Этап актуализации опорных знаний | Орфографический марафон - Запишите не менее десяти слов: с приставками пре- , при- ; дефисное написание слов разных частей речи; с Ь после шипящих в словах разных частей речи; с Н и НН в суффиксах слов разных частей речи. Объяснительный диктант Листьев на земле уже не было. Их, очевидно, унес ветер. Голые стояли деревья: осины, березы, тополя, клены. Ветер, куда ты унес их наряд? Ветер в ответ тихонечко подвывал, а небо хмурилось. Определите особенности каждого предложения с точки зрения синтаксиса. Чем отличается последнее предложение от других? Объясните знаки препинания. Прием «Мозговая атака». Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме. Опорой для развития логики размышления может стать название темы. Например, одна из групп отправной точкой для размышления может взять ключевое понятие – сложные предложения, другая группа – виды связи в сложном предложении, третья группа – как ключевое понятие может выбрать название темы в целом, четвертая – закончить данные предложения (формулировки понятий: ССП, СПП, БСП, ССК) | Работа в группах. Каждая группа прорабатывает одно из предложенных правил орфографии, подбирает слова, представляет выполненную работу с комментариями. Записывают текст, обсуждают в группе по вопросам. Взаимопроверка – «Посол» «Мозговая атака» реализуется через коллективное обсуждение вопросов в группе и совместной подготовки презентации своих ответов в форме кластера, постера, «Дерево предсказаний», «Фишбоун» и т. д. |
Операционно-деятельный этап | Мотивация учебной деятельности. - Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”. Последуем же совету писателя: поучимся. Схематический диктант. Прочитайте предложения, назовите произведение (повесть “Бэла”). Найдите соответствие схем к данным предложениям. Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор?
Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал. [ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] . Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. [ ] : […, (которой…), … ]. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (Когда…), [ ] : [ ]. Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова. Игра «Домино» - Дальше нас ждет занимательная игра “Домино”. У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема. Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Несмотря на то что герой слабый и заурядный человек, он предельно самолюбив и самоуверен (придаточные уступки) Эта чуткая любящая женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями (придаточное определительное) Ее чистая наивная и наивная душа помещена в несвойственное этой душе окружение, где эгоистические интересы и страсти прикрыты различными масками (придаточное определительное) Если человек доброжелателен, отзывчив, он делает счастливым и украшает жизнь других (придаточное условное) Герой полагал, что, имея свободную волю и независимый характер, его ум мог торжествовать победу (придаточное изъяснительное) - Какого литературного героя вы узнали по этой характеристике? - Какую роль при составлении этих характеристик и словесных портретов сыграли сложноподчиненные предложения? Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”. Задание: выпишите из романа Лермонтова 3-5 предложений с разными видами связи, составьте схему. Конструирование текста. - Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески. Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика. - Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст? - Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится. | Афишируют понимание слов Чехова.
Ученики записывают схемы в тетрадях. Проверка на интерактивной доске, взаимопроверка в парах.
Составляют предложение по предложенной схеме, вставляют пропущенные буквы с комментирование орфограмм, выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Взаимопроверка – прием «Жигсо». Учащиеся работают самостоятельно, вслух зачитывают предложения, указывают виды связи. Взаимопроверка – прием «Малая карусель» (проверка внутри группы) Ученики работают самостоятельно, в группах. Проверка: ученики читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал, комментируют знаки, указывают типы предложений. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика. |