Адаптированная рабочая программа
по технологии в 7, 8, 9 классах (для учащихся с ОВЗ: Халиев Р., Цгоев А., Хачатрян Г.)
количество часов в неделю - 2 часа, в 9кл – 1час.
| Утверждена: Директор _________/ХекилаеваЗ.Э./ Приказ №______ от ______ 2023 г. | Согласована Зам. директора по УВР _________/____________Хуриева И.З./ |
Учебники (в электронном виде): «Технология», 7, 8-9 классы, авторы Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, Е. Н. Кудакова,
А. Е. Глозман
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитание предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга.
Особенности учащегося
Данная рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета, предназначена для учащихся с ОВЗ. Для таких детей характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий образовательный уровень.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях:
В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами мышления: мыслительными операциями. Следует исключить малоупотребительную лексику, расширять словарный запас на основе инновационных слов. С целью тренировки и лучшего запоминания следует использовать разнообразные игры и большое количество иллюстративного материала. Материал для учащихся следует подбирать, учитывая степень сложности их понимания с точки зрения изученного материала или содержащие единичные незнакомые темы, о сути которых можно догадаться по сходству с подобными темами, по контексту или раскрыть их значение с помощью ранее изученного материала. При обучении необходимо использовать доступные для понимания обиходные ситуации, представляемые для учащихся практическую значимость. Обучение монологической речи следует осуществлять на знаковом материале с использованием логикосмысловых схем.
Виды коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:
-Психокоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты
-Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу
-Коррекция внимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами
-Коррекция речи через комментирование действий и правил
-Коррекция долговременной памяти через воспоминания, пояснения.
-Коррекция мышления через проведения операции анализа
-Коррекция умений сопоставлять и делать выводы
-Коррекция умений в установлении причинно-следственных связей
-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу
-Коррекция волевых усилий при выполнении задания
-Коррекция памяти через неоднократное повторение
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Материалы текущего контроля успеваемости предоставляются в формах, адаптированных к конкретным ограничениям здоровья и восприятия информации обучающихся.
Предусматривается возможность проведения текущего контроля успеваемости, рубежного контроля и промежуточной аттестации в форме работы с «Электронными тетрадями» (имеются по каждому классу).
Методические указания для обучающихся
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам необходимо больше времени уделять самостоятельной работе с учебными материалами, в том числе в электронном виде, предлагаемыми для изучения по данной дисциплине; сопоставлению материалов, записанных на аудиторных занятиях, с информацией, имеющейся в рекомендуемой литературе и на электронных ресурсах. Рекомендуется также использовать диктофоны для записи лекций, проведение дополнительных индивидуальных консультаций (по запросу).
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. При выполнении интеллект-карт обеспечивается наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
Мультимедийные презентации. Они позволяют лучше запечатлеть в сознании обучающихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие-то процессы, факты, схемы, явления; применить игровой момент.
Видеоматериалы. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, а также способствует практическому освоению учащимися умений и получению практического опыта.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения профессиональных дисциплин позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
7 класс, технология
№ | тема | по плану | по факту |
1 | Введение. Безопасная работа в компьютерном классе | | |
Методы и средства творческой проектной деятельности |
2 | Создание новых идей методом фокальных объектов. Техническая документация | | |
3 | Конструкторская документация. Технологическая документация | | |
Производство |
4 | Современные средства ручного труда. Компьютерная графика | | |
5 | Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии | | |
Технология |
6 | Культура производства. Компьютерная графика | | |
7 | Технологическая культура производства. Культура труда | | |
8 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Методы и средства творческой проектной деятельности», «Производство», «Технология» | | |
Техника |
9 | Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Компьютерная графика | | |
10 | Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания | | |
11 | Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели | | |
Технология получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов |
12 | Производство металлов | | |
13 | Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов | | |
| Особенности производства искусственных волокон, их свойства | | |
15 | Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием | | |
16 | Производственные технологии пластического формования материалов | | |
17 | Физико-химические и термические технологии обработки материалов | | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Технология получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов» | | |
Технология обработки пищевых продуктов |
19 | Характеристики основных продуктов, используемых в процессе приготовления теста. Хлеб и хлебопекарные продукты. | | |
20 | Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления | | |
21 | Переработка рыбного пищевого сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. | | |
22 | Морепродукты. Консервы и пресервы. Компьютерная графика | | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Технология обработки пищевых продуктов» | | |
Технология получения, преобразования и использования энергии |
24 | Энергия магнитного поля. Энергия электрического поля. | | |
24 | Энергия электрического тока. Компьютерная графика | | |
24 | Энергия электромагнитного поля. Компьютерная графика | | |
Технология получения, преобразования и использования информации |
25 | Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации | | |
