СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №53 Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; познакомить с синтаксическим разбором сложных предложений с разными видами связи.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №53 Синтаксический и пунктуационный разбор ССК»

9 класс


Урок №53

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи.

Цели:

актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; познакомить с синтаксическим разбором сложных предложений с разными видами связи.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; проводят синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи

Тип урока:

урок обобщения и систематизации полученных знаний

Оборудование:

РМ - опорные таблицы, задания - упражнения, тесты, карточки, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса

Назовите имя человека: художника, скульптора, музыканта, химика, механика, скульптора, создателя музыкальных инструментов, наездника, фехтовальщика, архитектора, модельера, пловца, анатома, провидца, автора многочисленных изобретений:

  • Парашют

  • Арочные мосты

  • Прокатный стан

  • Подъемный кран

  • Станки

  • Скафандр

  • Танк

  • Пулемет

  • Подводная лодка

  • Пароход

  • Вертолет

  • Велосипед

  • Увеличительное стекло


  1. Лексическая работа. Подбор синонимов:

Леонардо да Винчи, гений, исполин, титан Возрождения, сверхчеловек, изобретатель, ученый. С его именем на сегодняшнем уроке тематически связаны все рассматриваемые предложения.

  1. Целеполагание.

Задача: накопить необходимую информацию, которая позволит в конце урока создать собственное предложение сложной синтаксической конструкции.

Приветствуют учителя.

Прогнозируют ответ на проблемный вопрос.











Подбирают слова синонимы или ассоциативный ряд.


Записывают тему рока, формулируют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Взаимоопрос.

  1. Прием «Интервью». Беседа по вопросам:

  • Какая связь может быть использована в сложных предложениях с различными видами связи?

  • Как обнаружить эти различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения?

  • Какой связью между собой могут быть связаны предложения в блоке, блоки в сложной синтаксической конструкции?

  • Какие случаи расстановки запятых в сложном предложении при стыке двух союзов вы знаете? Какой приём можно использовать в этом случае, решая пунктуационную задачу?

  • Когда предложения, связанные одиночным союзом и, не разделяются запятой?


  1. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.

- Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите 5 предложений с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Создайте карточку-эталон для проверки (наличие схемы обязательно).

Работа в парах.

Проводят взаимоопрос по предложенным вопросам, ответы фиксируются в личной карточке.

Оценивание по количеству правильных ответов (фронтальная проверка)


Работают с карточками, подготовленными дома (5 предложений для пунктуационного разбора с разными видами связи)

Взаимопроверка по карточке-эталону. Оценивание по количеству правильных ответов.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Объяснительный схематический диктант

  1. Открытия, которые сделаны титаном Возрождения, охватывают все области знания (их более 50!).

  2. Этот супергений итальянского Возрождения настолько странен, что до сих пор вызывает у ученых благоговение, смешанное с растерянностью.

  3. Один из секретов гения заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа.

  4. Чтобы достойно встретить в Милане Людовика ХII, Леонардо изобрел деревянного льва, который распахивал грудную клетку, заполненную лилиями.

  5. Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляют, что современники всерьез подозревают его в том, будто он служит черной магии.

  6. Менталитет гения бесконечно далек от нашего уровня сознания: Леонардо был бесстрастным человеком и практически не проявлял эмоций, которые характерны для обычных людей.


  1. Лексическая работа. (Словарь, википедия)

Менталите́т (от лат. mens или (род. падеж) mentis – душа, дух (в более узком смысле - ум) и лат. alis – другие) – совокупность умственных, эмоциональныхкультурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группенациинароду, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.

  1. Знакомство с памяткой. Синтаксический разбор предложений.

  1. Поражают его внешние данные: да Винчи высок, строен и так прекрасен лицом, что его называют ангелом.

  2. Большинству гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров, но его близкий друг отмечал, будто занятия математикой настолько отдалили Леонардо от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство.

  3. Искусный химик может вызвать из кипящей жидкости многоцветное пламя; он наносит на кончик пера немного своей слюны – надпись на бумаге становится черной; одним ударом он ломает трость, концы которой лежат на двух стаканах, не разбив ни один из них.


