МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "СОЗВЕЗДИЕ ВЕНТА"
- Анализ 10 типичных ошибок на примерах заданий ЕГЭ
Новикова Светлана Николаевна
учитель математики
- Совет учиться на ошибках других бесполезен; научиться чему-либо можно только на собственных ошибках.
-
Профильный уровень
№
%
1
2
90%
Типичные ошибки
3
95%
Неумение читать условие и непонимание процентов
88%
4
Невнимательное чтение условия и непонимание единиц измерения
Невнимательное чтение условия
89%
5
6
Невнимательное чтение условия
91%
65%
Ошибки в свойствах степеней
7
Непонимание математической записи угла и неверное чтение чертежа
54%
8
Невнимательное чтение условия
57%
9
Отсутствие базовых пространственных представлений и знаний соотношений
47%
10
11
Ошибки в определении знака тригонометрической функции
65%
Невнимательное чтение условия или непонимание текста
36%
12
Невнимательное чтение условия
38%
Непонимание алгоритма исследования функции с помощью производной
13
36%
14
Неумение и небрежность отбора корней тригонометрического уравнения с помощью единичной окружности
6%
15
Неумение доказывать, непонимание взаимосвязи элементов геометрической конструкции, ошибки в теоретических фактах
15%
16
17
3%
Невнимательное чтение математической записи неравенства, непонимание алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств, забыт знаменатель при решении дробно-рационального неравенства, небрежность при изображении множества решений на координатной прямой
Неверное понимание логики построения доказательства, ошибки в построении чертежа
11%
18
Неверное составление модели задачи ( непонимание взаимосвязи величин) и вычислительные ошибки
3,5%
19
Недостаточная сформированность графического метода решения – отсутствие объяснений и обоснований, отсутствие ответа на поставленный вопрос
3,5%
Непонимание того, что на вопрос «Может ли…?» нужно давать аргументированное решение, а не ответ «да» или «нет»
Базовый уровень
- Основные факторы, вызывающие ошибки:
- недостаточный уровень понимания условия при чтении задания,
- недостаточная развитость наглядных геометрических представлений.
-
Задание 1 — применение математических знаний в повседневной жизни
- Ошибки: арифметические просчёты, неправильное округление чисел. Школьники часто путаются, в большую или меньшую сторону нужно округлить полученный ответ. Рассмотрим примеры.
- Задача 1. Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?
- Решение. Поделив 60 на 7,2, мы получим 8 целых и 1/3. Мы можем купить только 8 сырков, поскольку на 9 сырков не хватает денег. Поэтому производим округление в меньшую сторону — его ещё называют округлением с недостатком .
- А вот другой пример.
- Задача 2. В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какого наименьшего количества пачек бумаги хватит на 4 недели?
- Решение. За 4 недели будет израсходовано 4 · 1200 = 4800. Так как в пачке 500 листов, нам потребуется 4800/500 = 9,6 пачек бумаги. Но здесь уже нужно округлять в большую сторону, то есть правильный ответ 10. Мы округлили с избытком.
Задание 2 — работа с графиком, построенным по некоторым данным
- Ошибки: невнимательное чтение условий.
- Задача. На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наименьшую температуру воздуха 28 мая. Ответ дайте в градусах Цельсия.
-
- Решение. Необходимо обращать внимание на ключевые слова: наибольшее или наименьшее , а также на день , в который требуется определить искомое значение. Многие ученики просто берут самую нижнюю точку графика и пишут в ответе «3». Однако в условии задачи нужно найти наименьшую температуру именно 28 мая! А значит, правильный ответ 5.
Задание 3 — действия с геометрическими фигурами
- Ошибки: в задачах с окружностями.
- В этом типе задач, как правило, требуется найти площадь, периметр, расстояние или градусную меру угла. Важно помнить формулы площадей основных геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и круга.
- Задача 1. На клетчатой бумаге с размером 1×1 изображена окружность и вписанный в неё острый угол. Найдите градусную меру дуги окружности, на которую опирается этот угол. Ответ дайте в градусах.
-
- Решение. Для решения этой задачи нужно знать теорему о связи градусной меры вписанного и центрального угла, опирающихся на одну дугу. В нашем случае центральный угол, опирающийся на нужную дугу (выделен зелёным цветом), равен 45°. Поскольку величина дуги измеряется величиной её центрального угла, то это и есть ответ.
