СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача, стоящая перед школой и каждым педагогом, - дать ученику надлежащее и качественное образование

Просмотр содержимого документа
«Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Из опыта работы

Тема опыта: Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках математики


Научное обоснование: Главная задача, стоящая перед школой и каждым педагогом, - дать ученику надлежащее и качественное образование. 

Результаты ВНО - показатель качества образования, которое дети получили в школе. Роль и значение математики неоценимые, непрерывно растут в современной жизни. Важнейшая задача школы по вопросам обучения математики - давать учащимся глубокие и прочные знания, прививать навыки и умения применять их в жизни, на практике. Школа должна научить каждого своего выпускника находить пути решения проблем, формировать у школьников способность к самостоятельному, творческому мышлению. Учитель состоялся тогда, когда он видит у школьников, которых обучает и воспитывает, результат. Каждый учитель несет ответственность за то, какими ученики вышли из его урока. То есть, после урока у детей не должна погаснуть жажда знаний и любовь к жизни. На уроке ученик должен получать знания и учиться ими оперировать, тратя на это лишь крохи своих сил. Если ребенок в течение урока работала - училась устанавливать взаимосвязи между явлениями и предметами, объяснять, аргументировано воспроизводить усвоенное, защищать свое мнение, и при этом не потеряла веры в себя, то урок не прошел зря. Не только мне, но и каждому учителю важно видеть, что дети получают наибольшую радость и удовольствие от работы на уроке; что глаза у детей загораются в тот момент, когда их учат чему-то значительному, важному в жизни, а не для получения оценки. С одной стороны стоит цель - научить ученика оперировать математическими понятиями, использовать знания при решении прикладных задач. С другой стороны, стандарт математического образования требует от учителя приемов, которые помогали бы получать знания для решения определенных задач, самостоятельно их формулировать. Возникает проблема: Как преподавать математику, чтобы у школьников не терялась заинтересованность к предмету? Неутерянная заинтересованность - это и активизация познавательной деятельности, и качество знаний и результативность. Как помочь развить у учеников познавательный интерес, как добиться того, чтобы на уроках математики не было бы равнодушных наблюдателей, а лишь - активные участники учебного процесса? Раскрыть личность учащегося возможно, если учитель идет на урок не только со знанием учебного материала, методов и приемов обучения, набором интересных задач и умением их решать, но и с разнообразными и интересными способами и приемами организации труда учащихся. В наше время существенное внимание уделяется поиску средств активизации учебного процесса, вопросам заинтересованности учащихся в изучении предмета вообще и учебного материала в частности, их деятельности в течение урока. Работая в школе более 20 лет, я изучала передовой педагогический опыт учителей - математиков области, страны и накапливала свой собственный.

Возможность творческого использования опыта:

• Проведение открытых уроков;

• Обсуждение материалов на школьном методобъединении;

• Выступления на педсоветах школы с докладами;

• Выступления на городском методобъединении;

• Выступление на педагогической конференции;

• Проведение на уровне города Мастер - класса.


Технология опыта: Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач - важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей. Особое внимание заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующее, своей простотой увлекают и слабых учащихся, создают в классе атмосферу соревнования. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Систематическое проведение устных вычислений повышает интерес к математике, их выполнение заставляет учащихся отступать от шаблонов, повторять изученный материал. Проведение устных вычислений помогает дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности, умение ценить и беречь время. Если мы научим учащихся правильно и быстро вычислять, не используя ни бумагу, любые вычислительные устройства, то этим воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять учебные задания. Для успешного обучения вычислениям необходимо уделять пристальное внимание организации и методике проведения устной работы на уроке. В разных методических источниках рекомендуют проводить устную работу хотя бы один раз в неделю. Но я, с целью выработки прочных навыков, провожу устную работу на каждом уроке, в каждом классе. При подготовке к уроку я обозначаю объем и содержание устных упражнений. Эти упражнения нужны для повторения предыдущего материала, изложение нового материала, постановки проблемных ситуаций, проверки знаний теоретического материала. При подготовке к уроку я решаю на каком этапе необходимо провести решения устных упражнений: при проверке домашнего задания, при актуализации опорных знаний, при закреплении нового материала или при подведении итога урока. Хорошо развитые у учащихся навыки устного вычисления - одно из условий их успешного обучения в старшей школе. Начинаю обращать внимание на устные упражнения с момента, когда ученики переходят ко мне из начальной школы. Именно в пятых - шестых классах мы закладываем основы обучения математике наших детей. Не научим считать в этот период - будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи. Устные упражнения необходимо начинать с простых задач, так, чтобы ученики начиная с них, а постепенно переходили к более сложных задач. Если сразу обрушивать на учащихся сложные устные упражнения, то дети будут проявлять собственное бессилие, будут растеряны и их инициативу будет подавлено. Следует выделить два вида устных упражнений. Первый - зрительно - слуховой. Учитель не только называет число, с которым надо работать, но и записывает его на доске, или на карточках. Подкрепил слуховое восприятие учеников зрительными, учитель облегчает процесс вычисления. Но само запоминание чисел, над которыми проводятся действия - важный момент устной работы. Ученики, которые не смогут удержать в памяти числа, в практической работе становятся плохими вычислителями. Поэтому не следует недооценивать второй вид устного вычисления, когда числа воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают. Этот вид работы намного сложнее, но и более эффективный. Надо сделать так, чтобы устное вычисление воспринималось учениками среднего звена как интересная игра.


