Анализ
работы психолога Березиной М.В.
по сопровождению внедрения ФГОС НОО
за 2013-2014 и 2014-2015 учебные года.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе реализации ФГОС НОО.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе реализации ФГОС НОО;
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
3. Сопровождение обучающихся в условиях начальной школы:
- адаптация к обучению;
- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- сопровождение одаренных обучающихся, детей «группы риска»
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
Мониторинг личностных УУД
Результаты мониторинга самооценки по методике «Лесенка» Щурковой 2014-2015
![]()
Результаты мониторинга самооценки по методике «Лесенка» Щурковой 2013-2014
![]()
Как видно из приведённых данных в диаграммах выше, проявляется тенденция постепенного снижения завышенного уровня самооценки учащихся в соответствии с классами. У учеников 1-2 классов отмечается высокий процент с завышенной самооценкой им хочется быть лучше всех, чтобы их всегда спрашивали, быть первыми, чтобы их постоянно все хвалили и поощряли. С возрастом завышенная самооценка постепенно переходит в адекватную. Так же в 1-2 классах присутствует небольшой процент детей с заниженной самооценкой, это обусловлено нестабильным психоэмоциональным состоянием обучающихся.
Результаты мониторинга мотивации по методике М.Р.Гинзбург
2014-2015
![]()
Результаты мониторинга мотивации по методике М.Р.Гинзбург
2013-2014
![]()
Результаты исследования мотивации показывают, что основными мотивами остаются учебный мотив (всё узнавать) и социальный (знать, чтобы быть полезным в обществе). Обучающихся с негативным отношением к школе не выявлено. В целом у большинства обучающихся начального звена преобладает средний уровень мотивации (3), этим детям нравится ощущать себя школьниками, иметь красивый портфель, учебные задания они выполняют с удовольствием только те, которые им нравятся.
Мониторинг коммуникативных УУД
Результаты мониторинга по методикам социометрия и «Рукавички»
2014-2015
![]()
Результаты мониторинга по методикам социометрия и «Рукавички»
2013-2014
![]()
Мониторинг коммуникативных УУД показал, что ученики учатся оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других; договариваться друг с другом о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Мониторинг регулятивных УУД
Уровень сформированности саморегуляции первоклассников
2014-2015
Полностью принимают задание и удерживают инструкцию до конца выполнения – 17%
Принимают задание полностью, но могут допускать ошибки и их не замечают – 35%
Принимают задание частично, не могут сохранить инструкцию до конца, забывают правила – 31%
Принимают небольшую часть инструкции, быстро могут потерять ее – 17%
Ребят с 5 уровнем саморегуляции не выявлено.
Уровень сформированности саморегуляции первоклассников
2013-2014
Полностью принимают задание и удерживают инструкцию до конца выполнения – 12%
Принимают задание полностью, но могут допускать ошибки и их не замечают – 30%
Принимают задание частично, не могут сохранить инструкцию до конца, забывают правила – 46%
Принимают небольшую часть инструкции, быстро могут потерять ее – 12%
Ребят с 5 уровнем саморегуляции не выявлено.
Данные результаты говорят о том, что не все ребята способны удерживать инструкцию педагога в полном объеме, не все могут контролировать учебные действия и исправлять допущенные ошибки.
Мониторинг познавательных УУД
Уровень сформированности мыслительных операций с помощью методик «четвертый лишний», тест «ВМ», «Простые аналогии»
2014-2015
![]()
Уровень сформированности мыслительных операций с помощью методик «четвертый лишний», тест «ВМ», «Простые аналогии»
2013-2014
![]()
Мониторинг универсальных логических действий показал, что не у всех детей в достаточной степени сформированы операции классификация, обобщение, умозаключение по аналогии, не все могут анализировать, выдвигать гипотезу, формулировать проблему.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое
предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности
(познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и
развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Система оценки УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических
способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка, в соответствии с планом мониторинга УУД.
В 2015-2016 учебном году планируется продолжать психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС.
В связи с переходом основной школы на ФГОС ООО, дорабатывается модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО.
Педагог-психолог Березина М.В.