- Задача 2. На клетчатой бумаге изображен круг. Какова площадь круга, если площадь закрашенного сектора равна 32?
-
- Решение. Несложно заметить, что угол, смежный с центральным углом, изображенным на рисунке, равен 60°, поскольку его косинус равен ½. Значит, закрашенный центральный угол равен 180° — 60° = 120°. Поскольку в полном обороте 360°, то искомый ответ в три раза больше площади указанного сектора. То есть площадь круга равна 96.
Задание 4 — теория вероятности
- Ошибки: невнимательное чтение условий.
- Задача. На экзамен вынесено 60 вопросов, Тимур не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный вопрос.
- Решение. Очевидно, Тимур выучил 57 вопросов, а значит, искомая вероятность равна 57/60 = 0,95.
- Многие ученики вместо этого делят 3 на 60 и получают ответ 0,05, то есть высчитывают вероятность того, что Тимуру попадётся невыученный билет.
Задание 5 — простейшее уравнение
Ошибки: не учесть ОДЗ уравнения.
- Задача. Решите уравнение
-
- Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней.
- Решение. Такое иррациональное уравнение решается возведением обеих его частей в квадрат. Тут-то и кроется ошибка. Такое возведение не является равносильным, а значит, могут появиться посторонние корни. Впрочем, их легко обнаружить. Корни квадратного уравнения, полученного после возведения обеих частей уравнения в квадрат, равны x = -6, x = 1. Очевидно, положительный корень нам не подходит, так как правая часть исходного уравнения будет отрицательной. Значит, ответом на задачу является число -6.
- Обратите внимание на вопрос в условии задачи: требуется указать больший корень. Часто ученики, найдя два корня и даже не сделав проверку , сразу записывают больший корень, который является посторонним.
Задание 6 — планиметрическая задача
Ошибки: в задачах с окружностями.
- Видов этого задания очень много, но все они базируются на основных понятиях и теоремах геометрии.
- Задача. Четырёхугольник ABCD вписан в окружность. Угол ABD равен 75°, угол CAD равен 35°. Найдите угол ABC. Ответ дайте в градусах.
- Решение. В этой задаче проверяется знание свойств вписанных углов. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны. В нашем случае на дугу CD опираются два вписанных угла CAD и CBD. Значит, угол
- ABC = ABD + CBD = 75° + 35° = 110°.
Задание 7 — производная функции
- Ошибки: спутать график самой функции и её производной; забыть учесть отрезок, на котором нужно искать ответ.
- В этом задании проверяется наличие базовых знаний о производной: точки экстремума (минимума и максимума), а также геометрический и физический смысл производной.
- Рассмотрим два примера.
- Задача 1 . На рисунке изображён график функции y = f(x), определённой на интервале (-6; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции f(x) положительна.
- Решение. Нам даётся график самой функции y = f(x). Производная положительна там, где функция возрастает. Целые точки, лежащие на участках возрастания, это -2, -1, 5, 6. Значит, правильный ответ 4.
В следующей задаче уже даётся график производной, а также указан отрезок, на котором требуется найти количество точек максимума.
- Задача 2. На рисунке изображен график y = f′(x) — производной функции f(x), определённой на интервале (-7; 14). Найдите количество точек максимума функции f(x), принадлежащих отрезку [-6; 9].
-
- Решение. Точка максимума — это такая точка, в которой производная равна нулю либо не существует и при переходе через неё меняет знак с + на -.
- В нашем случае на отрезке [-6; 9] находится единственная точка максимума x = 7. Обратите внимание: ответом является число 1, так как требуется указать количество точек максимума.
- Будьте внимательны — в этой задаче можно совершить целых три ошибки :
- • спутать функцию и её производную;
- • не учесть заданный отрезок;
- • указать саму точку, а не их количество.
Задание 8 — стереометрическая задача
- Ошибки: невнимательное чтение условий, арифметические ошибки.
- Задача 1. Найти площадь поверхности многогранника, изображённого на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
- Решение. В задаче требуется найти площадь поверхности многогранника. Имеем
- S = (1 · 3) · 2 + (2 · 1) · 2 + (1 · 3) · 2 + (1 · 1) · 2 = 6 + 4 + 6 + 2 = 18.
- А вот следующая задача.
