СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивный ребенок

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время детская агрессивность является одной из наиболее острых проблем общества. Число детей с агрессивным поведением стремительно растет, поэтому данная тема является актуальной.

Просмотр содержимого документа
«Агрессивный ребенок»

Агрессивный ребенок

Проявления агрессии, злости — естественны, хот и пугают многих родителей. Ребенок не

может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость — это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Часто агрессии — отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессии может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявлении злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Ваш ребенок может проявлять агрессию, если:

  • Его обижают, унижают. Несправедливое отношение может вызвать здоровую злость,

  • которая зачастую позволяет ребенку защитить и отстоять себя.

  • Кто-то нарушил его личностные границы: забрал у него игрушку, причинил ему физическую боль, прервал игру, разговор и т.д.

  • Он устал, болен или сильно напуган. Злость может быть выражением бессилия.

  • Вы мало обращаете на него внимания. Ему не хватает любви и тепла, он использует злость, чтобы обратить ваше внимание на себя.

  • Кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен. Ребенок, копиру поведение взрослых, может считать, что вести себя таким способом — это естественно.

  • Он по каким-то причинам не чувствует себя защищенным. Он может нападать на других, пытаясь «опередить» воображаемого агрессора.

  • Он привык считать себя плохим, потому что им часто недовольны.

  • Чужую критику и недовольство ребенок не может долго носить в себе, он пытается от них избавиться, осуждая критикуя других.

  • Он пережил какое-то травматическое событие: горе, перемену места жительства, сильный страх, насилие, стресс.

Формы проявления агрессии

Агрессия может выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников; и физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка. Агрессия может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас; ябедничает; провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых; манипулирует другими.

Приемлемые формы (которые можно поддерживать):

Можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны и т.д.); играть с предметами (разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки); выражать протест («нет!»), желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки (если это не очень дорогие во всех смыслах предметы); бить подушки, спортивные груши; бороться с кем-нибудь (по обоюдному согласию); заниматься спортивными играми, единоборствами.



Неприемлемые формы (которые стоит останавливать):

Не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам (в том числе к животным), манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.

Вам как родителям важно:

  • Самим или с помощью психолога выяснить первопричины агрессивного поведения.

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Осознавать, что в действительности агрессивное поведение — это порой лишь отчаянна попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание. Злость ребенка не делает его плохим, обычно она — естественное выражение его неудовольствия; энергия, позволяющая защитить самого себя.

  • Знать, что жесткое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимание на агрессивные реакции, ребенок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно. Важно быть последовательным и учиться твердо, но неагрессивно реагировать на нежелательное поведение ребенка. Обсуждать следует поступок, а не ребенка в целом. Ребенок должен понимать, что вы любите его, но вы против того, как он сея ведет.

  • Понимать, что частые наказания, приказы и запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляема агрессии может перейти в аутоагрессию (агрессию по отношению к себе), которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм, постоянных болезнях и т.п., или привести к появлению в характере пассивно-агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окружающих людей.

  • Спокойно относиться к происходящему, в случае незначительной агрессии по возможности игнорировать ее. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выслушать его и переключить его внимание на что-то другое.

  • Контролировать собственные негативные эмоции. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции у родителей раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребенка чувств и сохранить с ним добрые, конструктивные отношения.

  • Понимать, что, когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же как и вы — на выражением своей.

  • Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие модели выражение этой эмоции, скорее всего, будет копировать ребенок.

  • Избегать просмотра телевизионных передач и т.п. агрессивного содержания.

  • Учить его:

    1. понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей;

    2. сопереживать другим людям;

    3. выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие;

    4. отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужие;

    5. осознавать ответственность за свои поступки.

  • Относиться к окружающему миру и своему малышу позитивно.

Если вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребенка, если они проявляются

постоянно и приобретают форму жестокости — обязательно обратитесь к специалисту —

психологу или психоневрологу!

Положительные изменения возможны, только если вы будете последовательными.

Важно терпение и внимание к ребенку, его чувствам, его нуждам и потребностям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!