  1. Составление предложений по схемам (карточки):

(Представлены примерные образцы)

  1. Попытка Леонардо создать аппарат с машущим крылом была обречена на неудачу: ученый понял, что у человека не хватит сил удержать себя в воздухе.

[ ] : [ ] , (что )

  1. Все записи в дневниках сделаны в зеркальном отражении; возможно, гений хотел оставить зашифрованные послания только тем, кто по - настоящему захочет их прочесть.

[ ]; [ ], (кто )

  1. Современники отмечали: опыты, которые проводит да Винчи, выглядят как чудо.

[ ] : [ ,(который), ]

  1. Общеизвестный факт: знаменитая «Джоконда», что повсюду сопровождала живописца, сегодня находится в Лувре.

[ ] :[ ,(что), ]

Работа в группах.

Просматривают предложения на слайдах презентации, составляют схемы, определяют виды предложений, называют использованные виды связи.











Работа в группах.

Определяют значение слова, сверяют с эталоном значения на слайде.



Работа в группах.

Знакомятся с памяткой разбора предложений с разными видами связи, выполняют синтаксический и пунктуационный разбор одного предложения в группе – представляют результаты работы у доски.



Работа в группах.

Составляют предложения по схемам, используя лексическую тему урока.

При затруднении можно использовать принцип «Домино» (карточки со словами и частями предложений - смешать все 4 варианта)

Взаимопроверка – прием «Карусель»

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия. Интерактивный прием «микрофон»

  • С какими результатами мы подошли к завершению нашего урока?

  • Можете ли вы утверждать, что поставленные цели нами выполнены?

  • Довольны ли вы своей работой на уроке?

Ученики:

    • знаю, что…

    • знаю, как…

    • знаю, зачем…

  • В чем для меня новизна прошедшего урока?

Отвечают на предложенные вопросы, формулируют высказывания о своих знаниях и умениях.

Домашнее задание

Продвинутый уровень. Описать картину Да Винчи «Мадонна Литта», использовав 4-5 предложений сложной синтаксической конструкции.

Достаточный уровень. Упражнение №350

Всем: Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор 1-2 предложений.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи»

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи


1) Простое или сложное. Количество простых предложений.

2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

4) Объяснить расстановку знаков препинания.

5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.


Образцы разбора сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

1) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

(когда), [ ] и, [ ], (будто)


Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, связанных сочинительным союзом и: первая часть — сложноподчинённое предложение — Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли; вторая часть — тоже сложноподчинённое предложение — В комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. То, о чём говорится во второй части (во втором сложноподчинённом предложении), происходит после действия первой части. Между частями отношение временной последовательности.

Далее можно разбирать каждое из сложноподчинённых предложений.


2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль (И. Тургенев).

[ ], и [ ], (словно)


Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей: простого и сложноподчинённого предложений. Между этими частями (предложениями) отношения одновременности, которые осложняются (дополняются) отношениями причины и следствия: причина — в простом предложении, следствие — в сложноподчинённом.



План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи


1) Простое или сложное. Количество простых предложений.

2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

4) Объяснить расстановку знаков препинания.

5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.


Образцы разбора сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

1) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

(когда), [ ] и, [ ], (будто)


Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, связанных сочинительным союзом и: первая часть — сложноподчинённое предложение — Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли; вторая часть — тоже сложноподчинённое предложение — В комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. То, о чём говорится во второй части (во втором сложноподчинённом предложении), происходит после действия первой части. Между частями отношение временной последовательности.

Далее можно разбирать каждое из сложноподчинённых предложений.


2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль (И. Тургенев).

[ ], и [ ], (словно)


Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей: простого и сложноподчинённого предложений. Между этими частями (предложениями) отношения одновременности, которые осложняются (дополняются) отношениями причины и следствия: причина — в простом предложении, следствие — в сложноподчинённом.



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №53 Синтаксический и пунктуационный разбор ССК»

Сложное предложение с разными видами связи  (сочинительной , подчинительной, бессоюзной) Цель: повторить и обобщить изученное о сложных предложениях с разными видами связи; продолжить работу по формированию навыков аргументированной постановки знаков препинания в предложениях сложной синтаксической конструкции.

