СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Скандинавская ходьба- путь к здоровью"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительном направлению "Скандинавская ходьба- путь к здоровью"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Скандинавская ходьба- путь к здоровью"»







1.Пояснителная записка



Рабочая модифицированная программа по курсу внеурочной деятельности «Скандинавская ходьба» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ОВЗ

  3. Примерной адаптированной основной образовательной программы НОО для слепых и слабовидящих детей.

  4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Образовательная программа «Скандинавская ходьба» разработана для учащихся 5- 10 классов ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида, имеет спортивно-оздоровительную направленность. Она предполагает обучение детей с ограниченными возможностями зрения передвижению ходьбой с отталкиванием палками и развитие общей выносливости, а также формирование культуры и правильной техники движений, укрепление здоровья и формирование навыков проведения самостоятельных занятий и приемов самоконтроля.

Новизна и оригинальность программы в том, что она позволяет научить учащихся с ограниченными возможностями зрения технике скандинавской ходьбы, правилам подбора инвентаря, методике проведения самостоятельных занятий и приемов самоконтроля.

Занятия не требуют дорогостоящего оборудования и проводятся на свежем воздухе в ближайшем ландшафтном парке и в лесу, что создает дополнительные благоприятные условия для оздоровления учащихся. Программа позволяет в сравнительно короткие сроки освоить технику ходьбы и методику подбора и регулирования нагрузки при проведении самостоятельных занятий.

Скандинавская ходьба – доступное всем физическое упражнение. К занятиям ею практически нет противопоказаний. Огромное внимание уделяется организации самостоятельных тренировочных занятий. На занятиях воспитанники познакомятся с основными принципами и методами организации тренировок, правилами контроля и регулирования нагрузки.

Актуальность программы для детей имеющих нарушения зрения , ведущих малоподвижный образ жизни, очень высока Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни.

Проведение совместных тренировочных занятий будет способствовать не только увеличению двигательной активности детей с нарушением зрения но и формированию навыков здорового образа жизни, привлечению к регулярным занятиям физическим упражнениями.

Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости школьников в свободное время, формирует у них культуру движений и содействует формированию здорового образа жизни.

Занятия скандинавской ходьбой являются хорошим стимулом для регулярных тренировок, а прогулки на природе способствуют общему оздоровлению учащихся.

Использование разных мест прогулок делает занятия немонотонными, постоянно поддерживает интерес к прохождению программы.

Цель программы: Всестороннее развитие личности с помощью овладения школьниками 5-10 классов основами скандинавской ходьбы

Задачи программы:

  • Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

  • Формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных действий.

  • Развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей.

  • Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, сознательное применение их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

  • Воспитание нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

  • Формирование коммуникативных навыков при работе в малых и больших группах.

  • Формирование у учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве, умения пользоваться спортивным инвентарем (с использованием сохранных анализаторов).



Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по скандинавской ходьбе являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по скандинавской ходьбе являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по скандинавской ходьбе являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития скандинавской ходьбы

характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять скандинавскую ходьбу как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия по скандинавской ходьбе с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.



2.Общая характеристика курса.

Техника скандинавской ходьбы включает в себя два вида спорта: лыжных гонок – это имитация лыжного классического хода и спортивной ходьбы. Что позволяет успешно развивать следующие физические качества: специальную выносливость, скоростно–силовые качества, координации, гибкость. Использование скандинавской ходьбы в рамках учебного процесса позволяет реализовать образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Что очень важно для полноценного развития школьников с ОВЗ по зрению. Программа направлена на формирование знаний, позволяющих учащимся ориентироваться в методических основах физической культуры и ЗОЖ, в познавательной и практической физкультурно-спортивной деятельности.


3. Место курса в учебном плане

Сроки реализации: 1 учебный год, по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Форма занятий – групповая и индивидуально-групповая. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1часу. Кроме того, программа предусматривает организацию дополнительных самостоятельных занятий – не менее двух часов в неделю.


4. Содержания программного материала

1. «Основы знаний по скандинавской ходьбе»

1.1 История происхождения скандинавской ходьбы. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летние время, в отсутствие снега. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересеченной местности, в то время еще с простыми лыжными палками. В своем современном виде скандинавская ходьба появилась в Финляндии весной 1997 году. Марко Кантанева на базе спортивного училища в Виерумяки развивал направление, которое в шутку называли «Ходьба на палках». В 1997 году компанией Exel начала производство спортивных палок АО Exel. Весной 2000 года была создана Международная Ассоциация Финской Ходьбы- ONWF.

1.2 Правила поведения на занятиях: знакомство со спортивным инвентарем – палками для ходьбы. Самостоятельный выбор высоты палок. Основные требования к спортивной форме для занятий на улице. Построение, передвижение во время занятия.

1.3 Олимпийское движение: Первые Олимпийские игры, основатель Олимпийских игр, Олимпийское движение. Олимпийские виды спорта (зимние, летние). Олимпийские чемпионы. Олимпиада в Сочи – 2014.

