СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №51-52 Сложные предложения с различными видами связи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;
  2. формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; совершенствовать навык синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи;
  3. воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №51-52 Предложения с разными видами связи»

9 класс


Урок №51-52

Сложные предложения с различными видами связи.

Цели:

  1. актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;

  2. формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; совершенствовать навык синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи;

  3. воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; проводят синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи

Оборудование:

презентация, раздаточный материал для работы в группе, листы А-3,4, фломастеры, оценочные листы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Эмоционально-психологический настрой.

Мысль в подарок:

Собираться вместе – это начало

Оставаться вместе – это прогресс

Работать вместе – это успех

Г. Форд.

  1. Совместное целеполагание.

  • актуализировать…

  • формировать…

  • совершенствовать…

  • воспитывать…

Приветствуют учителя.

Деление по методу случайного выбора: ученики выбирают карточки, на которых написаны названия групп: «Единство», «Дружба», «Сотрудничество», «Успех».

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока.

По ходу урока заполняется лист оценивания: отмечаются этапы урока и выставляются самооценка, взаимооценка

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Орфографический марафон

- Запишите не менее десяти слов:

  1. с приставками пре- , при- ;

  2. дефисное написание слов разных частей речи;

  3. с Ь после шипящих в словах разных частей речи;

  4. с Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.


  1. Объяснительный диктант

Листьев на земле уже не было. Их, очевидно, унес ветер. Голые стояли деревья: осины, березы, тополя, клены. Ветер, куда ты унес их наряд? Ветер в ответ тихонечко подвывал, а небо хмурилось.

  • Определите особенности каждого предложения с точки зрения синтаксиса.

  • Чем отличается последнее предложение от других?

  • Объясните знаки препинания.


  1. Прием «Мозговая атака».

Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме. Опорой для развития логики размышления может стать название темы. Например, одна из групп отправной точкой для размышления может взять ключевое понятие – сложные предложения, другая группа – виды связи в сложном предложении, третья группа – как ключевое понятие может выбрать название темы в целом, четвертая – закончить данные предложения (формулировки понятий: ССП, СПП, БСП, ССК)

Работа в группах.

Каждая группа прорабатывает одно из предложенных правил орфографии, подбирает слова, представляет выполненную работу с комментариями.



Записывают текст, обсуждают в группе по вопросам.

Взаимопроверка – «Посол»






«Мозговая атака» реализуется через коллективное обсуждение вопросов в группе и совместной подготовки презентации своих ответов в форме кластера, постера, «Дерево предсказаний», «Фишбоун» и т. д.


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”.

Последуем же совету писателя: поучимся.


  1. Схематический диктант.

  • Прочитайте предложения, назовите произведение (повесть “Бэла”).

  • Найдите соответствие схем к данным предложениям.

  • Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор?



  1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.

[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .

  1. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.

[ ] : […, (которой…), … ].

  1. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.

(Когда…), [ ] : [ ].


Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.


  1. Игра «Домино»

- Дальше нас ждет занимательная игра “Домино”. У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема. Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.


  1. Несмотря на то что герой слабый и заурядный человек, он предельно самолюбив и самоуверен (придаточные уступки)

  2. Эта чуткая любящая женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями (придаточное определительное)

  3. Ее чистая наивная и наивная душа помещена в несвойственное этой душе окружение, где эгоистические интересы и страсти прикрыты различными масками (придаточное определительное)

  4. Если человек доброжелателен, отзывчив, он делает счастливым и украшает жизнь других (придаточное условное)

  5. Герой полагал, что, имея свободную волю и независимый характер, его ум мог торжествовать победу (придаточное изъяснительное)


- Какого литературного героя вы узнали по этой характеристике?

- Какую роль при составлении этих характеристик и словесных портретов сыграли сложноподчиненные предложения?


  1. Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”.

Задание: выпишите из романа Лермонтова 3-5 предложений с разными видами связи, составьте схему.


  1. Конструирование текста.

- Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.


КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.


- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?


- Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.


Афишируют понимание слов Чехова.







Ученики записывают схемы в тетрадях. Проверка на интерактивной доске, взаимопроверка в парах.













Составляют предложение по предложенной схеме, вставляют пропущенные буквы с комментирование орфограмм, выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Взаимопроверка – прием «Жигсо».
















Учащиеся работают самостоятельно, вслух зачитывают предложения, указывают виды связи.

