СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ 10 типичных ошибок на примерах заданий ЕГЭ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совет учиться на ошибках других бесполезен; научиться чему-либо можно только на собственных ошибках.Б. Шоу

Просмотр содержимого документа
«Анализ 10 типичных ошибок на примерах заданий ЕГЭ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "СОЗВЕЗДИЕ ВЕНТА"

  • Анализ 10 типичных ошибок на примерах заданий ЕГЭ

Новикова Светлана Николаевна

учитель математики

Совет учиться на ошибках других бесполезен; научиться чему-либо можно только на собственных ошибках.   Б. Шоу  
  • Совет учиться на ошибках других бесполезен; научиться чему-либо можно только на собственных ошибках.
  •  
  • Б. Шоу
  •  
Профильный уровень   № % 1 2 90% Типичные ошибки 3 95% Неумение читать условие и непонимание процентов 88% 4 Невнимательное чтение условия и непонимание единиц измерения Невнимательное чтение условия 89% 5 6 Невнимательное чтение условия 91% 65% Ошибки в свойствах степеней 7 Непонимание математической записи угла и неверное чтение чертежа 54% 8 Невнимательное чтение условия 57% 9 Отсутствие базовых пространственных представлений и знаний соотношений 47% 10 11 Ошибки в определении знака тригонометрической функции 65% Невнимательное чтение условия или непонимание текста 36% 12 Невнимательное чтение условия 38% Непонимание алгоритма исследования функции с помощью производной

Профильный уровень

%

1

2

90%

Типичные ошибки

3

95%

Неумение читать условие и непонимание процентов

88%

4

Невнимательное чтение условия и непонимание единиц измерения

Невнимательное чтение условия

89%

5

6

Невнимательное чтение условия

91%

65%

Ошибки в свойствах степеней

7

Непонимание математической записи угла и неверное чтение чертежа

54%

8

Невнимательное чтение условия

57%

9

Отсутствие базовых пространственных представлений и знаний соотношений

47%

10

11

Ошибки в определении знака тригонометрической функции

65%

Невнимательное чтение условия или непонимание текста

36%

12

Невнимательное чтение условия

38%

Непонимание алгоритма исследования функции с помощью производной

13 36% 14 Неумение и небрежность отбора корней тригонометрического уравнения с помощью единичной окружности 6% 15 Неумение доказывать, непонимание взаимосвязи элементов геометрической конструкции, ошибки в теоретических фактах 15% 16 17 3% Невнимательное чтение математической записи неравенства, непонимание алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств, забыт знаменатель при решении дробно-рационального неравенства, небрежность при изображении множества решений на координатной прямой Неверное понимание логики построения доказательства, ошибки в построении чертежа 11% 18 Неверное составление модели задачи ( непонимание взаимосвязи величин) и вычислительные ошибки 3,5% 19 Недостаточная сформированность графического метода решения – отсутствие объяснений и обоснований, отсутствие ответа на поставленный вопрос 3,5% Непонимание того, что на вопрос «Может ли…?» нужно давать аргументированное решение, а не ответ «да» или «нет»

13

36%

14

Неумение и небрежность отбора корней тригонометрического уравнения с помощью единичной окружности

6%

15

Неумение доказывать, непонимание взаимосвязи элементов геометрической конструкции, ошибки в теоретических фактах

15%

16

17

3%

Невнимательное чтение математической записи неравенства, непонимание алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств, забыт знаменатель при решении дробно-рационального неравенства, небрежность при изображении множества решений на координатной прямой

Неверное понимание логики построения доказательства, ошибки в построении чертежа

11%

18

Неверное составление модели задачи ( непонимание взаимосвязи величин) и вычислительные ошибки

3,5%

19

Недостаточная сформированность графического метода решения – отсутствие объяснений и обоснований, отсутствие ответа на поставленный вопрос

3,5%

Непонимание того, что на вопрос «Может ли…?» нужно давать аргументированное решение, а не ответ «да» или «нет»

Базовый уровень     Основные факторы, вызывающие ошибки:  недостаточный уровень понимания условия при чтении задания, вычислительные ошибки , недостаточная развитость наглядных геометрических представлений.  

Базовый уровень

 

  • Основные факторы, вызывающие ошибки:

  • недостаточный уровень понимания условия при чтении задания,
  • вычислительные ошибки ,
  • недостаточная развитость наглядных геометрических представлений.
  •  
Задание 1 — применение математических знаний в повседневной жизни   Ошибки:  арифметические просчёты, неправильное округление чисел. Школьники часто путаются, в большую или меньшую сторону нужно округлить полученный ответ. Рассмотрим примеры. Задача 1.   Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей? Решение.  Поделив 60 на 7,2, мы получим 8 целых и 1/3. Мы можем купить только 8 сырков, поскольку на 9 сырков не хватает денег. Поэтому производим округление в меньшую сторону — его ещё называют  округлением с недостатком . А вот другой пример. Задача 2.   В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какого наименьшего количества пачек бумаги хватит на 4 недели? Решение.  За 4 недели будет израсходовано 4 · 1200 = 4800. Так как в пачке 500 листов, нам потребуется 4800/500 = 9,6 пачек бумаги. Но здесь уже нужно округлять в большую сторону, то есть правильный ответ 10. Мы  округлили с избытком.

