеет вести себя в обществе, даже в деревне следит за своей внешностью, однако на самом деле, его жизнь лишена смысла. Описывая героя после дуэли, И.С.Тургенев замечает: « его красивая, исхудалая голова лежала на подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

Павел Петрович Кирсанов.

Николай Петрович сломал в детстве ногу – не пошел в армию, умерла жена – стал собираться за границу.  И.С.Тургенев писал о том, что ему близка личность и судьба Николая Петровича Кирсанова: « Николай Петрович – это я, Огарев и многие другие» .  Вместе с тем писатель признавал неспособность подобных людей на решительные поступки, поэтому он вывел на страницы романа представителя другого поколения и других взглядов. Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович сломал в детстве ногу – не пошел в армию, умерла жена – стал собираться за границу.

И.С.Тургенев писал о том, что ему близка личность и судьба Николая Петровича Кирсанова: « Николай Петрович – это я, Огарев и многие другие» . Вместе с тем писатель признавал неспособность подобных людей на решительные поступки, поэтому он вывел на страницы романа представителя другого поколения и других взглядов.

Николай Петрович Кирсанов

Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы. « Базаров – сильный человек , - писал В.В.Набоков, - и перейди он тридцатилетний рубеж  наверняка мог бы стать великим мыслителем, известным врачом или деятельным революционером ».

Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы. « Базаров – сильный человек , - писал В.В.Набоков, - и перейди он тридцатилетний рубеж наверняка мог бы стать великим мыслителем, известным врачом или деятельным революционером ».

Особые жизненные принципы делают невозможным существование Базарова с Николаем Петровичем и, особенно, с Павлом Петровичем Кирсановыми. Неопрятный вид и плебейские манеры университетского друга Аркадия с самого начала производят на Павла Петровича неприятное впечатление. Базаров, в свою очередь, с иронией смотрит на его отполированные ногти и щегольский костюм. Тайная неприязнь постепенно перерастает в открытый конфликт. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым становится идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.

Особые жизненные принципы делают невозможным существование Базарова с Николаем Петровичем и, особенно, с Павлом Петровичем Кирсановыми. Неопрятный вид и плебейские манеры университетского друга Аркадия с самого начала производят на Павла Петровича неприятное впечатление. Базаров, в свою очередь, с иронией смотрит на его отполированные ногти и щегольский костюм. Тайная неприязнь постепенно перерастает в открытый конфликт. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым становится идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.

Основные вопросы спора: об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам; о принципе деятельности нигилистов; об отношении к народу; о взглядах на искусство и природу. Братья Кирсановы Базаров Подведите итоги спора: дайте сравнительную характеристику мировоззренческих позиций «отцов» и «детей».

Основные вопросы спора:

  • об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;
  • о принципе деятельности нигилистов;
  • об отношении к народу;
  • о взглядах на искусство и природу.

Братья Кирсановы

Базаров

Подведите итоги спора: дайте сравнительную характеристику мировоззренческих позиций «отцов» и «детей».

Роль аристократии в русском обществе  Павел Петрович видит в аристократии основную общественную силу. Её представители, утверждает он, обладают исключительным чувством собственного достоинства. Базаров с ним не согласен. По его мнению, аристократы ничего не делают и, следовательно, не приносят никакой пользы обществу.

Роль аристократии в русском обществе

Павел Петрович видит в аристократии основную общественную силу. Её представители, утверждает он, обладают исключительным чувством собственного достоинства. Базаров с ним не согласен. По его мнению, аристократы ничего не делают и, следовательно, не приносят никакой пользы обществу.

Кто такие нигилисты?  Павел Петрович считает, что нигилист это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов. Базаров доказывает, что нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза. Более точное определение нигилиста дает Аркадий: нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения.

Кто такие нигилисты?

Павел Петрович считает, что нигилист это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов. Базаров доказывает, что нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза. Более точное определение нигилиста дает Аркадий: нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения.

Судьба русского народа.  По мнению Павла Петровича, русский народ патриархален и религиозен; его главным завоеванием является крестьянская община, поэтому все нововведения принесут ему только вред.  Базаров считает, что русский народ нельзя не презирать, но ратует за скорейшие изменения в его судьбе.

Судьба русского народа.

По мнению Павла Петровича, русский народ патриархален и религиозен; его главным завоеванием является крестьянская община, поэтому все нововведения принесут ему только вред.

Базаров считает, что русский народ нельзя не презирать, но ратует за скорейшие изменения в его судьбе.

Что такое искусство, природа, любовь?  Базаров отрицает искусство, утверждает, что «природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»; считает любовь физической болью.  Павел Петрович придерживается традиционных взглядов: искусство для него – это творческая деятельность, природа – объект созерцания, а любовь – смысл жизни.

Что такое искусство, природа, любовь?

Базаров отрицает искусство, утверждает, что «природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»; считает любовь физической болью.

Павел Петрович придерживается традиционных взглядов: искусство для него – это творческая деятельность, природа – объект созерцания, а любовь – смысл жизни.

Родители Базарова хорошие люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее, герой чувствует себя дома неловко. На примере семьи Базаровых И.С.Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох: между родителями и сыном есть любовь, уважение, но нет взаимопонимания. Старики-родители на могиле сына

Родители Базарова хорошие люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее, герой чувствует себя дома неловко. На примере семьи Базаровых И.С.Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох: между родителями и сыном есть любовь, уважение, но нет взаимопонимания.

Старики-родители на могиле сына

В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.  Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своем романе « имел гордую цель во временном указать на вечное ». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идет о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.

Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своем романе « имел гордую цель во временном указать на вечное ». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идет о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!