СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Умелые руки" для обучающихся с умственной отсталостью

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Ученику с ОВЗ, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнять задание учителя. Сама работа на кружке и получаемый продукт- поделки, игрушки, изделия- вызывают у учащихся живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Умелые руки" для обучающихся с умственной отсталостью»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Пролетарская специальная школа-интернат»

РАССМОТРЕНО:

Заместитель директора по ВР

ГКОУ РО

Пролетарской

школы-интерната

_______Р.М. Калиниченко

«____» _________2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

На методическом совете

ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната

Заместитель директора по УВР

_________А.Н. Поляничко

Протокол №_____ от «____»_________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ РО

Пролетарской школы-интерната

_________

_ Е.В. Грачева «____» ________2019 г.




Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые руки»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната

на 2019-2020 учебный год


Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: 1 год

Составила: учитель Технологии и ИЗО Подорога С.В.

г. Пролетарск

2019 год



Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

В.А.Сухомлинский

Программа «Умелые руки» ориентирована на активное приобщение учащихся, воспитанников к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы.

1.Нормативно-правовое обеспечение программы.

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования художественно- эстетической направленности "Умелые руки" составлена на основе следующих документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

2.Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3.Закон Ростовской области от 14.11.2013 года № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

4.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС образования обучающихся с УО), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1599; 

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598;

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 21);

7.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

8.Устав школы-интерната;

9.Локальные акты школы-интерната: «Порядок организации и осуществления деятельности по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

10.Перспективный годовой план работы ГКОУ РО Пролетарской школы–интерната;

11.Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната на 2019-2020 учебный год.

2.Актуальность программы 

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение программы «Умелые руки».

Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическое сопровождение декоративно - прикладного искусства предполагает систему специальных, целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду, успешно адаптироваться в среде и обществе выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.   Использование интернет – ресурсов при прохождении новых тем по теории, презентаций для практических работ.

При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-создание условий для развития учащегося;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

3. Новизна программы 

Новизна программы состоит в том, что учащиеся, воспитанники углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами.  Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.

4.Педагогическая целесообразность.

Художественно - прикладное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность все это способствует развитию особых детей.

Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Ученику с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

        Программа кружка «Умелые руки» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей с ограниченными возможностями здоровья. Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

Целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, учащийся укрепляет свою индивидуальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся, воспитанников к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

 Цель:

Основной целью программы кружка является создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Воспитание культуры общения, дружеского взаимоотношения, желания поддерживать друзей.

Задачи программы:

Образовательная:

-научить учащихся, воспитанников основным техникам изготовления поделок;

-развить у учащихся, воспитанников внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить учащихся, воспитанников специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие учащихся, воспитанников в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Воспитательные:

-научить трудиться в коллективе,

-приобрести навыки нравственного поведения и отношения к товарищам,

-подчинять свои личные интересы деятельности коллектива.

Коррекционно- развивающие:

-способствовать развитию творческой индивидуальности обучающихся в процессе создания художественного образа;

- способствовать развитию познавательных процессов (внимания, зрительной и вербальной памяти, творческого мышления;

- коррекция внимания непроизвольное, устойчивое, переключение внимания;

- развитие связной речи пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;

- развитие памяти;

- развитие мелкой моторики кистей рук через работу с разными материалами;

- развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (усидчивости, навыков самоконтроля и выдержки, умение выражать свои чувства).

Отличие данной адаптированной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих.

Программа носит ярко выраженную коррекционную и практическую направленность. В процессе реализации программы активно решаются коррекционные задачи, что особенно важно для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

-принцип коррекционной направленности;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Формы работы

 - урок-беседа,

-урок-путешествие,

-групповые, комбинированные.

Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей. Итоги работы проводятся в форме выставки.

Методы работы:

-беседы;

-наглядные- просмотр репродукций, фото, мастер классов, образцов изделий;

-практические- изготовление работ. Образцов и макетов изделий.

В структуру программы входят 2 образовательных блока (теоретический и практический). Эти образовательные блоки предусматривают усвоение и формирование деятельности и практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Работа по программе направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Учащиеся приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок учащиеся, воспитанники осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

В программу включены следующие разделы:

-работы из кофейных зерен;

-картины из бумажной массы и других материалов;

-работы из джутового шнура;

-куклы из бутылок и бросового материала;

- фигурки из соленого теста и папье - маше;

- работа с бумажными трубочками;

-работы из фоамирана;

-выставки, конкурсы.

