МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Муниципальное образование городского округа город Нововоронеж
МБОУ Нововоронежская СОШ № 1
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ППк Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
Заместитель председателя ППк Нововоронежская СОШ № 1 Нововоронежская СОШ № 1
_______________ __________________ _____________________
/Весельева Л.Н./ /Е.С. Чернятина/ / Бокарева Н.В. /
Протокол № 2 «30» августа 2022 г Приказ №64 о.д.
от «30» августа 2022г от «31»августа 2022 г
Рабочая программа
по коррекции устной и письменной речи
для обучающегося с ОВЗ 7в класса
Болдина Никиты
на 2022-2023 учебный год
Составитель: : Весельева Людмила Николаевна
учитель-логопед
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) диктует внедрение новых подходов к созданию системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Отдельный раздел ФГОС содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Настоящая адаптированная программа для обучающегося с ОВЗ (УО) разработана на основе:
- Федерального закона “ Об образовании в Российской Федерации”
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
- Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».
Адресат: учащийся с умственной отсталостью (с системным недоразвитием речи).
Задачи:
Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их.
Развивать фонематическое восприятие.
Работа над анализом и синтезом звукового состава речи:
выделение звука из состава слова;
членение слов на слоги, а слоги - на звуки;
объединение звуков в слова;
членение предложений на слова.
Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
Формировать связную грамматически правильную речь:
работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение;
учить диалогической речи.
Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.
Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).
Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.
Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению).
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой. Учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 ч в год .
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. M., 2001;
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. M., 2002;
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. M., 1997. Дополнительная литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). M., 2008;
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). M., 2005;
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Ярославль, 2001г.
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;
Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.
Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя – логопеда. – М.,2001.
А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык 4». Учебник для ОО, реализующих адаптированные, основные общеобразовательные программы. М., «Просвещение»,2020г.
Планируемые результаты
Результатом усвоения курса «Коррекции устной и письменной речи» должно явиться преодоление недостатков устной речи обучающихся и нарушений чтения и письма. В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны обладать:
- чувством патриотизма, гордости за свою Родину; толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре; ответственным отношением к учёбе; - осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению; - навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни; - коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы совместно с учителем-логопедом.
Предметные результаты обучения:
Обучающийся получит возможность:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
знать правила переноса слов при письме;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
определять гласную после шипящих;
определять функцию мягкого знака (ь) как разделяющего согласный и гласный звуки;
определять названия предметов, действий, признаков;
определять разделяющую функцию ъ знака.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике);
находить предложения по цели высказывания;
находить главные и второстепенные предложения
различать предлоги;
находить родственные слова;
обозначать имена собственные.
Содержание учебного предмета.
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности |
всего | контрольные работы (заполняется при наличии ) | практические работы (заполняется при наличии ) |
Раздел 1. Тема: повторение. |
1.1-1.3 1.4 | Мониторинг. Предложение. | 3 1 | | | Состояние лексики (объём словарного запаса и его системная организация). Грамматическая компетенция (словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения).Фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза). Членить речь на предложения, предложения на слова, с использованием графических схем. Изменять окончания слов в предложении по смыслу (выделение окончаний). |
Раздел 2. Тема: звуки и буквы. |
2.1- 2.4 | Алфавит. Звонкие и глухие согласные. | 4 | | | Учить алфавит с опорой на графическое изображение порядка букв. Упражнения на запись слов по алфавиту, нахождение звонких и глухих согласных в словах. |
2.5-2.8 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 4 | | | Упражнения в различение мягких и твёрдых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (в середине и в конце слова). |