1.4 Формирование здорового образа жизни: Режим дня, значение утренней зарядки. Правильное питание. Закаливающие процедуры.

2. «Физическое совершенствование»

2.1 Освоение техники движений. Освоение передвижения скандинавской ходьбой (ног, рук, туловища). Освоения техники подъема и спуска. Техники ходьбы по асфальту. Обучение подводящих имитационных упражнений лыжного хода: переменная, одновременная работа рук. Освоение упражнений: шаговая и прыжковая имитация классического хода.

2.2. ОРУ: С палками, без палок направленные на развитие: гибкости, координацию, ловкости, внимание, силы. Суставная гимнастика.

2.3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой: «Кошка», «Ладошки», «Насос», «Обними плечи», «Повороты», «Китайский болванчик», «Перекаты», «Шаги

2.4. Подвижные коррекционные игры и эстафеты.

Игровая направленность на: закрепление и совершенствование навыков ходьбы с палками, развитие скоростных способностей; закрепление и совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие скоростно – силовых способностей; овладение в играх элементарными умениями в ловле, бросках, развитие координации, ловкости, внимания.

  1. Примерное распределение учебного времени

№ п/п

Разделы программного материала


1.

Основы знаний о скандинавской ходьбе

4

2.

Физическое совершенствование


2.1

Освоение техники движений:

- Обучение техники движения рук и ног;

- Обучение техники передвижения: по прямой, «змейкой», по кругу;

- Обучение техники спуска и подъема;

- Обучение техники ходьбы по асфальту.

16


2.2

ОРУ (с предметами, без предметов)

В течение занятия

2.3

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

В течение занятия

2.4

Коррекционные игры

11


2.5

Контрольные нормативы

3


Всего:

34 часа





Способы определения результативности

Результативность освоения программы можно будет оценить по трем параметрам:

– умению технически правильно выполнять ходьбу;

– умению справляться с предлагаемыми нагрузками согласно своему возрасту;

– реакции организма на выполняемую нагрузку (пульс, частота дыхания и др.).

Мониторинг

В процессе освоения программы будет осуществляться педагогический мониторинг, включающий диагностику личностного роста и продвижение, а также мониторинг образовательной деятельности, включающий в себя самооценку занимающегося, ведение дневника тренировок.

Виды контроля

Начальный – проводится с целью определения исходного уровня развития выносливости.

Текущий – проводится с целью определения динамики развития выносливости.

Итоговый – проводится с целью определения решения основных задач программы.

Формы подведения итогов

Программой предусмотрены три вида контроля, но определяющим является итоговый. Под ним понимается прохождение контрольной дистанции (согласно возрасту). Итоги подводятся на основании трех критериев:

– технике выполнения ходьбы;

– показанному результату;

– прогрессу за период обучения.

Условия реализации программы

Учебными базами для выполнения программы являются парк п. Загорс , школьная территория

Необходимый спортивный инвентарь и оборудование:

– палки для скандинавской ходьбы разной длины;

– резиновые эластичные бинты;

– эспандеры;

– утяжелители;

– секундомер;

– видеоматериалы по технике скандинавской ходьбы на www.youtube.com

– обучающий видеокурс по скандинавской ходьбе;

–сайтwww.nordicstick.ru


  1. Тематическое планирование


№ урока

Тема

Тип

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Контроль

предметные

метапредметные

личностные

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться


Скандинавская ходьба - 34часа

1

Теория: Основные знания скандинавской ходьбы

Изучение нового материала

Дальнейшее знакомство с видом двигательной активности – скандинавская ходьба

Закрепить умениям и навыки использования спортивного инвентаря

Ознакомиться с историей происхождения скандинавской ходьбы, с прикладным значением данного вида

Проявлять интерес, любознательность к новому виду двигательной активности.

Определять и кратко характеризовать новый вид двигательной активности – скандинавская ходьба

Беседа,презентации, оценочные суждения.


2 -6

Обучение техники движения рук и ног

Комплекс ОРУ № 1,2

Подвижные игры: «Быстрые детки»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: «Ладошки», «Повороты», «Насос»

Дальнейшее обучение техники движений.

Обучение правил игры с палками

Правильно выполнять основные движения при ходьбе с палками. Знать и соблюдать правила игры. Самостоятельное проведение и выполнение 1 -2 упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой

Применять жизненно – важные двигательные навыки и умения различными способами

Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

Выявлять различие в основных способах передвижения человека

Контрольное выполнения техники передвижения скандинавской ходьбой

7 -8

Закрепление техники передвижения: по прямой, «змейкой», по кругу, по диагонали

Комплекс ОРУ № 3

Подвижные игры: «Занять место»,«Следопыт»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: «Ладошки», «Повороты», «Насос»

Закрепление раннее изученного материала

Правильно выполнять основные движения при ходьбе с палками передвигаясь по пересеченной местности и парковой зоне

Применять жизненно – важные двигательные навыки и умения различными способами; применять их в игровой деятельности

Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления. Наблюдать за природными явлениями (в игре)

Проявлять инициативность, самостоятельность, лидерские качества в игре.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма

Контрольное выполнения техники передвижения скандинавской ходьбой

9

Теория: Правила поведения на занятиях

Закрепление раннее изученного материала

Знакомство с правилами поведения на занятиях

Строго соблюдать правила техники безопасности

Владеть основами ОБЖ, валеологии

Проявлять дисциплинированность, турбулентность к сверстникам

Овладеть жизненно важными знаниями

Видеосюжеты из жизни класса, дискуссия.