Условия для реализации программы:

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий есть постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий, проектор, компьютер. Используются технические средства обучения, методическая литература.

5.Предполагаемая результативность программы:

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

-Формирование целостного, cоциально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

-Формирование уважительного отношения к иному мнению.

-Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

-Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности.

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

-Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.

-Формирование представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

-Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

-Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.

В плане формирования личностных качеств учащихся– это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

К концу обучения по данной программе учащиеся, воспитанники должны:

знать:

-название материалов, инструментов, используемых при выполнении работы;

-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-знать основные правила в области формообразовании, композиции, цветоведения;

-знать об особенностях лепных и шитых изделий;

- о истории появления соленого теста.

уметь:

-работать нужными инструментами и приспособлениями;

- уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

-лепить из соленого теста, папье- маше;

-применять разные способы лепки.

Возрастная группа обучающихся:

девочки и мальчики 11-16 лет.

Объем часов:

Программа рассчитана на 1год обучения: каждый понедельник по 2 занятия, всего 62 занятия.

Продолжительность одного занятия: 45 мин.


Форма подведения итогов программы дополнительного образования учащихся, воспитанников – выставки и конкурсы.



Учебно-тематический план:

п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1


1

2

Картины из бумажной массы, папье – маше и мокрой бумаги

20

0.5

19.5

3

Куклы из бутылок и бросового материала

9

0.5

8.5

4

Картины из кофейных зерен

8

0.5

7.5

5

Работы из джутового шнура

7

0.5

6.5

6

Работы из бумажных трубочек

5

0.5

4.5

7

Вазы из бросового материала

3

0.5

2.5

8

Работы из фоамирана

5

0.5

4.5

9

Фигурки и картинки из соленого теста.

4

0.5

4.5

Итого:

62

4

58

Поурочное планирование:


№ п/п

Раздел

Тема занятия.

Коли-

чество часов

Тео-рия

Прак-

тика

Содержание работы

Дата

1

Вводное занятие

Вводное занятие.

1

1


Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Повторение техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

02.09.19

2

3

4

5

6

Картинки из бумажной массы, папье-маше и мокрой бумаги.









Знакомство с материалами. Основные приемы работы. Просмотр мастер классов.

Картинка. Бумажная масса. «Бабушкина сказка»

5

0.5


4.5

Подбор материала.

Повторение техники безопасности.

Рисование эскиза. Выполнение работы.

Раскрашивание работы гуашевыми красками.

Оформление работы в рамку.

02.09.19

09.09.19

09.09.19

16.09.19

16.09.19

7

8

9

Картинка. Бумажная масса «Задушевная песня»

3


3

Подбор материала. Рисование эскиза. Выполнение работы.

Раскрашивание работы гуашевыми красками.

Оформление работы в рамку.

23.09.19

23.09.19

30.09.19

10

11

12

Картинка. Утяжка капрона «Портрет»

3


3

Подбор материала. Рисование эскиза. Выполнение работы.

Оформление работы в рамку.

30.09.19

07.10.19

07.10.19

13

14

15

Картинка. Бумажная масса. «На печи»

3


3

Подбор материала. Рисование эскиза. Выполнение работы.

Оформление работы в рамку.

14.10.19

14.10.19

21.10.19

16

17

18

Картинка. Папье-маше и мокрая бумага

«Алые паруса»

3


3

Подбор материала. Рисование эскиза. Выполнение работы. Раскрашивание работы гуашевыми красками.

Оформление работы в рамку.

21.10.19

28.10.19

28.10.19


2 четверть- 14 часов

19

20

21


Картинка. Папье-маше и мокрая бумага

«Кошка с котенком»

3


3

Подбор материала. Рисование эскиза. Выполнение работы.

Оформление работы в рамку.

11.11.19

11.11.19

18.11.19

22

23

24


Куклы из бутылок и бросового материала.

Знакомство с лучшими образцами работ в этой технике. Знакомство с инструментом, приемами работы.


Куколки из бутылок «Сестры»

3

0.5

2.5

Подбор материала.

Выполнение работы. Оформление куколок дополнительными аксессуарами.

18.11.19

25.11.19

25.11.19

25

26

27

Куколки из бутылок «Подружки»

3


3

Подбор материала.

Выполнение работы. Оформление куколок дополнительными аксессуарами.

