СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт педагога-психолога.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчёт педагога-психолога Кардановой А.А. за  2014 – 2015 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчёт педагога-психолога.»

Ψ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.п. Псыкод»



Аналитический отчёт

педагога-психолога Кардановой А.А.

за 2014 – 2015 учебный год.


Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.

ЦЕЛЬ работы: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).

ЗАДАЧИ:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.

  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.

  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.

  4. ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.

  5. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.


Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Проведение мониторингов, согласно плана работы УО и школы.

  2. Работа с педагогическим коллективом.

  3. Активное взаимодействие с учащимися.

  4. Психолого-педагогический всеобуч родителей.

  5. ППС ФГОС начального образования.

В течение года велась совместная работа с социальным педагогом и участниками педагогического процесса. Работа велась по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция.


В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги:



Методика

Всего приняли участие

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Лускановой в 4-х классах

23

8

34,8%

9

39,1%

6

26,1%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 4-х классах

23

6

3%

6

26,1%

11

47,8%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 4-х классах

23

1

4,3%

3

13%

19

82,6%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах

11

3

27,3

6

54,5%

2

18,2%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах

11

-

-

3

27,3%

8

72,7%

Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах

11

5

45,5%

5

45,5%

1

9,1%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах

11

-

-

5

45,5%

6

54,5%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 9-х классах

11

1

9,1%

5

45,5%

5

45,5%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 11-х классах

10

2

20,0%

3

30,0%

5

50,0%



Закрытая позиция

Пассивный участник

Активный уч-ник

Инициативн.уч-ник

Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах

10

--

2

20,0%

7

70,0%

1(10,0%)

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 11-х классах

10

2

20,0%

2

20,0%

6

60,0%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 11-х классах

10

1

10,0%

3

17%

12

83%


Методика Л.Н.Кабардовой «Выявление уровня профессиональной готовности учащихся» 11кл.

Всего приняли участие

Доля учащихся, осуществивших выбор, %

Ч-З (количество

\процент)

Ч-Т

(количество

\процент)

Ч-П

(количество

\процент)

Ч-ХО

(количество

\процент)

Ч-Ч

(количество

\процент)

Нет выбора



 1 (10%)

 3 (30%)

 2 (20%)

 0

 4 (40%)

 10

 100%



  1. Анкета «Склонность к асоциальному поведению на раннем этапе» (4 класс). В ходе анкетирования выявлено следующее: 4 детей (17,4%) проявляют склонность к физическому насилию проявляют драчливость; 1 (4,3%) могут проявлять жестокость к животным; 5 уч-ся (21,7%) могут сознательно повреждать собственные и чужие принадлежности; 5 уч-ся (21,7%) склонны к вранью, вызванное разными причинами; 2 уч-ся (8,7%) склонны к кражам. у 9 уч-ся (39,1%) заметны трудности в учёбе, связанные с неподготовкой д/з;

Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (ФГОС) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников).

«Уровень учебной мотивации»

Уровни

1 «А»

(на начало года)

1 «Б»

(на начало года)

Средний результат

Декабрь2014г

Средний результат

Апрель 2015г

25 – 30 баллов. Высокий уровень, сформировано отношение к себе как к школьнику.


0


3%


3%


22%

20 – 24 балла. Средний уровень, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.


25%


31%


28%


43%

15 – 19 баллов. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами.


71%


55%


62%


32%

10 – 14 баллов. Низкий уровень, отношение к себе как школьнику не сформировано.

4%

11%

7%

3%

Ниже 10 баллов – дезадаптация, негативное отношение к школе.

0

0

0

0


Эмоциональнее состояния учащихся 2014–2015 учебного года набора

Начало года Конец года

Всеобуч для родителей «Психологические особенности первоклассников». В течение года проводился родительский лекторий и выступление на родительских собраниях по запросам классных руководителей.

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения были подобраны методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

тесты цветового выбора М. Люшер;

проективные методики: “Рисунок семьи”, “Дерево”; анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой; Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей. Во втором классе будет продолжена коррекционная работа с группой детей со средним уровнем адаптации и детьми с низкой учебной мотивацией.


Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% из параллели так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится «разноголосица» в требованиях новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.


Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.

Название программы

Класс

Кол-во учащихся

Кол-во

занятий

1.




Тренинг на формирование ценностного отношения к своему здоровью и профилактику наркомании «Я выбираю жизнь»

10класс

15

2

2.

Профориентационный тренинг «Мой выбор»

9-й класс

11

34

3.

Тренинг на сплочение коллектива и профилактику девиантного поведения «Дружный класс»

8 класс

25

7

4.

Тренинг на профилактику школьной дезадаптации «Успешный ученик»

4 кл

23

2


Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, в 8-ом кл. сократилось число конфликтов между учениками классов. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.

Исследования и диагностика


Название и цель исследования

Класс

Кол-во человек

1

Диагностика уровня готовности к обучению в школе

дошкольники

27

2

Изучение адаптации

1-е , 5-е

58

3

Социометрическое исследование классов

6а , 7-ой классы.

30

4

Уровень учебной мотивации

6 а, 4-е, 7, 9, 11 кл

74

6

Отношение родителей учащихся к школе

4,9,11 кл.

40

7

Отношение к религиозному экстремизму

7 - 11

51

8

Уровень социализации

4, 9, 11 кл.

44

9

Исследование эффективности предпрофильного сопровождения учащихся 9 классов

9 кл

11


За 2014 -2015 учебный год проведено 78 консультаций, из них 52 с учащимися, 11 с педагогами, 15 с родителями. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,

2) с неопределённостью в выборе профессии и профиля.

Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ «Дружный класс», классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжен комплекс работ по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся; рекомендации по выбору элективных курсов; ведение элективного курса по самоопределению; индивидуальная (семейная) консультация по выбору проблемам обучения).

В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса.

Определённая работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи ГИА и ЕГЭ велась с учениками 11, 9 классов. Два раза в год проводилась диагностика уровня тревожности во время экзамена (Октябрь - апрель).

Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: личные беседы-консультации с родителями и детьми, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью (социальный педагог), наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.

В течение года велась работа по научно-исследовательской деятельности. Ширинова Аида, 11 класс, заняла 2-ое место в республиканском конкурсе достижений талантливой молодёжи «Национальное Достояние России»; направление: Психология, с работой «Карта жизни на кончиках пальцев или Корреляция дерматоглифических узоров на пальцах рук с психологическими особенностями школьника при выборе профессии»

Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобуч – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье.

«Нравственные аспекты в формировании личности ребёнка», «Роль семьи и школы в сохранении и укреплении здоровья детей», выступление на родительском собрании для родителей пятиклассников, первоклассников и т.д. «Проблемы подросткового возраста» в 7 и 6 классах и т.д.


По подготовке к ПП и ПО в течение года велась следующая работа

    • Консультации учащихся требующих особого внимания (индивидуально) уч-ся 9-х классов.

    • Контрольное анкетирование 9, 11-х кл. по выбору профессии.

  1. Оформление информационного уголка психолога в классе, куда входит различная информация.

  2. Подготовлены и поведены тематические беседы: «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое занятие «Как стать успешным в профессии».


По заявке администрации проводилась диагностика учащихся 7-го класса по различным методикам: анкета Лускановой (школьная мотивация), социометрия (для выявления лидеров, аутсайдеров), методика КОС-1 (для изучения коммуникативных и организаторских склонностей), аутонорма (определение нервно-психического благополучия). Результаты в приложении.


Была проведена диагностика дошкольников на предмет готовности к обучению в школе в количестве 27 человек. Результаты в приложении.


Уровень удовлетворённости школой родителей

2014 – 2015 учебный год

Вопросы

Да

1

Уровнем преподавания

88%

2

Организацией школьного быта

90%

3

Питанием в школе

69%

4

Материально-техническим оснащением школы

75%

5

Отношением между учащимися в классе

61%

6

Отношением вашего ребёнка с педагогами

93%

7

Может ли ваш ребёнок сказать: «Моя школа лучше всех»

66%










  • уровень удовлетворённости родителей школой достаточно высок (уровень обучения, организация школьного быта, отношения с педагогами и др.).

  • По-прежнему уровень удовлетворения родителей отношениями среди учащихся говорит о том, что особое внимание стоит обратить на воспитательную работу, как общешкольную, так и работу в классах. Но и роль родителей в данной работе имеет немаловажное значения, поэтому следует довести до их сведения эти данные и напомнить, что детей воспитывает не только школа, большая часть воспитания дети получают в семье.

  • 66% детей могут сказать «Моя школа лучше всех» - это хороший показатель работы школы.

Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. Приобретены диски (медиатека психолога), психологическая литература, диагностический и тренинговый материал.



ВЫВОДЫ

В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано – выполнено. За этот год в кабинете психолога пополнилась методическая копилка, приобретены аудиодиски с музыкой для релаксации.

В рамках школьного компонента в 9 классе продолжался вестись элективный курс «Выбор профессии», что позволило глубже контактировать со старшеклассниками и помогать им с выбором жизненного маршрута, знания психологии позволяли им лучше познать самих себя, решить многие личностные проблемы.

Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает), поэтому эта работа ведётся отдельными упражнениями.

Пожалуй, самой большой проблемой в этом году стало увеличение детей стоящих на учёте в ПМПК.

В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков со стороны социального педагога, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.

Предполагаемые причины увеличения правонарушений (а они, в основном, сводились к пропускам занятий, к неготовности к урокам, т.е., не носят фатального характера) имеют как объективный, так и субъективный характер:

  1. Снижение воспитывающей роли семьи.

  2. Возможно недостаточная воспитательная работа школы (правильно спланировать профилактическую работу по предупреждению правонарушений на ранней стадии, в начальной школе).

  3. Важно не напугать наказанием, а научить жить в этом мире, оставаясь человеком, уметь противостоять всем пагубным влияниям.

  4. Нет единства требований в воспитательной цепочке: администрация – классный руководитель – родители.

  5. Многие воспитательные мероприятия по-прежнему носят формальный характер.

Что может сделать школа:

  1. В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений, опять же на ранней стадии.

  2. Каждому классному руководителю особое внимание уделить нравственному воспитанию.

  3. Активизировать родительский всеобуч в данном направлении. Мероприятия должны носить системный характер, а не эпизодический. Возможно, это должен быть родительский клуб.

  4. Занятость детей внеурочной деятельностью (спорт, творчество и др.)

Возможно, это может повлиять на положение дел. А ещё важно, чтобы каждый работник школы относился к детям как своим, не пропуская ни одного проступка мимо, чтобы потом эти проступки не могли перерасти в правонарушения и преступления.



В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.

  2. Продолжить проведение занятий по программам:

    • «Выбор профессии» для 9-го класса.

    • Комплексная программа профилактики наркомании «Я выбираю жизнь» для уч-ся 10 – 11 классов,

  3. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.

  4. Особое внимание уделить углубленной работе по пропаганде здорового образа жизни.


Педагог-психолог Карданова А.А.

____________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!