Взаимопроверка – прием «Малая карусель» (проверка внутри группы)


Ученики работают самостоятельно, в группах.

Проверка: ученики читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал, комментируют знаки, указывают типы предложений.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Прием «Паутинка».

Учитель передает клубок ниток учащимся и задает вопросы:

  • Чему вы сегодня научились на уроке?

  • Что было для вас интересным в работе по теме урока?

*Методический комментарий. Если класс большой, можно организовать данный вид рефлексии в группе.

Клубок передается от ученика к ученику, и девятиклассники в непринужденной форме, образуя «паутинку», рассказывают о своих достижениях на уроке, о своих впечатлениях от проделанной работы.


Домашнее задание

  1. Инструктаж домашнего задания.

- Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите 5 предложений с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Создайте карточку-эталон для проверки (наличие схемы обязательно). Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«РМ - домино»

«Домино»


предельно

самолюбив

слабый

и

,

он

заурядный

человек

то что

герой

и самоуверен

Несмотря на

1 группа

(Несмотря на то что …), […].








2 группа

любящая

женщина

совершенно

,

мелкими

слабостями.

,

которая

со всеми

моими

Эта

чуткая

меня

поняла

[…],(которая…).










3 группа

душе

окружение,

чистая

и

наивная

душа

где

эгоистические интересы

масками.

Ее

и

страсти

прикрыты

различными

помещена

в

несвойственное

этой

[…], (где…).











4 группа

счастливым

себя

отзывчив

,

Если

человек

и

украшает

он

делает

доброжелателен

сколько

жизнь

других.

(Если…), […].












его ум

мог

характер

,

свободную

волю

торжествовать

победу.

и

независимый

что,

имея

Герой

полагал,

5 группа

[…],(что…)




Просмотр содержимого документа
«РМ - конструирование текста»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.





КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.





Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №51-52 Предложения с разными видами связи»

Третье апреля Классная работа Сложные предложения с различными видами связи

Третье апреля Классная работа

Сложные предложения с различными видами связи

Совместно целеполагание:

Совместно целеполагание:

  • актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;
  • формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; совершенствовать навык синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи;
  • воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.
  • актуализировать…
  • формировать…
  • совершенствовать…
  • воспитывать…
Орфографический марафон - Запишите не менее десяти слов:

Орфографический марафон

- Запишите не менее десяти слов:

  • с приставками пре- , при- ;
  • дефисное написание слов разных частей речи;
  • с Ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • с Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Объяснительный диктант Листьев на земле уже не было. Их, очевидно, унес ветер. Голые стояли деревья: осины, березы, тополя, клены. Ветер, куда ты унес их наряд? Ветер в ответ тихонечко подвывал, а небо хмурилось.

Объяснительный диктант

Листьев на земле уже не было. Их, очевидно, унес ветер. Голые стояли деревья: осины, березы, тополя, клены. Ветер, куда ты унес их наряд? Ветер в ответ тихонечко подвывал, а небо хмурилось.

  • Определите особенности каждого предложения с точки зрения синтаксиса.
  • Чем отличается последнее предложение от других?
  • Объясните знаки препинания.
Типы предложений Сложные Простые Сложносочиненные Бессоюзные Сложноподчиненные Виды

Типы предложений

Сложные

Простые

Сложносочиненные

Бессоюзные

Сложноподчиненные

Виды

« Я не знаю языка лучше, чем Лермонтов, я бы сделал так: взял бы его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать». А.П.Чехов

« Я не знаю языка лучше, чем Лермонтов, я бы сделал так: взял бы его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».

А.П.Чехов

Схематический диктант: 1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал. [ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] . 2.  Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.  [ ] : […, (которой…), … ]. 3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (Когда…), [ ] : [ ].

Схематический диктант:

1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.

[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .

2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.

[ ] : […, (которой…), … ].

3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.

(Когда…), [ ] : [ ].

   Игра «Домино» Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема.  Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

  Игра «Домино»

Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема. Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Конструирование текста : До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами , покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.

Конструирование текста :

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами , покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.

Рефлексия «Паутинка»

Рефлексия «Паутинка»

  • Чему вы сегодня научились на уроке?
  • Что было для вас интересным в работе по теме урока?
Домашнее задание: Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите 5 предложений с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Создайте карточку-эталон для проверки (наличие схемы обязательно). Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

Домашнее задание:

  • Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите 5 предложений с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания.
  • Создайте карточку-эталон для проверки (наличие схемы обязательно).

Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!