- Задача 2. Найти объём многогранника, изображённого на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
- Решение. Искомый объём найдём как сумму объёмов прямоугольного параллелепипеда со сторонами 1, 1, 3 и куба со стороной 1. Имеем
- V = 1 · 1 · 3 + 1 · 1 · 1 = 4.
Задание 9 — вычисления и преобразования
- Ошибки: в тригонометрических задачах.
- Здесь требуется найти значение некоторого математического выражения, как правило, показательного, логарифмического, алгебраического или тригонометрического. С последним типом выражений школьники обычно справляются хуже всего. Необходимо обязательно знать основные тригонометрические тождества, формулы приведения, табличные значения и знаки тригонометрических функций по четвертям.
- Задача. Найдите значение выражения
- Решение. Применим формулу для косинуса двойного угла, а также формулы приведения, получим:
Задание 10 — применение математических знаний в повседневной жизни
- Ошибки: арифметические.
- Как правило, от ученика требуется подставить все указанные в задаче значения в формулу и решить уравнение или неравенство.
- Задача. Зависимость объёма спроса q (единиц в месяц) на продукцию предприятия-монополиста от цены p (тыс. руб. за ед.) задаётся формулой q = 100 — 10p. Выручка предприятия r (в тыс. руб. за месяц) вычисляется по формуле r(p) = q · p. Определите наибольшую цену p, при которой месячная выручка r(p) составит не менее 240 тысяч рублей. Ответ дайте в тысячах рублей за единицу.
- Решение. Составим выражение для выручки r(p) = (100 — 10p) · p.
- Решив неравенство (100 — 10p) · p ≥ 240, находим p ∈ [4; 6].
- Таким образом, наибольшее значение цены равно 6.
Задание 11 — текстовые задачи
- Ошибки: арифметические просчёты, неправильно составленное уравнение, невнимательное чтение условий задачи.
- Здесь могут встретиться задачи на движение, работу, концентрацию, проценты и арифметическую прогрессию.
- Задача. Товарный поезд каждую минуту проезжает на 750 метров меньше, чем скорый, и на путь в 180 километров тратит времени на 2 часа больше, чем скорый. Найдите скорость товарного поезда. Ответ дайте в км/ч.
- Решение. Начнём с перевода единиц измерения: 750 м/мин = 45 км/ч. Пусть скорость товарного поезда равна x км/ч. Тогда скорость скорого поезда равна (x+45) км/ч. Так как на путь длиной 180 километров товарный поезд тратит на 2 часа больше, то имеем уравнение: 180/x = 180/(x+45) + 2.
- Решив уравнение, находим x = 45.
- Мы не рассматриваем отрицательный корень нашего уравнения x = -90, поскольку скорость в таких задачах считается положительной величиной.
Задание 12 — производная функции
- Ошибки: неправильное вычисление производной сложной функции, производной произведения и частного; невнимательное чтение условий.
- Часто ученики путают точку минимума/максимума и минимальное/максимальное значение функции. Рассмотрим задачи.
- Задача 1. Найдите наименьшее значение функции
-
- на отрезке [6; 8].
- Решение. В задаче нужно найти наименьшее значение. Для этого следует вспомнить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
- Пусть требуется найти наибольшее и наименьшее значение функции y = f(x) на отрезке [a; b].
- 1. Находим производную исходной функции y = f(x);
- 2. приравниваем найденную производную к нулю и находим критические точки, принадлежащие заданному отрезку;
- 3. сравниваем значение функции на концах отрезка и в найденных критических точках и выбираем наименьшее и наибольшее значения.
- В результате наименьшее значение функции равно -1, достигается в точке минимума
- x = 7.
- Задача 2. Найдите точку минимума функции
- Решение. Для нахождения точек экстремума (минимума и максимума) применяем следующий алгоритм:
- 1. Находим производную исходной функции y = f(x);
- 2. приравниваем найденную производную к нулю и находим критические точки, принадлежащие заданному отрезку;
- 3. в критических точках, где производная меняет знак с минуса на плюс, имеем точку минимума; в точках, где знак меняется с плюса на минус, имеем точку максимума.
- В нашем примере производная равна нулю при x = -17 и меняет знак при переходе через эту точку с минуса на плюс. Значит, x = -17 — искомая точка минимума.
- Также нельзя забывать о случаях, когда производная всегда положительна либо отрицательна.
- Задача 3. Найдите наименьшее значение функции
- на отрезке [-3π/2; 0].
