Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Енхорская средняя общеобразовательная школа"
_____________________________________________________________________
671926, Республика Бурятия, Джидинский район, с. Енхор, ул. Ленина, 12
Тел.: 8(30134) 95-4-37; е-mail: school.enchor@mail.ru
Аналитический отчёт о результатах ВПР по обществознанию
в 6 классе МБОУ "Енхорская СОШ"
Дата проведения: 18.04.2019 г.
Максимальный первичный балл: 16 баллов
Класс | Кол-во человек | Кол-во выполнявших работу | Оценки | Качество знаний | СОУ | Успе- ваемость | Ср. балл |
«2» | «3» | «4» | «5» |
6 | 6 | 6 | 1 | 2 | 3 | 0 | 50 % | 45 % | 83 % | 3,3 |
Критерии оценивания |
Количество "2" | 1 | 17 % | Отметка "2" | 0 – 8 |
Количество "3" | 2 | 33 % | Отметка "3" | 9 - 14 |
Количество "4" | 3 | 50 % | Отметка "4" | 15 - 19 |
Количество "5" | 0 | 0 % | Отметка "5" | 20 - 23 |
Результаты ВПР по обществознанию 6 класс
№ | Фамилия Имя | Вар | 1 (1) 1 б | 1 (2) 3 б | 2 1 б | 3 (1) 2 б | 3 (2) 1 б | 3 (3) 1 б | 4 1 б | 5 (1) 1 б | 5 (2) 1 б | 5 (3) 1 б | 6 (1) 1 б | 6 (2) 1 б | 7 (1) 2 б | 7 (2) 1 б | 8 (1) 1 б | 8 (2) 3 б | 8 (3) 1 б | Сумма баллов | Оценка за ВПР |
1 | Доржиева Суржана | 12 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 12 | 3 |
2 | Намдаков Владик | 12 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 15 | 4 |
3 | Пушкарев Витя | 11 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 3 | 0 | 12 | 3 |
4 | Ванкеев Улзыт | 11 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 3 | 1 | 16 | 4 |
5 | Цынгунжапов Мэргэн | 12 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 2 |
6 | Шарифулина Юля | 11 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 16 | 4 |
| полностью не выполнили задание | | 4 | 3 | 2 | | 3 | | | 2 | 4 | 2 | 5 | 6 | 1 | 5 | 2 | 1 | 2 | | |
| | | 67 % | 50 % | 33 % | | 50 % | | | 33% | 67 % | 33 % | 83 % | 100 % | 17 % | 83 % | 33 % | 17 % | 33 % | | |
Анализ допущенных ошибок
При выполнении работы учащимися, были допущены ошибки в следующих заданиях
№ задания | Содержание задания | Кол-во учащихся, не выполнивших задание | % | ФИ учащегося, не выполнившего задание |
1 (1) | Объяснить, почему труд несовершеннолетних нуждается в особой защите государства | 4 | 67 % | Намдаков Владик Пушкарев Витя Цынгунжапов Мэргэн Шарифулина Юля |
1 (2) | Составить рассказ о роли труда в жизни современного человека, используя план | 3 | 50 % | Намдаков Владик, Пушкарев Витя, Цынгунжапов Мэргэн, |
2 | Выбрать верные суждения | 2 | 33 % | Доржиева Суржана, Цынгунжапов Мэргэн |
3 (2) | Объяснить свой ответ на вопрос: Можно ли считать общий уровень читательской активности в Z высоким? (работа с диаграммой) | 3 | 50 % | Пушкарев Витя Цынгунжапов Мэргэн Шарифулина юля |
5 (1) | Объяснить смысл слова "радость"? | 2 | 33 % | Пушкарев Витя Цынгунжапов Мэргэн |
5(2) | Дать объяснение смысла высказывания писателя М.горького | 4 | 67 % | Доржиева Суржана Пушкарев Витя, Ванкеев Улзыт Цынгунжапов Мэргэн |
5 (3) | Ответить на вопрос: Какие качества помогают человеку быть хорошим другом | 2 | 33 % | Доржиева Суржана Цынгунжапов Мэргэн |
6 (1) | Ответить на вопрос: При описании какой сферы общества используют слова "образование", "религия"? | 5 | 83 % | Доржиева Суржана Намдаков Владик, Пушкарев Витя, Ванкеев Улзыт Цынгунжапов Мэргэн |
6 (2) | Пояснение вопроса: При описании какой сферы общества используют слова "образование", "религия"? | 6 | 100 % | все |
7 (1) | Ответить на вопрос: В чем преимущество и в чем опасность общения в социальных сетях (виртуального общения)? | 1 | 17 % | Цынгунжапов Мэргэн |
7 (2) | Ответить на вопрос: Какие правила безопасного общения в Интернете следует соблюдать каждому человеку? | 5 | 83 % | Доржиева Суржана Намдаков Владик, Ванкеев Улзыт Цынгунжапов Мэргэн Шарифулина Юля |
8 (1) | Составить краткое сообщение из 5-7 предложений о гражданине РФ, используя приведенные ниже понятия. Содержание сообщения | 2 | 33 % | Ванкеев Улзыт, Цынгунжапов Мэргэн |
8 (2) | Составить краткое сообщение из 5-7 предложений о гражданине РФ, используя приведенные ниже понятия. Использование предложенных понятий | 1 | 17 % | Цынгунжапов Мэргэн |
8 (3) | Составить краткое сообщение из 5-7 предложений о гражданине РФ, используя приведенные ниже понятия. Связность сообщения | 2 | 33 % | Пушкарев Витя, Цынгунжапов Мэргэн |
Подходы к отбору содержания,
разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
КИМ направлены на выявление следующих личностных результатов (личностных УУД) освоения основной образовательной программы:
− воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
− освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций;
− формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
− осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Посредством диагностики у школьников выявляются: понимание основных принципов жизни общества; опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений,адекватных возрасту обучающихся; освоение приемов работы с социально значимой информацией; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора.
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Структура варианта проверочной работы
Работа состоит из 8 заданий, из которых 2 задания предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр; 6 заданий – развернутый ответ.
Задания в совокупности охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, труженика (работника), члена семьи), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | Человек |
1.1 | Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного |
1.2 | Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста |
1.3 | Потребности и способности человека |
1.4 | Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности (игра, труд, учение, общение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности |
2 | Человек в малой группе |
2.1 | Человек в малой группе. Сверстники и друзья |
2.2 | Межличностные отношения. Личные и деловые отношения |
2.3 | Семья и семейные отношения. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи |
2.4 | Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности обучающегося |
3 | Общество, сферы общественной жизни |
3.1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы |
3.2 | Экономика – основа жизни общества. Виды экономической деятельности |
3.3 | Социальная сфера современного общества. Социальные группы |
3.4 | Политическая сфера общества. Государство. Современное Российское государство. Конституция РФ |
3.5 | Место нашей Родины среди современных государств. Участие России в международных организациях |
3.6 | Культура. Духовные ценности. Традиционные ценности российского народа |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код | | Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 | | Метапредметные |
1.1 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
1.2 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
1.3 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
1.4 | Смысловое чтение |
1.5 | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
1.6 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
1.7 | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
2 | | Предметные |
| 2.1 | Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации |
| 2.2 | Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития |
| 2.3 | Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп |
| 2.4 | Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности |
| 2.5 | Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам |
| 2.6 | Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин |
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 нацелено на проверку умения анализировать и оценивать собственную деятельность и ее результаты. Задание предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности с опорой на личный социальный опыт обучающегося.
Задание 2 предполагает выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Оно проверяет умение определять понятия.
Задание 3 построено на основе графического представления статистической информации. Оно нацелено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (диаграмма) и состоит из двух частей. В первой части обучающемуся требуется проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и высказать предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных. Во второй части задания нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического исследования вопрос.
Задание 4 предполагает установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Оно проверяет умение обучающихся классифицировать объекты, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Задание 5 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля и т.п. Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен сначала объяснить значения отдельных слов, словосочетаний, а затем – смысл всего высказывания.
Задание–задача 6 требует анализа представленной информации. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся. Задание 7 предполагают анализ визуального изображения социальных объектов, социальных ситуаций. Обучающийся должен осуществить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (фотоизображение) и выполнить задания, связанные с соответствующей фотографией.
Задание 8 направлено на проверку умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему с использованием шести предложенных понятий.
Подчеркнем, что задание 1 во всех вариантах предполагает систему вопросов о виде деятельности (учеба, игра, труд, общение), а задание 8 – составление краткого сообщения о нашей стране / регионе проживания.
Задания 2–7 в различных вариантах ВПР являются одинаковыми по уровню сложности и позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ | Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла |
1 | Базовый | 7 | 18 | 78,3 |
2 | Повышенный | 1 | 5 | 21,7 |
| Итого | 8 | 23 | 100 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания 2 и 4 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 6–8 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Полный правильный ответ на задание 6 оценивается 2 баллами; заданий 5 и 7 – 3 баллами; заданий 1 и 3 – 4 баллами, задание 8 – 5 баллами.
Максимальный балл за выполнение работы – 23.
Таблица 4
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–8 | 9–14 | 15–19 | 20–23 |
Продолжительность проверочной работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
Обобщенный план варианта всероссийской
проверочной работы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 6 класс
№ | Проверяемые требования (умения) | Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит возможность научиться | Код КТ/ КЭС | Уровень сложности | Максималь ный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | – В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; – выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов | 1.2, 1.5, 1.7, 2.3, 2.6/ 1.4 | Б | 4 | 5–7 |
2 | Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни | 1.1, 2.3, 2.6/ 1.1– 1.3, 2.1– 3.4 | Б | 1 | 1-2 |
| 3 Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (диаграмм), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом | 1.3, 1.5, 2.5, 2.6/ 1.1– 1.3, 2.1– 3.4 | Б | 4 | 5–7 |
4 | Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни | 1.1, 2.3, 2.6/ 1.1– 1.3, 2.1– 3.4 | Б | 1 | 1-2 |
5 | Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | – Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; – Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни | 1.4, 2.2, 2.4, 2.6/ 1.1– 1.3, 2.1– 3.4 | Б | 3 | 5–7 |
6 | Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества | 1.4, 1.6 2.3, 2.6/ 1.4 | Б | 2 | 2-3 |
7 | Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом | 1.3, 1.6, 2.5, 2.6/ 1.1– 1.3, 2.1– 3.4 | Б | 3 | 5–7 |
8 | Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации | Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны; раскрывать достижения российского народа; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства | 1.2, 1.5, 2.1/ 3.5– 3.7 | П | 5 | 5–10 |
Всего заданий – 8, из них по уровню сложности: Б – 6; П – 1. Время выполнения проверочной работы – 45 мин. Максимальный первичный балл – 23. |
Директор школы __________________ /Мункуева Т.В./