10 -14

Дальнейшее обучение техники спуска и подъема Комплекс ОРУ № 4,5

Подвижные игры: «Слалом на спуске» , «Все по местам», «Следопыт»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: «Ладошки», «Повороты», «Насос», «Кошка»

Закрепление раннее изученного материала.

Самостоятельное участие в организации игровой деятельности

Правильно выполнять технику ходьбы со спусков, на подъемах (работа ног, рук, туловища) .

Правильно выполнять вдох, увеличивая кол-во серий до 3-х

Применять жизненно – важные двигательные навыки и умения различными способами; применять их в игровой деятельности

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи и взаимопонимания

Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности

Описывать технику физических упражнений;

Проявлять качества силы и координации при выполнении упражнений

Контрольное выполнения техники передвижения скандинавской ходьбой

15 -19

Дальнейшее обучение ранее изученного материала. Развитие общей выносливости

Комплекс ОРУ № 6,7

Подвижные игры: «Кто дальше», «Гусеница»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: «Ладошки», «Повороты», «Насос», «Кошка»

Закрепление изученного материала

Правильно выполнять технику ходьбы с палками по пересеченной местности

Применять жизненно – важные двигательные навыки и умения различными способами

Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

Выявлять различие в основных способах передвижения человека

Тест на развитие физических качеств

(скоростно-силовой выносливости)

20

Теория: Олимпийское движение

Изучение нового материала

Знакомство с новым материалом о Олимпийском движении

Овладеть знаниями в области Олимпийского движения

Ознакомиться с историей летних и зимних Олимпийских игр и Олимпийскими чемпионами

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие , турбулентность к сверстникам

Овладеть знаниями истории, географии

Беседа, доклад, просмотр презентаций

21 -25

Дальнейшее обучение ранее изученного материала. Развитие общей выносливости

Комплекс ОРУ № 8,9

Подвижные игры: «Следопыт», «Слалом на равнине»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: «Ладошки», «Повороты», «Насос», «Кошка», «Китайский болванчик»


Закрепление изученного материала

Правильно выполнять технику ходьбы с палками по пересеченной местности

Применять жизненно – важные двигательные навыки и умения различными способами

Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

Выявлять различие в основных способах передвижения человека

Контрольное занятие в парковой зоне

26 -29

Дальнейшее обучение техники ходьбы на асфальте. Комплекс ОРУ № 10,11

Подвижные игры: «Нападение акулы», «Быстрые детки»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: «Ладошки», «Повороты», «Насос», «Кошка», «Перекаты»

Закрепление раннее изученного материала

Правильно выполнять технику ходьбы с палками на асфальте. Самостоятельно организовывать и проводить игры.


Применять жизненно – важные двигательные навыки и умения различными способами

Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

Выявлять различие в основных способах передвижения человека

Контрольное выполнения отдельных элементов техники передвижения

Или демонстрация отличий скандинавской ходьбы по разным покрытиям

30 -33

Мониторинг

Оценка индивидуального прироста физических качеств

Правильно выполнять технику упражнений

Применять жизненно – важные двигательные навыки

Владеть основами тестирование

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие , турбулентность к сверстникам

Овладеть знаниями в области физической культуры

Контрольные нормативы

Расчет по формуле Усакова

34

Формирование здорового образа жизни

Знакомство с новым материалом

Пользоваться и владеть данной информацией

Применять жизненно – важные двигательные навыки и умения различными способами

Ознакомиться режимом дня.принцыпами закаливания.правильным питанием

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы

Овладеть знаниями ЗОЖ

Дневники наблюдения








7.Список литературы

  1. Копылов Ю.А. Скандинавская ходьба с палками. // Журнал «Физическая культура в школе». 2014. – № 6.

  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1976.

  3. Машковцев А.И. На четырех ногах. // Журнал «Спорт в школе». 2014. – № 9.

  4. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Секреты известного тренера. – СПб: Питер, 2015.

  5. Полюхин В.А. Палочки-выручалочки или Скандинавская ходьба по-пензенски. – Пенза: Классный журнал. – 2013. – № 5.

  6. Полюхин В.А. Скандинавская ходьба на просторах Пензенской области. // Статья в итоговом сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура и массовый спорт в основе здоровьесберегающих технологий, роль науки в повышения эффективности управления подготовкой спортсменов на многолетних этапах». – М.: ФНЦ ВНИИФК, 2013.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!