- Решение. Производная такой функции всегда отрицательна, а значит, функция убывает. Убывающая функция принимает своё наименьшее значение на отрезке на правом конце, а значит, правильный ответ y(0) = 9.
- Если функция y = f(x) убывает (возрастает) на отрезке [a; b], то
- • в точке x = a достигается наибольшее (наименьшее) значение;
- • в точке x = b достигается наименьшее (наибольшее) значение.
Задачи на проценты – непонимание механизма начисления процентов.
- В большинстве случаев причина ошибок – непонимание сущности процента. Например, если в условии сказано, что цена товара сначала была повышена на 25%, а затем понижена на 25%, то эти проценты не будут одной и той же суммой денег, т.к. база начисления этих процентов разная.
- При решении этого задания 6% участников экзамена посчитали, что если цена была повышена на 25%, то для нахождения старой цены нужно новую цену понизить на 25%. В действительности же новая цена составляет 125% от старой цены, а узнать нужно, сколько рублей соответствуют 100%.
- В более сложной экономической задаче требуется понимание механизма начисления простых и сложных процентов, обоснованное применение формул, выбор правильного способа решения. Типичные ошибки здесь связаны с неверным составлением модели задачи, непониманием взаимосвязи величин, непониманием того, что важен не только ответ, но и способ решения задачи.
Невнимательное чтение условия.
- К сожалению, это самая распространенная ошибка согласно анализу типичных ошибок ЕГЭ, проведенному ФИПИ.
- Конечно, многое здесь можно списать на волнение и психологическое напряжение. Даже самые подготовленные ученики на экзамене могут растеряться, переволноваться или поспешить в решении более простых заданий. Однако факт остается фактом, и при подготовке к экзаменам на него нужно обратить внимание.
- Почти 24% участников экзамена указали количество точек, в которых значение функции (а не ее производной) положительно, а еще около 2% участников пытались перечислить номера точек, в которых производная принимает положительное значение.
-
- Около 2,5% участников экзамена нашли вероятность выбора подтекающего насоса, не обратив внимания на частицу «не» в условии.
Практико-ориентированные задания базового и повышенного уровня – непонимание текста задачи.
- Кроме ошибок, связанных с невнимательным чтением условия, на первое место здесь выходит непонимание текста задачи, незнание единиц измерения величин, неумение работать с формулами. Многие выпускники даже не приступают к технически не сложным практико-ориентированным задачам повышенного уровня.
- Выполнение задания – около 57%. Отмечается, что 8% участников не дали никакого ответа; 6% решили, что чем ближе, тем лучше; 4% решили, что лампочку нужно поместить в середину разрешенного интервала, а еще 4,5% решили, что самый главный параметр – это фокус.
Вычислительные ошибки.
-
- Привычка вычислять все с помощью калькулятора, вплоть до таблицы умножения и действий с круглыми числами доставляет учащимся немало проблем на экзамене.
- Отсутствие навыков быстрого счета в уме или на бумаге часто приводит к тому, что участники экзамена допускают грубые ошибки в элементарных примерах.
- «Слабые» места многих старшеклассников – это дроби, отрицательные числа, элементарные преобразования выражений, т.е. проблемы, накопившиеся с 5 класса.
Ошибки в теоретических фактах.
- Незнание необходимых для решения задач теоретических фактов, как по алгебре, так и по геометрии, существенно снижает процент выполнения большинства заданий как базового, так и повышенного уровня сложности.
- Около 8% выпускников не дали никакого ответа; 38% ошиблись в формуле боковой поверхности конуса, а еще 12% в формуле его объема. Отмечается, что процент выполнения этого задания существенно ниже, чем, например, формально гораздо более сложного задания с полным решением на решение уравнения и осуществление отбора корней. Это означает, что низкий процент выполнения заданий по стереометрии вызван именно существенными проблемами в ее преподавании.
- В задании 5 проверялось умение решать показательные и логарифмические уравнения. Из семи процентов выпускников, не справившихся с заданием, 2% ошиблись в свойствах степеней.
Незнание алгоритмов и методов решения.
- Знание алгоритмов и методов решения проверялось во многих заданиях экзаменационной работы. Например, в задании 12 требовалось продемонстрировать понимание алгоритма исследования функции с помощью производной, а в заданиях 5,13,15 знание общих и частных методов решения уравнений и неравенств.