02.12.19

02.12.19

09.12.19

28

29

30

Куколки из бутылок «Друзья»

3


3

Подбор материала.

Выполнение работы. Оформление куколок дополнительными аксессуарами.


09.12.19

16.12.19

16.12.19

31

32

Картинки из кофейных зерен.

Знакомство с работами из кофейных зерен (просмотр фотографий и мастер класса)

Картинка из кофейных зерен

«Доброе утро»

2

0.5

1.5

Подбор материала.

Повторение техники безопасности при работе с инструментами.

Рисование эскиза.

Выполнение работы.

Оформление в рамку.

23.12.19

23.12.19


3 четверть- 16 часов

33

Картинка из кофейных зерен

«Доброе утро»

1


1

Подбор материала.

Повторение техники безопасности при работе с инструментами.

Рисование эскиза.

Выполнение работы.

Оформление в рамку.

13.01.20

34

Картинка из кофейных зерен

«Любителям кофе»

1


1

Подбор материала.

Повторение техники безопасности при работе с инструментами.

Рисование эскиза.

Выполнение работы.

Оформление в рамку.

13.01.20

35

36

Картинка из кофейных зерен

«Любителям кофе»

2


2

Подбор материала.

Повторение техники безопасности при работе с инструментами.

Рисование эскиза.

Выполнение работы.

Оформление в рамку.

20.01.20

20.01.20

37

38

Картинка из молотого кофе «Совы»

2


2

Подбор материала.

Повторение техники безопасности при работе с инструментами.

Рисование эскиза.

Выполнение работы.

Оформление в рамку.

27.01.20

27.01.20

39

40

41

42

Работы из джутового шнура.


Знакомство с видом и техникой работы (просмотр фото работ, мастер класса)



Работа из джутового шнура и мешковины «Лебеди»

4

0.5

3.5

Подбор материала.

Повторение техники безопасности при работе с инструментами.

Выкройка деталей из мешковины. Соединение деталей.

03.02.20

03.02.20

10.02.20

10.02.20

43

44

45

Работа из джутового шнура

«Ваза с цветами»

3


3

Подбор материала. Повторение техники безопасности при работе с инструментами.

Выкройка деталей из мешковины. Соединение деталей.

17.02.20

17.02.20

02.03.20

46

47

48

Работы из бумажных трубочек


Знакомство с техникой выполнения работ, просмотр мастер классов, фото работ.


Работа из бумажных трубочек

«Цветы»

3

0.5

2.5

Заготовка бумажных трубочек. Раскрашивание трубочек гуашевыми красками. Сбор композиции из трубочек.

02.03.20



16.03.20

16.03.20


3 четверть- 14 часов

49

50

Работа из бумажных трубочек

«Подсолнухи»

2


2

Заготовка бумажных трубочек

Раскрашивание трубочек гуашевыми красками. Сбор композиции из трубочек.

30.03.20

30.03.20

51

52

53

Вазы из бросового материала

Знакомство с техникой выполнения работ, просмотр мастер классов , фото работ.

3

0.5

2.5

Изготовление папье-маше. Оклеивание форм папье-маше. Раскрашивание.

06.04.20

06.04.20

13.04.20

54

55

56

Работы из фоамирана

Знакомство с техникой выполнения работ, просмотр мастер классов, фото работ.

Работа из фоамирана

«Подсолнух»

3

0.5

2.5

Заготовка материала.

Сбор композиции.

Оформление в рамку.


13.04.20

20.04.20

20.04.20

57

58

Фигурка из фоамирана «Лялечки»

2


2

Заготовка материала.

Сбор фигурок.

27.04.20

27.04

59

60

61

Фигурки и картинки из соленого теста.



Знакомство с материалами, процессом изготовления. Просмотр фото, мастер-классов

Картинка из соленого теста «Первое свидание»

3

0.5

2.5

Подбор материала. Рисование эскиза.

Выполнение работы. Раскрашивание работы гуашевыми красками. Оформление в рамку.

18.05.20

18.05.20

25.05.20


62

Фигурка из цветного соленого теста «Домовенок»

1


1

Подбор материала.

Выполнение работы.

25.05.20

Итого: 62 часа


Печатные пособия:

Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.

Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.

Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.

Оборудование:

1.Магнитная доска.

2.Аудио-видеомагнитофон.

3.CD-DVD-проигрыватель

4. Проектор для демонстрации слайдов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!