2.9-2.12 | Разделительный мягкий знак. | 3 | | | Различение на слух слов с разделительным мягким знаком. Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком. |
2.13-2.15 | Гласные после шипящих. | 3 | | | Запомнить правила написания гласных после шипящих. Упражнения на правило «Гласные после шипящих» |
2.16-2.19 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова | 3 | | | Упражнения на подбор слов для проверки парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. |
2.20-2.29 | Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные | 6 | | | Упражнение на нахождение в словах ударных и безударных гласных. Подбор слов для проверки безударных гласных ударением. |
Раздел 3. Тема: слово. |
3.1- 3.4 | Название предметов, действий и признаков. | 4 | | | Дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов).Обозначение названий графически. |
3.5-3.6 | Имена собственные. | 2 | | | Различение имён собственных в устной и письменной речи. Повторение правила написания имён собственных. |
3.7-3.10 | Предлоги | 4 | | | Дифференциация предлогов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (над, под, к, от, из,с, на, в.без, около, перед, до) |
3.11-3.13 | Разделительный твёрдый знак. | 3 | | | Различение на слух слов с разделительным твёрдым знаком. Упражнения в написании слов с разделительным твёрдым знаком. |
3.14-3.17 | Родственные слова. | 4 | | | Различение родственных слов по наличию одинакового корня. Нахождение родственных слов в различных категориях. Повторение правила написания однокоренных слов. |
3.18- 3.26 | Предложение. | 9 | | | Составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу. Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически. |
Раздел 4. Тема: Повторение. |
4.1 4.2-44.3 4.4-4.5 | Звуки речи. Слово. Предложение. | 1 2 2 | | | Упражнения на написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению Составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения |
Раздел 5. Тема: мониторинг коррекции речи. |
5.1-5.3 | Мониторинг коррекционной работы. | 3 | 3 | | Списывание. Диктант. Письмо по памяти. |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 3 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения по факту |
всего | |
1 | Повторение. Мониторинг. Словарный запас. | 1 | |
2 | Грамматическая компетенция. | 1 | |
3 | Фонетико – фонологическая компетенция. | 1 | |
4 | Предложение. | 1 | |
5 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | |
6 | Порядок букв в алфавите. | 1 | |
7 | Упражнения на запись слов в алфавитном порядке. | 1 | |
8 | Мягкий знак в конце слова. | 1 | |
II четверть |
9 | Упражнения в записи слов с мягким знаком на конце. | 1 | |
10 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | |
11 | Упражнения в записи слов с мягким знаком в середине. | 1 | |
12 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
13 | Различение слов с разделительным мягким знаком на слух. | 1 | |
14 | Гласные после шипящих. Упражнения на правило: жи-ши. | 1 | |
15 | Упражнения на правило: ча-ща. | 1 | |
16 | Упражнения на правило: чу-щу. | 1 | |
17 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | 1 | |
18 | Подбор проверочных слов к парным согласным на конце слова. | 1 | |
19 | Упражнения с парными звонкими и глухими согласными. | 1 | |
20 | Ударные и безударные гласные. | 1 | |
21 | Правописание безударных гласных. | 1 | |
22 | Правописание безударных гласных. | 1 | |
23 | Непроверяемые безударные гласные | 1 | |
24 | Непроверяемые безударные гласные | 1 | |
III четверть |
25 | Упражнения с пропущенными гласными в словах. | 1 | |
26 | Название предметов. | 1 | |
27 | Название действий. | 1 | |
28 | Название признаков. | 1 | |
29 | Упражнения в нахождении предметов, действий, признаков в предложении. | 1 | |
30 | Имена собственные. | 1 | |
31 | Имена собственные. | 1 | |
32 | Предлоги над, под, к. | 1 | |
33 | Предлоги в, из, на, с (со). | 1 | |
34 | Предлоги без, около, перед, до. | 1 | |
35 | Предлоги из-за, из-под. | 1 | |
36 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | |
37 | Различение слов с разделительным твёрдым знаком на слух. | 1 | |
38 | Упражнения в записи слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | |
39 | Родственные слова. | 1 | |
40 | Различение родственных слов по наличию одинакового корня. | 1 | |
41 | Нахождение родственных слов в различных категориях. | 1 | |
42 | Упражнения на правила написания однокоренных слов. | 1 | |
43 | Упражнения на правила написания однокоренных слов. | 1 | |
44 | Предложение. Вычленение из текста. | 1 | |
45 | Составление и распространение предложений. | 1 | |
IV четверть |
46 | Составление и распространение предложений. | 1 | |
47 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |
48 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |
49 | Нахождение главных членов предложения по вопросам, обозначение их графически. | 1 | |
50 | Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически. | 1 | |
51 | Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически. | 1 | |
52 | Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически. | 1 | |
53 | Повторение. Звуки. | 1 | |
54 | Повторение. Слово. | 1 | |
55 | Повторение. Слово. | 1 | |
56 | Повторение. Предложение. | 1 | |
57 | Повторение. Предложение. | 1 | |
58 | Мониторинг коррекции речи. Списывание. | 1 | |
59 | Диктант. | 1 | |
60 | Письмо по памяти. | 1 | |