Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
поселка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа –Югры
Тюменской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании Методического совета Заместитель директора по УВР: Директор школы:
Протокол №4 ˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍАтаманюк Л.А ˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍˍФарукшина Н.А.
от « 27 »ˍˍавгустаˍˍˍ 2021г. от « 27 »ˍˍавгустаˍˍˍˍˍˍˍˍ 2021г. приказ №174-Оˍˍˍˍˍˍˍ
от «27ˍ»ˍˍавгустаˍˍˍˍˍˍˍˍˍ 2021г.
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа
учебного предмета «математика»
8 класс (2часа в неделю,VӀӀӀ вид обучения)
Разработана:
Кравчук Л.М.
учителем математики
п.Юганская Обь,2021 г
Пояснительная записка
Адаптированная программа по математике разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под ред. Воронковой В. В. М.:ВЛАДОС, 2014г. Включает в себя УМК
Капустина Г.М. Математика, 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2014г.
Алышева Т.В. Математика, 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2008г.
Эк В.В. Математика, 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.
Перова М.Н. Математика, 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» начального общего образования и изменения к ним;
- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
- Календарным учебным графиком и учебным планом НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».
Цели и задачи:
Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными математическими знаниями и умениями, доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах обучения;
- развивать речь обучающихся, обогащать ее математической терминологией;
- воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Повысить уровень общего развития обучающихся;
- развитие нравственных качеств обучающихся.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной и физической деятельности обучающихся.
Характеристика учебного предмета «Математика»
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в дополнительном первом классе и I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Математическое образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства, профильного труда, основ социальной жизни, географии.
Математическое образование носит практическую направленность и тесно связано с жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Общая характеристика
На изучение математики отводится в 8 классе –2часа в неделю, 68 часов в год (34 недели).
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала 8 классе специальной ( коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с величинами, приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14 р. 02 к. и т.п.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.
Формирование представлений о площади фигуры происходит при завершении изучения курса математики 8 класса. В результате выполнения разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур и единицах измерения площади .
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты освоения программы по предмету «Математика» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) сформированность уважительного отношения к иному мнению;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
4.2. Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия представлены умениями:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание рабочей программы
Нумерация(17ч)
Округление чисел в пределах 1 000 000 до наивысшей разрядной единицы в числе, включая случаи, когда приближенное значение имеет на один знак больше, чем округляемое число. Медицинский термометр, шкала, цена деления. Определение температуры тела человека с помощью термометра с точностью до десятых долей градуса. Единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2), их соотношения. Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га, их соотношение. Запись чисел, полученных при измерении площади, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.Умножение и деление многозначных чисел и чисел, полученных при измерении, на двузначное число. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении (для проверки действий).
Обыкновенные дроби (14 часов)
Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление десятичной дроби на однозначное и двузначное число. Выполнение указанных арифметических действий с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью. Задачи на нахождение скорости и времени при встречном движении. Задачи на пропорциональное деление. Простые и составные задачи, требующие вычисления периметра многоугольника или площади прямоугольника (квадрата).
Обыкновенные и десятичные дроби (26 часов)
Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Палетка. Вычисление площади прямоугольника, квадрата. Геометрические тела: параллелепипед, куб. Элементы и свойства прямоугольного параллелепипеда, куба, высота. Сравнение геометрических фигур и геометрических тел. Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхностей куба, прямоугольного параллелепипеда.
