Адаптация 5 класса к новым условиям обучения
Переход ученика из начальной школы в основную совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
В 5 классе 6 школьников.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них проходит с видимыми трудностями. Ребята тревожатся без явных причин, становятся робкими и суетливыми. От нас, от педагогов, зависит как долго будет длиться психическое напряжение, которое может привести к ухудшению здоровья ребёнка.
О здоровье детей: в классе два ученика имеют инвалидность, следовательно, педагогам, организуя урочную и внеурочную работу в классе и индивидуально об этом нужно помнить.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в основной школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в основную одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в основной школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Причинами медленной адаптации у отдельных учащихся в классе являются:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно продолжать учить пятиклассников пользоваться справочниками и словарями, а также объяснять детям, что нужно спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство сожаления, некое одиночество из-за расставания с первым учителем, родным учебным кабинетом, возможностью быть защищёнными классным руководителем на каждом уроке и на каждой перемене.
Задачи, которые я ставлю перед собой, на период адаптации:
Продолжать изучать классный коллектив.
Думаю, что лучше всего это можно сделать при выполнении общего дела. Мы с ребятами решили, что будем заниматься долгосрочным проектом «Моя малая родина». Надеюсь, что эта работа сблизит школьников.
Кроме того, для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, слежу за успеваемостью, вовлекаю в классную и общешкольную жизнь.
Создание эмоциональной обстановки в классе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Продолжать знакомство с родительским коллективом.
В 1-й четверти проведено 2 классных родительских собрания.
Что касается дистанционного общения, то и здесь всё в норме. Но не всё можно сделать дистанционно.
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
Я придаю большое значение сотрудничеству в рамках заседаний педсоветов, методсоветов, совещаний ШМО, но и личному общению с учителями-предметниками.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Ребята живо откликаются на работу отличную от урочной, видя в этом определённую свободу действий. Вот здесь и нужна направляющая деятельность классного руководителя, но здесь и появляется возможность стать другом для ребят.
Проведены классные часы:
О единых требованиях к обучающимся школы (внешний вид, школьная форма, состояние учебников, школьно – письменные принадлежности), техника безопасности учащихся, о правонарушениях, о добре и зле, о милосердии и т.д.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Учащиеся 5 класса с большим желанием принимали участие в общешкольных мероприятиях. Т.к. в классе наполняемость маленькая, у них ест желание быть услышанными и увиденными в более крупном коллективе.
Все учащиеся 5 класса вовлечены в ДО и ВД.
В сентябре месяце было проведено анкетирование учащихся и родителей по удовлетворённости учебным процессом.
Анкетирование школьников по удовлетворённости образовательным процессом показала, что учащихся всё устраивает и лишь в 2- х позициях по одному учащемуся указали «нет»:
Я имею возможность проявить в школе свои возможности и способности.
В случае трудностей я могу обратиться за помощью к завучу, директору. В школе обо мне заботятся.
Анкетирование родителей по удовлетворённости образовательным процессом показала, что из 20 предложенных вопросов на 6 вопросов ответили «нет» по одному родителю и это следующие вопросы:
1.Материально-техническим оснащением?
2.Обеспечением безопасности нахождения вашего ребенка в школе?
3. Организацией индивидуального подхода: педагоги учитывают индивидуальные особенности Вашего ребенка?
4. Проводимыми внеурочными мероприятиями, которые интересны и полезны Вашему ребенку?
5. Организацией работы кружков, клубов и секций, где может заниматься, интересно проводить время, общаться со сверстниками Ваш ребенок?
6. Степенью комфорта пребывания Вашего ребенка в среде одноклассников?
7. Отношением педагогов к Вашему ребенку?
По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
Произвольность психических процессов. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.
Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
Особенности поведения. Учащиеся правильно ведут себя в школе и правильно реагируют на замечания.
Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Вывод.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
У всех учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса.