| Утверждена Приказ № _________ От________________ |
Адаптированная рабочая программа по черчению
для 8- ОВЗ класса
на 2023-2024 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предметачерчение составлена на основеФедерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)в действующей редакции.
Нормативную основу рабочей программы составили:
Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2021-2022 учебный год;
Примерные программы:Рабочая программа составлена на основе методического пособия и учебника под редакцией А.Д. Ботвинникова и И.С.Вышнепольского и направлена на формирование политехнической и графической грамотности по предмету черчение.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ и графических работ – 11часов.
«Черчение» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации.
Актуальность программы направлена на изучение широкого круга графических понятий, основ прямоугольного проецирования, способов построения наглядных изображений, формирование умений выполнять чертежи, связанные с пространственным преобразованием объектов, развитием творческих способностей, необходимых в любой профессиональной деятельности.
Новизна данной программы – знакомство с основами автоматизированного проектирования в системе КОМПАС - 3DLT.
В данную программу по черчению с 9 класса вводятся элементы начертательной геометрии и основы автоматизированного проектирования в системе КОМПАС - 3D LT, которые позволяют более корректно подойти к изучению черчения на теоретической и практической основе.
Цели и задачи курса.
Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;
- ознакомить с элементами начертательной геометрии и основами автоматизированного проектирования в системе КОМПАС - 3D LT,
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитию конструкторских, технических способностей учащихся.
- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЧЕРЧЕНИЕ
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Изучение черчения в основной школе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов развития:
личностные:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрприёмы;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
3) представление о черчении как о предмете курса точных наук в сфере человеческой деятельности, об этапах его развития, о его значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений;
Личностными результатами изучения предмета «Черчение» являются
следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу
минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие
самостоятельности и критичности мышления:технология продуктивного чтения, технология оценивания.
метапредметные:
1) первоначальные представления об идеях и о методах построения предмета как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть задачу построения предмета в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решенияпроблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость ихпроверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видетьразличные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать всоответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решенияучебных проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачисследовательского характера;
Метапредметными результатами изучения курса «Черчение» является формированиеуниверсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной ииндивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбиратьсредства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использоватьнаряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложныеприборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с цельюдеятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в томчисле и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя изцели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способывыхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательнойдеятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём
дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
– создавать геометрические модели;
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, в чертеж и
пр.);
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по шести линиям
развития:
– использование знаний для решения различных геометрических задач и
оценки полученных результатов.
– совокупность умений по использованию доказательной технической речи.
– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными
техническими текстами.
– умения использовать технического средства для изучения и описания реальных
процессов и явлений.
– независимость и критичность мышления.
– воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление об основных изучаемых понятиях (проекция, геометрическая фигура,
проецирование, геометрическое тело) как важнейших технических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с техническим текстом и чертежом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением технической терминологии и символики, использовать различные чертежные языки, проводить классификации, логические обоснования, доказательства технических утверждений;
3) развитие представлений о детали и ее проецирования;
6) овладение техническим языком, умение использовать его для описания предметов
окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных
умений, приобретение навыков геометрических построений;
7) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на
наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять
систематические знания о них для решения технических и практических задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
(34 ч, по 1 ч. в неделю)
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (7 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте.Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей)
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (13 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры).Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.Решение графических задач, в том числе творческих.
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ 1 ЧАС
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
8 класс
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕРЧЕНИЮ. 8 КЛАСС.
(1 час в неделю)
№ | тема | Дата проведения | Кол-во часов |
План | факт |
1 | Правила оформления чертежей Нанесение размеров на чертежах. Применение и обозначение масштаба | | 6 часов | |
2 | Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. | | |
3 | Графическая работа № 1 «Линии чертежа». | | |
4 | Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | | |
5 | Применение и обозначение масштаба Расположение видов на чертеже. | | |
6 | Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». | | |
7 | Общие сведения о способах проецирования. | | 10 | |
8 | Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. | | |
9 | Получение и построение аксонометрических проекций. | | |
10 | Графическая работа №3 «Моделирование по чертежу». Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов | | |
11 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | | |
12 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | | |
13 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | | |
14 | Анализ геометрической формы предмета. Технический рисунок. | | |
15 | Построение проекции точки, лежащей на плоскости предмета. Порядок построения изображений на чертежах | | |
16 | Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» | | |
17 | Графическая работа № 4/1 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» | | 18 | |
18 | Графическая работа № 5 «Построение третьей проекции по двум данным». | | |
19 | Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа. | | |
20 | Нанесение размеров с учетом формы предмета. | | |
21 | Сопряжения. | | |
22 | Графическая работа № 6 «По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения». | | |
23 | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. | | |
24 | Порядок чтения чертежей деталей. | | |
25 | Практическая работа № 7 «Устное чтение чертежа». | | |
26 | Выполнение эскизов деталей. | | |
27 | Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)» | | |
28 | Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали» | | |
29 | Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования». | | |
30 | Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета». | | |
31 | Практическая работа № 7 «Устное чтение чертежа». | | |
32 | Выполнение эскизов деталей. Вырезы. | | |
33 | Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)» | | |
34 | Обобщение знаний за курс 8 класса | | |