Сложное предложение с разными видами связи (сочинительной , подчинительной, бессоюзной)

Цель: повторить и обобщить изученное о сложных предложениях с разными видами связи;

продолжить работу по формированию навыков аргументированной постановки знаков препинания в предложениях сложной синтаксической конструкции.

Художник, скульптор, музыкант, химик, механик, скульптор, создатель музыкальных инструментов, наездник, фехтовальщик, архитектор, модельер, пловец, анатом, провидец Увеличительное стекло Арочные мосты Прокатный стан Подъемный кран Станки Вертолет Велосипед

Художник, скульптор, музыкант, химик, механик, скульптор, создатель музыкальных инструментов, наездник, фехтовальщик, архитектор, модельер, пловец, анатом, провидец

  • Увеличительное стекло
  • Арочные мосты
  • Прокатный стан
  • Подъемный кран
  • Станки
  • Вертолет
  • Велосипед

  • Парашют
  • Скафандр
  • Танк
  • Пулемет
  • Подводная лодка
  • Пароход
Объяснительный схематический диктант Открытия, которые сделаны титаном Возрождения, охватывают все области знания(их более 50!).

Объяснительный схематический диктант

Открытия, которые сделаны титаном Возрождения, охватывают все области знания(их более 50!).

Этот супергений итальянского Возрождения настолько странен, что до сих пор вызывает у ученых благоговение, смешанное с растерянностью.

Этот супергений итальянского Возрождения настолько странен, что до сих пор вызывает у ученых благоговение, смешанное с растерянностью.

Один из секретов гения заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа.

Один из секретов гения заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа.

Чтобы достойно встретить в Милане Людовика ХII, Леонардо изобрел деревянного льва, который распахивал грудную клетку, заполненную лилиями.

Чтобы достойно встретить в Милане Людовика ХII, Леонардо изобрел деревянного льва, который распахивал грудную клетку, заполненную лилиями.

Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляют, что современники всерьез подозревают его в том, будто он служит черной магии.

Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляют, что современники всерьез подозревают его в том, будто он служит черной магии.

Менталитет гения бесконечно далек от нашего уровня сознания : Леонардо был бесстрастным человеком и практически не проявлял эмоций, которые характерны для обычных людей.

Менталитет гения бесконечно далек от нашего уровня сознания : Леонардо был бесстрастным человеком и практически не проявлял эмоций, которые характерны для обычных людей.

Словарная работа Менталите́т (от  лат.   mens или (род. падеж) mentis  – душа, дух (в более узком смысле - ум) и  лат.   alis  – другие) – совокупность  умственных , эмоциональных ,  культурных  особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих  социальной  или  этнической группе ,  нации ,  народу , народности . Также этот термин может быть использован для характеристики  мировоззрения , образа  мысли  отдельного человека .

Словарная работа

Менталите́т (от  лат.   mens или (род. падеж) mentis  – душа, дух (в более узком смысле - ум) и  лат.   alis  – другие) – совокупность  умственных , эмоциональных культурных  особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих  социальной или  этнической группе нации народу , народности .

Также этот термин может быть использован для характеристики  мировоззрения , образа  мысли  отдельного человека .

Составьте предложение по одной из предложенных схем:  [ ] : [ ] , (что)  [ ]; [ ], (кто)  [ ] : [ ,(который), ]  [ ] :[ ,(что), ]

Составьте предложение по одной из предложенных схем:

[ ] : [ ] , (что) [ ]; [ ], (кто) [ ] : [ ,(который), ] [ ] :[ ,(что), ]

Рефлексия Довольны ли вы своей работой на уроке? знаю, что… знаю, как… знаю, зачем… В чем для меня новизна прошедшего урока?

Рефлексия

Довольны ли вы своей работой на уроке?

  • знаю, что…
  • знаю, как…
  • знаю, зачем…

В чем для меня новизна прошедшего урока?

Домашнее задание Описать картину Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», используя 3-4 предложения сложной синтаксической конструкции. или Упр. 350

Домашнее задание

Описать картину Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», используя 3-4 предложения сложной синтаксической конструкции.

или

Упр. 350


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!