26 | Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации. | | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Технология получения, преобразования и использования энергии», «Технология получения, преобразования и использования информации» | | |
Технология растениеводства |
28 | Грибы. Их значение в природе и жизни человека | | |
28 | Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов | | |
29 | Требования к среде и условиям выращивания грибов | | |
29 | Технология ухода за грибницами и выращивание шампиньонов и вешенок | | |
29 | Безопасные технологии сбора и заготовки грибов | | |
Технологии животноводства |
30 | Корма для животных. Компьютерная графика | | |
30 | Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления | | |
31 | Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным. | | |
31 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Технология растениеводства», «Технологии животноводства» | | |
Социальные технологии |
32 | Назначение социологических исследований. Компьютерная графика | | |
33 | Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью | | |
8 класс, технология
№ | Тема( на каждую тему 2 урока) | По плану | По факту |
1 | Введение. Безопасная работа в компьютерном классе | | |
Методы и средства творческой и проектной деятельности |
1 | Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Компьютерная графика | | |
2 | Метод мозгового штурма при создании инноваций | | |
Производство |
3 | Продукт труда. Компьютерная графика | | |
4 | Стандарты производства продуктов труда | | |
5 | Эталоны контроля качества продуктов труда | | |
6 | Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда | | |
Технология |
7 | Классификация технологий. Компьютерная графика | | |
8 | Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия | | |
9 | Классификация информационных технологий | | |
Техника |
10 | Органы управления технологическими машинами. Системы управления | | |
11 | Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики | | |
12 | Автоматизация производства. Компьютерная графика | | |
Технологии получения обработки, преобразования и использования материалов |
13 | Плавление материалов и отливка изделий | | |
14 | Пайка металлов. Компьютерная графика | | |
15 | Сварка материалов. Закалка материалов | | |
16 | Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка материалов | | |
17 | Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов | | |
18 | Особенности технологий обработки жидкостей и газов | | |
Технологии обработки пищевых продуктов |
19 | Мясо птицы. Компьютерная графика | | |
20 | Мясо животных. Компьютерная графика | | |
Технология получения, преобразования и использования энергии |
19 | Выделение энергии при химических реакциях | | |
20 | Химическая обработка материалов и получение новых веществ | | |
Технология получения, обработки и использования информации |
21 | Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации. Компьютерная графика | | |
22 | Современные способы записи и хранения информации | | |
Технологии растениеводства |
23 | Микроорганизмы. Их строение и значение для человека | | |
24 | Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зеленых водорослей | | |
25 | Использование одноклеточных грибов в биотехнологии | | |
Технологии животноводства |
26 | Получение продукции животноводства | | |
27 | Разведение животных. Их породы и продуктивность | | |
Социальные технологии |
28 | Основные категории рыночной экономики. | | |
29 | Что такое рынок. Компьютерная графика | | |
30 | Маркетинг как технология управления рынком | | |
31 | Методы стимулирования сбыта. Компьютерная графика | | |
32 | Методы исследования рынка. Компьютерная графика | | |
33 | Итоговый урок по курсу технологии 8 класса | | |
9 класс, технология
№ | Тема | По плану | фактич |
1 | Введение. Безопасная работа в компьютерном классе | | |
Методы и средства творческой и проектной деятельности |
1 | Экономическая оценка проекта. Компьютерная графика | | |
2 | Разработка бизнес-плана | | |
Основы производства |
3 | Транспортные средства в процессе производства. Компьютерная графика | | |
4 | Особенности транспортировки газов, жидкостей и сыпучих веществ. | | |
Технология и техника |
5 | Новые технологии современного производства. Перспективные материалы и технологии ХХI века. | | |
6 | Роботы и робототехника. | | |
7 | Классификация роботов | | |
8 | Направления современных разработок в области робототехники | | |
9 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Методы и средства творческой и проектной деятельности», «Основы производства», «Технология и техника» | | |
Технология производства и применения синтетических текстильных материалов и искусственной кожи |
1 | Технология производства синтетических волокон | | |
1 | Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон | | |
12 | Технология производства искусственной кожи и её свойства. Компьютерная графика | | |
13 | Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды. | | |
Технологии обработки пищевых продуктов |
4 | Технология тепловой обработки мяса и субпродуктов | | |
5 | Рациональное питание современного человека. | | |
16 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Технология производства и применения синтетических текстильных материалов и искусственной кожи», «Технологии обработки пищевых продуктов» | | |
Технология получения, преобразования и использования энергии |
7 | Ядерные и термоядерные реакции | | |
1 | Ядерная энергия. Термоядерная энергия | | |
Технологии обработки информации. Коммуникационные технологии |
9 | Сущность коммуникации. Структура процесса коммуникации | | |
0 | Каналы связи при коммуникации. | | |
Технологии растениеводства, животноводства |
1 | Растительные ткань и клетка как объекты технологии | | |
2 | Технологии клеточной инженерии | | |
3 | Технологии клонального микроразмножения растений | | |
| Технологии генной инженерии | | |
5 | Заболевания животных и их предупреждение | | |
26 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Технология получения, преобразования и использования энергии», «Технологии обработки информации. Коммуникационные технологии», «Технологии растениеводства, животноводства» | | |
Социальные технологии. Менеджмент |
7 | Что такое организация | | |
8 | Управление организацией | | |
2 | Менеджмент. Менеджер и его работа | | |
3 | Методы управления в менеджменте | | |
3 | Трудовой договор как средство управления в менеджменте | | |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальные технологии. Менеджмент» | | |
3 | Итоговый урок по курсу технологии 9 класса | | |
33