Есть очень много форм и приемов устного вычисления. Я пользуюсь следующими:

1. Карточки для устного вычисления по основным темам.

2. « Эстафета». На доске записаны примеры для каждого ряда. Первые ученики каждого ряда вместе подходят к доске, устно решают и записывают ответ, затем возвращаются на место, за ними выходят другие по очереди ... Побеждает та команда, которая быстрее сделает это задание.

3. "Не лови гав"» Ученики каждого ряда получают карточку. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит много точка. Что спрятано за много точкой, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, даст ему ответ своей задачи. Здесь учащиеся должны быть внимательными, потому что ошибка одного может перечеркнуть работу всего ряда.

4. «Поиск». На доске поданы два столбика. Первый столбик - условия примеров. Второй - ответы, размещенные в хаотичном порядке. Нужно соединить примеры с их ответами. Эту работу можно проводить индивидуально или коллективно. В первом столбце могут быть примеры, уравнения, несложные задачи.

5. «Песчаные часы». Формы использования устных упражнений разнообразны. Очень полезное фронтальное опроса после изучения темы, или какого-то раздела. Но когда идет закрепление темы, то детям нравится игра «Песчаные часы». За одну минуту (время проверяем с помощью песчаного часов) ученик должен сказать 12 правил, которые вспомнит. 12 правил - 12 баллов. Опыт работы показывает, что устные упражнения при умелом использовании играют важную роль в повышении эффективности урока, но для этого надо знать класс, индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать оптимальный вариант, темп, содержание, формы и средства проведения этого вида работы. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития. Но ученикам нужно приобретать навыки не только устного вычисления, но и письменного. Для этого я использую карточки для развития скорости письменного вычисления. Как показывает практика ученик усвоил тему, если решает пример и записывает ответ по 4 - 7 секунд. В этом случае можно говорить, что навыки вычисления доведены до автоматизма.

Карточки можно сделать по разным темам отдельно или собрать примеры из нескольких тем. Каждая карта вмещает 4-6 столбцов примеров. В каждом столбике до 40 примеров (зависит от сложности). Если ученик решает столбик за 5 - 6 минут, то он имеет хорошую подготовку. Чтобы достичь лучших результатов, надо чаще выполнять такие задачи. Эти карточки можно использовать не только на уроках, но и дома под надзором родителей.

Современным методом обучения и воспитания, что способствует оптимизации и активизации учебного процесса и позволяет показать интересные и увлекательные стороны математики, дидактическая игра. Дидактические игры хорошо сочетаются с серьезным обучением. Включение в урок дидактической игры и игровых моментов приводит к тому, что процесс обучения становится интересным, создает бодрое, направленный на работу настроение у учащихся, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. Используя игру, мы сохраняем интерес школьников к ней. При его отсутствии ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как принудительная игра теряет свое дидактическое и развивающее значение. При наличии интереса дети участвуют в игре и учатся с удовольствием, что положительно влияет на усвоение ими знаний.


При применении игры как момента урока, при организации урока - игры прежде всего необходимо продумать и учесть следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие математические умения и навыки должны усвоить учащиеся во время игры? Какие воспитательные цели ставим во время проведения игры?

2. Определение количества игроков. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества учащихся. Это следует учитывать.

3. Подбор дидактических материалов и пособий, которые понадобятся для игры.

4. Продумывать вопрос наименьшей траты времени для ознакомления учащихся с правилами игры.

5. Определить продолжительность игры.

6. Планирование средств обеспечение участия всех школьников в игре. Наблюдения за учениками во время игры.

7. Предсказание возможных изменений.

8. Планирование выводов игры (самые удачные моменты, недостатки, оценки учащихся, проблемы дисциплины, результат усвоения математических знаний).


Игровые формы занятий применяю во время проверки результатов обучения, проработки навыков, формирования умений.

1. Математическое лото. Эту игру можно провести как в парах, так и всем классом. Работа в парах. На каждой парте лежит конверт, в котором находится большая карта поделена на прямоугольники и маленькие карточки. В каждом прямоугольнике -ответы, на маленьких карточках записаны условия примеров. Карт с условиями должно быть больше на 1 - 2. Ученики решают задания на карточке и накрывают ею ответ на большой карте. Карточки накрываются ответом вниз, а сверху рисунок. Если ученики решат все верно, то получат рисунок. Когда работаем всем классом, одна большая карта рассчитана на группу из 5 учеников, а все маленькие карточки с условиями находятся у меня. Я диктую условие, дети ищут ответ, у кого этот ответ, тот забирает эту карточку себе и накрывает ею ответ. Какая группа быстрее накроет свою карту, та и побеждает. Но, чтобы не перебрать время, я корректирую упражнения.