- Ненулевые баллы получило около 15% участников экзамена. Типичные ошибки связаны с невнимательным чтением математической записи неравенства, непониманием алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств. Очень много ошибок при решении дробно-рационального неравенства (забыт знаменатель).
Неверное чтение чертежей, непонимание взаимосвязи элементов геометрической конструкции, отсутствие базовых пространственных представлений, ошибки в построении чертежа.
В преподавании геометрии очень важным является не только умение решать вычислительные задачи с геометрическим содержанием (по формулам), но и формировать геометрические представления о фигурах (телах). При отсутствии базовых пространственных представлений сложно ожидать высокого процента выполнения стереометрического задания с полным решением.
-
- Отмечается, что около 10% участников экзамена при решении этой задачи неверно определили углы по их записи (перепутали буквы или не понимают, какая из букв в записи угла соответствует его вершине). Около 5% участников «увидели» прямоугольный треугольник ACD, а еще 3% - равносторонний треугольник ABD.
- Процент выполнения экзаменующимися геометрических заданий традиционно ниже, чем процент выполнения заданий алгебраических. В целом при решении геометрических задач более половины выпускников продемонстрировали отсутствие знания взаимосвязей элементов геометрической конструкции и соотношений между величинами пространственных фигур.
Неумение доказывать, обосновывать.
К заданиям повышенного уровня относились задания второй части 14 (стереометрия) и 16 (планиметрия) с развернутым ответом. Оба задания содержали два пункта. В первом пункте задание доказать, а во втором пункте вычислить. Основной проблемой оказалось выполнение первого пункта. Участники экзамена продемонстрировали неумение доказывать. При этом много встречается различного рода логических ошибок. Наибольшие затруднения участники испытывали при оформлении доказательства.
- Типичные ошибки связаны с непониманием логики построения доказательства. Например, доказательство начинается так: «Пусть точка О является серединой отрезка СК…». Т.е. в начале доказательства уже допускается факт, который и требуется доказать.
Задания 18 и 19 высокого уровня сложности предназначены для конкурсного отбора в ВУЗы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.
- Это задания на комбинацию различных методов. Для успешного их выполнения, кроме прочих математических знаний, необходим высокий уровень математической культуры, который предполагает, в частности, умение обосновывать выбранные методы и способы решения.
- Ненулевые баллы при решении этого задания получило около 17% участников экзамена. Многие выпускники попробовали исследовать несколько примеров, а потом обобщить полученный результат. Типичным заблуждением для многих оказалось, что на вопрос «Может ли?» нужно давать аргументированное решение, а не качественный ответ «да» или «нет».
- Ненулевые баллы при решении этого задания получило около 3% участников экзамена. Основной проблемой оказалось применение графического метода, который, как показали работы участников экзамена, не достаточно сформирован. Без объяснений и обоснований на координатной плоскости отмечаются графики, и считывается множество значений параметра. Во многих случаях на координатной плоскости обозначено много верных объектов, а ответа на поставленный вопрос так и не последовало.
Задания по тригонометрии требуют тщательности решения.
- Представленные в экзаменационной работе задания по тригонометрии не относятся к числу самых сложных, однако их выполнение требует тщательности решения, аккуратности, внимания, знания большого количества теоретических фактов и умения их применять на практике.
-
- Выполнение задания – около 34%. Типичные ошибки связаны в первую очередь с определением знака тригонометрической функции – почти 12% участников экзамена потеряли знак «минус». Еще 22% решили, что ответ ожидается «хорошим» - 1 или 2.
- Задание 13 проверяло умение решать тригонометрические уравнения и производить отбор корней. Основной проблемой первого пункта оказалось неумение вводить новую переменную (ошибки в свойствах степеней), незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения. При выполнении второго пункта участники продемонстрировали неумение или небрежность отбора корней.
Отсутствие навыков математического моделирования.
- Способность к построению и исследованию простейших математических моделей проверяется в заданиях 11 (текстовая задача) и 17 (текстовая задача с экономическим содержанием).
- Текстовые задачи, как правило, являются стандартными задачами на составление уравнений курса алгебры 8 класса.
- В экономической задаче требуется верно построить математическую модель и исследовать ее. Важную роль при этом играет сюжетная, практико-ориентированная часть условия.
- При составлении математических моделей основные ошибки являются следствием непонимания взаимосвязи величин.
- Так, например, в задачах на движение около 10% участников экзамена продемонстрировали непонимание движения по реке – собственную скорость умножили на время движения.