СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по черчению для 8-ОВЗ класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Черчение» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по черчению для 8-ОВЗ класса»



Утверждена

Приказ № _________

От________________


Адаптированная рабочая программа по черчению

для 8- ОВЗ класса


на 2023-2024 учебный год.



Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предметачерчение составлена на основеФедерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)в действующей редакции.

Нормативную основу рабочей программы составили:

  1. Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2021-2022 учебный год;

  2. Примерные программы:Рабочая программа составлена на основе методического пособия и учебника под редакцией А.Д. Ботвинникова и И.С.Вышнепольского и направлена на формирование политехнической и графической грамотности по предмету черчение.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ и графических работ – 11часов.

«Черчение» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации.

Актуальность программы направлена на изучение широкого круга графических понятий, основ прямоугольного проецирования, способов построения наглядных изображений, формирование умений выполнять чертежи, связанные с пространственным преобразованием объектов, развитием творческих способностей, необходимых в любой профессиональной деятельности.

Новизна данной программы – знакомство с основами автоматизированного проектирования в системе КОМПАС - 3DLT.

В данную программу по черчению с 9 класса вводятся элементы начертательной геометрии и основы автоматизированного проектирования в системе КОМПАС - 3D LT, которые позволяют более корректно подойти к изучению черчения на теоретической и практической основе.

Цели и задачи курса.

Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;

- ознакомить с элементами начертательной геометрии и основами автоматизированного проектирования в системе КОМПАС - 3D LT,

- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитию конструкторских, технических способностей учащихся.

- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ
    УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЧЕРЧЕНИЕ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о спосо­бах построения несложных аксонометрических изображений;

- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их черте­жам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображе­ния предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложные преобразования формы и простран­ственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при реше­нии задач с творческим содержанием.

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, спра­вочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с твор­ческим содержанием (в том числе с элементами конструирова­ния).


Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение черчения в основной школе дает возможность обучающимся достичь

следующих результатов развития:

личностные:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и

контрприёмы;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,

отличать гипотезу от факта;

3) представление о черчении как о предмете курса точных наук в сфере человеческой деятельности, об этапах его развития, о его значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений;

Личностными результатами изучения предмета «Черчение» являются

следующие качества:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

– система заданий учебников;

– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу

минимакса;

– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие

самостоятельности и критичности мышления:технология продуктивного чтения, технология оценивания.

метапредметные:

1) первоначальные представления об идеях и о методах построения предмета как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть задачу построения предмета в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решенияпроблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в

условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость ихпроверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видетьразличные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать всоответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решенияучебных проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачисследовательского характера;

Метапредметными результатами изучения курса «Черчение» является формированиеуниверсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной ииндивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбиратьсредства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта);

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использоватьнаряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложныеприборы, компьютер);

– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с цельюдеятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в томчисле и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя изцели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способывыхода из ситуации неуспеха;

– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательнойдеятельности;

– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо

сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога

на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных

достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём

дихотомического деления (на основе отрицания);

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей;

– создавать геометрические модели;

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, в чертеж и

пр.);

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность;

Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,

просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент

для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные

программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде

всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по шести линиям

развития:

– использование знаний для решения различных геометрических задач и

оценки полученных результатов.

– совокупность умений по использованию доказательной технической речи.

– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными

техническими текстами.

– умения использовать технического средства для изучения и описания реальных

процессов и явлений.

– независимость и критичность мышления.

– воля и настойчивость в достижении цели.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных

позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного

диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а

также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

в предметном направлении:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

представление об основных изучаемых понятиях (проекция, геометрическая фигура,

проецирование, геометрическое тело) как важнейших технических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с техническим текстом и чертежом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением технической терминологии и символики, использовать различные чертежные языки, проводить классификации, логические обоснования, доказательства технических утверждений;

3) развитие представлений о детали и ее проецирования;

6) овладение техническим языком, умение использовать его для описания предметов

окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных

умений, приобретение навыков геометрических построений;

7) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на

наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять

систематические знания о них для решения технических и практических задач.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(34 ч, по 1 ч. в неделю)

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (7 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте.Буквы, цифры и знаки на чертежах.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)

Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей)


СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоско­стях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (располо­женных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели иска­жения, нанесение размеров.Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксо­нометрической проекции и рационального способа ее построе­ния.


ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (13 ч.)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геомет­рических тел. Мысленное расчленение предмета на геометриче­ские тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и по­верхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей не­которых тел.Анализ графического состава изображений. Выполнение чер­тежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряже­ний.Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры).Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображе­ний на чертежах. Выбор главного изображения.Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.Решение графических задач, в том числе творческих.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ 1 ЧАС


ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;

  • простейшие геометрические построения;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о шрифте;

  • правила выполнения чертежей;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  • принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

  • анализировать графический состав изображений;

  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕРЧЕНИЮ. 8 КЛАСС.
    (1 час в неделю)

тема

Дата проведения

Кол-во часов

План

факт

1

Правила оформления чертежей Нанесение размеров на чертежах. Применение и обозначение масштаба





6 часов


2

Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа.



3

Графическая работа № 1 «Линии чертежа».



4

Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки на чертежах.



5

Применение и обозначение масштаба Расположение видов на чертеже.



6

Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали».



7

Общие сведения о способах проецирования.








10


8

Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций.



9

Получение и построение аксонометрических проекций.



10

Графическая работа №3 «Моделирование по чертежу». Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов



11

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.



12

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности



13

Проекции вершин, ребер и граней предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.



14

Анализ геометрической формы предмета. Технический рисунок.



15

Построение проекции точки, лежащей на плоскости предмета. Порядок построения изображений на чертежах



16

Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»



17

Графическая работа № 4/1 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»




18


18

Графическая работа № 5 «Построение третьей проекции по двум данным».



19

Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа.



20

Нанесение размеров с учетом формы предмета.



21

Сопряжения.



22

Графическая работа № 6 «По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения».



23

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.



24

Порядок чтения чертежей деталей.



25

Практическая работа № 7 «Устное чтение чертежа».



26

Выполнение эскизов деталей.



27

Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)»



28

Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали»



29

Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования».



30

Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета».



31

Практическая работа № 7 «Устное чтение чертежа».



32

Выполнение эскизов деталей. Вырезы.



33

Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)»



34

Обобщение знаний за курс 8 класса






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!