Повторение( 11 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол. часов | Форма контроля | Примечание |
Нумерация(17часа) | |
1. | | 01.09.21 | Числа целые и дробные. | 1 | | |
2. | | 03.09.21 | Разрядный состав многозначных чисел. Сравнение чисел. Решение задач на встречное движение | 1 | | |
3. | | 08.09.21 | Разрядный состав десятичных дробей. Сравнение дробей. Решение задач на движение. | 1 | | |
4. | | 10.09.21 | Нумерация чисел в пределах 1000000 Сравнение чисел. | 1 | | |
5. | | 15.09.21 | Сложение и вычитание целых чисел | 1 | | |
6. | | 17.09.21 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | | |
7. | | 22.09.21 | Уменьшение и увеличение чисел на несколько единиц. Решение составных задач. | 1 | | |
8. | | 24.09.21 | Умножение и деление на однозначное число. | 1 | | |
9. | | 29.09.21 | Умножение и деление на 10,100,1000. | 1 | | |
10. | | 01.10.21 | Решение составных задач. | 1 | | |
11. | | 06.10.21 | Умножение и деление на двузначное число. | 1 | | |
12. | | 08.10.21 | Геометрические фигуры и их свойства. Вычисление периметра. Окружность. | 1 | | |
13. | | 13.10.21 | Градус. Градусное измерение углов. Построение углов. | 1 | | |
14. | | 15.10.21 | Треугольник. Сумма углов в треугольнике. | 1 | | |
15. | | 20.10.21 | Решение задач и примеров. | 1 | | |
16. | | 22.10.21 | Контрольная работа. | 1 | | |
17. | | 27.10.21 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Обыкновенные дроби (14 часов) | |
18. | | 29.10.21 | Образование,название,запись дробей. Сравнение дробей. Преобразование дробей. | 1 | | |
19. | | 10.11.21 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | |
20. | | 12.11.21 | Вычитание из меньшей дроби с целым числом, большую. | 1 | | |
21. | | 17.11.21 | Нахождение числа по одной его доли. | 1 | | |
22. | | 19.11.21 | Решение составных задач. | 1 | | |
23. | | 24.11.21 | Понятие площади. Единицы измерения площади. | 1 | | |
24. | | 26.11.21 | Формула нахождения площади. Вычисление площади прямоугольника. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади. | 1 | | |
25. | | 01.12.21 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | 1 | | |
26. | | 03.12.21 | Решение составных задач и уравнений | 1 | | |
27. | | 08.12.21 | Линии. Нахождение длины ломаной линии. | 1 | | |
28. | | 10.12.21 | Четырёхугольники. Нахождение площади квадрата, прямоугольника. | 1 | | |
29. | | 15.12.21 | Виды треугольников. Построение треугольников по заданным углам, сторонам. | 1 | | |
30. | | 17.12.21 | Контрольная работа. | 1 | | |
31. | | 22.12.21 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Обыкновенные и десятичные дроби (26 часов) |
32. | | 24.12.21 | Преобразование дробей. | 1 | | |
33. | | 12.01.22 | Замена целого числа неправильной дробью | 1 | | |
34. | | 14.01.22 | Замена смешанного числа неправильной дробью | 1 | | |
35. | | 19.01.22 | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1 | | |
36. | | 21.01.22 | Умножение и деление смешанного числа на однозначное число | 1 | | |
37. | | 26.01.22 | Решение примеров и задач. | 1 | | |
38. | | 28.01.22 | Решение примеров и задач. | 1 | | |
39 | | 02.02.22 | Числа целые и дроби. Сравнение чисел. | 1 | | |
40. | | 04.02.22 | Запись чисел, полученных от измерения в виде десятичной дроби. | 1 | | |
41. | | 09.02.22 | Замена десятичной дроби целым числом. | 1 | | |
42. | | 11.02.22 | Сложение и вычитание целых чисел. | 1 | | |
43. | | 16.02.22 | Решение составных задач. | 1 | | |
44. | | 18.02.22 | Решение уравнений. | 1 | | |
45. | | 25.02.22 | Нахождение суммы и разности чисел. | 1 | | |
46. | | 02.03.22 | Умножение и деление чисел на однозначное число. | 1 | | |
47. | | 04.03.22 | Умножение и деление на круглые десятки. | 1 | | |
48. | | | Нахождение суммы и разности чисел. | 1 | | |
49. | | | Умножение и деление на двузначное число | 1 | | |
50. | | | Решение примеров и составных задач. | 1 | | |
51. | | | Решение примеров и составных задач. | 1 | | |
52. | | | Решение математических кроссвордов | 1 | | |
53. | | | Виды треугольников. Построение треугольников по заданным углам, сторонам. | 1 | | |
54. | | | Виды треугольников. Построение треугольников по заданным углам, сторонам. | 1 | | |
55. | | | Построение прямоугольника и квадрата. Вычисление площади и периметра. | 1 | | |
56. | | | Построение симметричных фигур относительно оси симметрии. | 1 | | |
57. | | | Контрольная работа. | 1 | | |
Повторение( 11 часов) |
58. | | | Решение составных задач | 1 | | |
59. | | | Сложение и вычитание целых чисел. | 1 | | |
60. | | | Умножение и деление на круглые десятки. | 1 | | |
61. | | | Решение задач на движение. | 1 | | |
62. | | | Нахождение суммы и разности чисел. | 1 | | |
63. 64. | | | Решение примеров и составных задач. | 2 | | |
65. | | | Математический диктант | 1 | | |
66. | | | Решение математических шарад и кроссвордов | 1 | | |
67. | | | Контрольная работа | 1 | | |
68. | | | Работа над ошибками | 1 | | |
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
I. Для учащихся:
8 класс: 1. В.В.Эк. Математика, 8. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год.
2. Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
II. Для учителя:
О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2005 год
. 2. Ф.Р Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.
3. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2001год.
2. Электронные образовательные ресурсы
Для информационно - компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно – педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Презентации: (арифметический материал) «Сложение и вычитание многозначных чисел»; «Умножение и деление на 10, 100, 1000»; «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»; «Умножение многозначных чисел на двузначное число»; «Деление на двузначное число чисел в пределах 1 000 000»; «Умножение и деление на двузначное число чисел, полученных при измерении»; «Основное свойство обыкновенных дробей»; «Обыкновенные дроби. Смешанные числа»; «Десятичные дроби»; «Увеличение и уменьшение десятичных дробей в 10, 100, 1000 раз»; «Меры времени»; «Задачи на движение двух тел»; «Путешествие в страну чисел».
(геометрический материал) «Геометрические фигуры»; «Линии в круге»; «Градусное измерение углов. Транспортир»; «Сумма углов треугольника»; «Симметрия»; «Параллелограмм. Ромб».
3. Оборудование и технические средства обучения
В ресурсное обеспечение программы предполагается использование следующего оборудование:
Часы. Калькулятор. Термометр. Карточки для устного счёта. Ребусы. Кроссворды.
Чертежная линейка. Чертежный угольник. Циркуль. Транспортир. Набор геометрических фигур (многоугольники). Набор карточек.
Таблицы: «Таблица ряда чисел от 1 до 100»; «Таблица ряда чисел от 1 до 1000 000»; «Простые числа от 2 до 97»; «Меры времени»; «Алгоритм решения задач»; «Умножение на однозначное число, чисел в пределах 1 000 000»; «Деление на однозначное число, чисел в пределах 1 000 000»; «Умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000»; «Деление многозначных чисел на 10, 100, 1000»; «Умножение на однозначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы»; «Деление на однозначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы»; «Умножение на двузначное число чисел в пределах 1 000 000»; «Порядок арифметических действий»; «Деление на двузначное число чисел в пределах 1 000 000»; «Деление с остатком на двузначное число»; «Умножение на двузначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы»; «Деление на двузначное число чисел, полученных при измерен. двумя единицами измерения стоимости, длины, массы»; «Основное свойство обыкновенных дробей»; «Сокращен. дробей»; «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»; «Сложение и вычитание смешанных чисел»; «Сравнение десятичных дробей»; «Сложение десятичных дробей с одинаковыми знаменателями»; «Вычитание десятичных дробей с разными знаменателями»; «Сложение чисел, полученных при измерении времени»; «Вычитание чисел, полученных при измерении времени»; «Движение одновременно в противоположных направлениях двух тел»; «Движение одновременно в одном направлении двух тел».
«Положение прямых на плоскости»; «Линии в круге»; «Смежные углы»; «Сумма углов треугольника»; «Симметрия. Осевая симметрия». «Симметрия. Центральная симметрия»; «Параллелограмм»; «Ромб».