СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные вопросы обучения естествознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал посвящен современным подходам в обучении естествознанию

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы обучения естествознанию»

Дульман Валерия Григорьевна, преподаватель Хабаровский автомеханический колледж, г.Хабаровск

Актуальные вопросы обучения русскому родному языку

Ключевые слова: русский родной язык, УМК, подход в преподавании, коммуникативная культура

Говоря о современных подходах в обучении русскому языку, нужно остановиться на преподавании русского родного языка. Затруднения и проблемы в освоении предметов русский язык и русский родной язык схожие. Ученик работает с текстом, но зачастую не знает лексического значения отдельных слов, оттенков их употребления, переносного значения. А самое главное, обучающийся не понимает, что в тексте слово может приобретать новые смысловые оттенки.

Какой путь выбрать для овладения русским родным языком? Этот путь подсказан многолетней практикой. Многие известные лингвисты и методисты предлагают ориентироваться на текст.

Актуальность этого подхода обусловлена, во-первых, снижением уровня общей речевой культуры школьников, для которых характерно «тестовое» и «клиповое» сознание;

во-вторых, задачами, стоящими перед современной школой, которая выходит на новый уровень развития;

в-третьих, необходимостью формирования коммуникативной культуры школьников на основе обучения их эффективной текстовой деятельности.

Цели изучения предмета «Русский родной язык»

В содержании курса предусматривается расширение сведений, связывающих русский язык с культурой, государством и обществом. Программа отражает социокультурный контекст существования русского языка, языковые аспекты, которые имеют культурно-историческую обусловленность. В процессе изучения русского родного языка происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивается его абстрактное мышление, память и воображение, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию гражданственности, патриотического чувства, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Важным компонентом работы является понимание ценностных ориентиров курса «Русский родной язык».

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Все эти ценности можно прочувствовать, понять, осознать, работая с текстами духовно-нравственной тематики. С точки зрения теории речевой деятельности, за текстом, являющимся цельной речевой единицей, стоит смысловая система его автора, которая обеспечивает как образование текста, так и его понимание. Поэтому текст может рассматриваться как основа для моделирования картины мира.

Если в начальной школе у обучающегося не появится потребность уточнять лексическое значение слов, выстраивать ассоциативные связи между словами, то в среднем и старшем звене школы понимание родного языка очень затруднено.

Авторами УМК «Русский родной язык» правильно определены цели изучения русского родного языка в начальной школе. Определен как важный компонент этап вдумчивого знакомства с фактами истории языка, расширения представления о русском языке как о духовной и культурной ценности народа. Не менее важно для овладения речью овладение функциональными различными типами высказываний и средствами связи предложений в тексте.

Третий блок курса «Русский родной язык» раскрывает секреты речи и текста. Он является одним из самых важных содержательных блоков программы.

Целесообразно в любой урок по тексту вводить элементы исследования, которое так или иначе приводит к выводу, что текст нужно рассматривать как речевое произведение.

Обучение элементам лингвистического анализа текста, можно начинать с восстановления текста.

Правила составления текста

1. Прочитайте текст. Определите основную мысль

Вспомним правила составления текста

«Собирая» текст из предложений, помним, что

1. В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы мысль, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения.

2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств.

3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности.

4. Определить, к какому стилю речи относится текст? Устно аргументировать свой ответ.

Работая с публицистическими текстами, мы приходим к выводу, что авторы говорят вечных ценностях: о мужестве, о справедливости, о охране природы, о прекрасной человеческой черте доброте, - иначе говоря, поднимают важные проблемы. Так как в тексте ярко выражена авторская позиция, учащийся может убедиться, что доброта и другие человеческие качества раскрываются в умении чувствовать другого человека и сопереживать ему. Исследуя, как в тексте используется особая эмоционально-психологическая лексика (познание, чувствование, отзывчивость и др.), учащиеся приходят к пониманию особенностей публицистического стиля. Знакомясь со сферами употребления публицистического стиля в общественно-экономических, политических, культурных отношениях, ученик видит образцы в газетах, журналах. Определение задачи речи (информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям) помогают определить стилевые черты публицистического стиля, а именно: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

Какими наблюдениями хочется поделиться?

Если в обучении русскому родному языку создаются условия, важные для успешной текстообразующей деятельности, то обосновано применение и продуктивных методов обучения. Кроме того, создание собственных текстов на основе ассоциаций на ключевое слово-стимул; редактирование созданного текста помогает сформировать речеведческие навыки и умения.

Обучение текстообразованию на ассоциативной основе представляет собой взаимосвязь основных составляющих учебного процесса и средств обучения (игры со словом, произведения музыки и живописи, тексты, ассоциативный словарь, позволяющие организовать самостоятельное учебное исследование учащихся в процессе текстообразования.

Родной язык - это не только тот язык, который понимаешь, а тот, который тебя учит, вдохновляет, помогает жить.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!