2. Математическое домино. Эта игра рассчитана на индивидуальную работу. Домино состоит из 12 карточек, каждая из которых разделена чертой на две части. На одной записано задание, на второй-ответ к другой задаче. И прошит полиэтиленовый кулек, куда ребенок выкладывает домино. Первую карточку я кладу в кулек сама. Если ученик все верно сделал, то на обратной стороне он получит рисунок.

3. Контролирующее устройство «Огонек». Среди известных методов педагогической диагностики наиболее важным для обучения является метод тестирования. Чтобы этот метод сделать игровым я использую это устройство.

4. «Художник». Эту игру можно проводить на уроке геометрии об изучении геометрических фигур. Изобразить человека или животное с помощью известных геометрических фигур. Игру «Художник» я провожу и при изучении темы: «Координатная плоскость». На уроке каждый ребенок получает карточку с координатами точек. Задача: изобразить точки и последовательно соединить их. Рисунок получили? Сильным даю сложный рисунок, слабым - простой. Чтобы каждый ученик при правильном выполнении имел результат-рисунок. А дома дети должны сделать свой рисунок и зашифровать его с помощью координат точек. В старших классах такую игру провожу при повторении материала «Функции и их графики».

5. Математический биатлон. Детям очень нравится соревноваться. Даже очень грустные вещи, завернутые в соревновательную оболочку, вызывают у них интерес. Математический биатлон - тренажер, использующий тягу детей к соревнованию. В настоящем биатлоне нужно быстро бежать и метко стрелять, а в математическом - надо быстро вычислять, но не ошибаться. Промах - ошибка. На математический биатлон желательно забирать весь урок. Но нам всегда не хватает времени, поэтому можно брать небольшую часть урока. В разработках уроков я привела пример одного варианта, но на урок (если проводим весь урок) нужно сделать не менее десяти вариантов. В начале соревнования ученик получает листок с заданием, выполняет его. Ответ записывает в столбике справа, сверху подписывает фамилию. После выполнения примеров первого варианта, ученик бежит к столу учителя и получает новый вариант. Учитель ножницами отрезает полоску с ответом, оставляет ее у себя, а в письме замечает, какой вариант сделал ученик, чтобы не было повторов. За правильный ответ - 1 балл, за неверный - балл снимается. Если на это отводить не весь урок, то сильные дети смогут успеть сделать 2 варианта, а слабые дети - один. Когда подбираем задания для вариантов надо учитывать и сильных детей и слабых. Поэтому рекомендую варианты делать по уровням. Сильные варианты давать сильным, простые - слабым, но, желательно, чтобы дети об этом не знали. Только тогда будет интересно соревноваться всем ученикам.

6. Шифровальщик. Детям предлагается карточка с набором примеров. Вместо ответов стоит определенная буква. Решил примеры и расположив буквы в порядке возрастания или убывания ответов ученик должен разгадать слово или словосочетание. Зашифровывать можно названия сказок, имена героев, известные высказывания. Эта игра позволяет сочетать знания математики и украинской литературы, математики и естествознания, математики и истории.

Кроме игровых элементов, о которых было сказано выше, провожу уроки - игры: урок - сказка, урок - КВН, урок - дублеров. Очень хорошо способствуют развитию творческой и познавательной деятельности внеклассные мероприятия, которые провожу в виде игр, соревнований, олимпиад.


Проверка знаний, умений, навыков - важные составляющие учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель устанавливает, как ученик усваивает учебный материал, движется в своем развитии. Контроль усвоения изученного обычно начинается с проверки домашнего задания.

Я осуществляю с помощью следующих форм.

1. Самопроверка по образцу(образец на доске). В начале урока тетради закрыты. Учащиеся сначала изучают образец, комментируют его. Затем проверяют домашнее задание в тетрадях и исправляют ошибки, если они есть.

2. Проверка по образцу. Ученики проверяют домашнее задание своего соседа по образцу на доске.

3. Проверка с помощью консультантов.

4. Проверка с помощью устных упражнений. Как проверить усвоение учениками материала? Я провожу самостоятельную работу с помощью «копирки». Дети имеют копирку и чистый лист бумаги. В начале самостоятельной работы дети под лист в тетради кладут чистый лист, а между ними копирку. После выполнения работы тетрадь остается у детей, а копии сдаются учителю. За тетрадью мы проверяем правильность выполнения самостоятельной работы и учителю анализируем ее.

При изучении математики очень полезно предлагать ученикам задачи на вычисление по готовым рисункам. Если я хочу, чтобы дети решали такие задачи устно, то заранее, на каждую парту кладу карточку с готовыми рисунками. Но, если надо выполнить задачи письменно, чтобы не тратить время на выполнение рисунков, предлагаю использовать карточки с калькой для индивидуальных упражнений. Основа карты сделана из плотной бумаги. На ней пишу условие и делаю основной рисунок, затем сверху крепится или калька, или полиэтилен такого же размера, что и карта. Ученик выполняет задания и отдает учителю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!