Задание 1 — применение математических знаний в повседневной жизни

  • Ошибки:  арифметические просчёты, неправильное округление чисел. Школьники часто путаются, в большую или меньшую сторону нужно округлить полученный ответ. Рассмотрим примеры.
  • Задача 1.   Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?
  • Решение.  Поделив 60 на 7,2, мы получим 8 целых и 1/3. Мы можем купить только 8 сырков, поскольку на 9 сырков не хватает денег. Поэтому производим округление в меньшую сторону — его ещё называют  округлением с недостатком .
  • А вот другой пример.
  • Задача 2.   В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какого наименьшего количества пачек бумаги хватит на 4 недели?
  • Решение.  За 4 недели будет израсходовано 4 · 1200 = 4800. Так как в пачке 500 листов, нам потребуется 4800/500 = 9,6 пачек бумаги. Но здесь уже нужно округлять в большую сторону, то есть правильный ответ 10. Мы  округлили с избытком.
Задание 2 — работа с графиком, построенным по некоторым данным   Ошибки: невнимательное чтение условий. Задача.  На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наименьшую температуру воздуха 28 мая. Ответ дайте в градусах Цельсия.       Решение. Необходимо обращать внимание на ключевые слова: наибольшее или наименьшее , а также на день , в который требуется определить искомое значение. Многие ученики просто берут самую нижнюю точку графика и пишут в ответе «3». Однако в условии задачи нужно найти наименьшую температуру именно 28 мая! А значит, правильный ответ 5.

Задание 2 — работа с графиком, построенным по некоторым данным

  • Ошибки: невнимательное чтение условий.
  • Задача. На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наименьшую температуру воздуха 28 мая. Ответ дайте в градусах Цельсия.

  • Решение. Необходимо обращать внимание на ключевые слова: наибольшее или наименьшее , а также на день , в который требуется определить искомое значение. Многие ученики просто берут самую нижнюю точку графика и пишут в ответе «3». Однако в условии задачи нужно найти наименьшую температуру именно 28 мая! А значит, правильный ответ 5.
Задание 3 — действия с геометрическими фигурами   Ошибки: в задачах с окружностями. В этом типе задач, как правило, требуется найти площадь, периметр, расстояние или градусную меру угла. Важно помнить формулы площадей основных геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и круга. Задача 1. На клетчатой бумаге с размером 1×1 изображена окружность и вписанный в неё острый угол. Найдите градусную меру дуги окружности, на которую опирается этот угол. Ответ дайте в градусах.     Решение. Для решения этой задачи нужно знать теорему о связи градусной меры вписанного и центрального угла, опирающихся на одну дугу. В нашем случае центральный угол, опирающийся на нужную дугу (выделен зелёным цветом), равен 45°. Поскольку величина дуги измеряется величиной её центрального угла, то это и есть ответ.

Задание 3 — действия с геометрическими фигурами

  • Ошибки: в задачах с окружностями.
  • В этом типе задач, как правило, требуется найти площадь, периметр, расстояние или градусную меру угла. Важно помнить формулы площадей основных геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и круга.
  • Задача 1. На клетчатой бумаге с размером 1×1 изображена окружность и вписанный в неё острый угол. Найдите градусную меру дуги окружности, на которую опирается этот угол. Ответ дайте в градусах.

  • Решение. Для решения этой задачи нужно знать теорему о связи градусной меры вписанного и центрального угла, опирающихся на одну дугу. В нашем случае центральный угол, опирающийся на нужную дугу (выделен зелёным цветом), равен 45°. Поскольку величина дуги измеряется величиной её центрального угла, то это и есть ответ.

Задача 2. На клетчатой бумаге изображен круг. Какова площадь круга, если площадь закрашенного сектора равна 32?       Решение. Несложно заметить, что угол, смежный с центральным углом, изображенным на рисунке, равен 60°, поскольку его косинус равен ½. Значит, закрашенный центральный угол равен 180° — 60° = 120°. Поскольку в полном обороте 360°, то искомый ответ в три раза больше площади указанного сектора. То есть площадь круга равна 96.
  • Задача 2. На клетчатой бумаге изображен круг. Какова площадь круга, если площадь закрашенного сектора равна 32?

  • Решение. Несложно заметить, что угол, смежный с центральным углом, изображенным на рисунке, равен 60°, поскольку его косинус равен ½. Значит, закрашенный центральный угол равен 180° — 60° = 120°. Поскольку в полном обороте 360°, то искомый ответ в три раза больше площади указанного сектора. То есть площадь круга равна 96.
Задание 4 — теория вероятности   Ошибки: невнимательное чтение условий. Задача. На экзамен вынесено 60 вопросов, Тимур не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный вопрос. Решение. Очевидно, Тимур выучил 57 вопросов, а значит, искомая вероятность равна 57/60 = 0,95. Многие ученики вместо этого делят 3 на 60 и получают ответ 0,05, то есть высчитывают вероятность того, что Тимуру попадётся невыученный билет.

Задание 4 — теория вероятности

  • Ошибки: невнимательное чтение условий.
  • Задача. На экзамен вынесено 60 вопросов, Тимур не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный вопрос.
  • Решение. Очевидно, Тимур выучил 57 вопросов, а значит, искомая вероятность равна 57/60 = 0,95.
  • Многие ученики вместо этого делят 3 на 60 и получают ответ 0,05, то есть высчитывают вероятность того, что Тимуру попадётся невыученный билет.
Задание 5 — простейшее уравнение    Ошибки: не учесть ОДЗ уравнения. Задача. Решите уравнение  Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней. Решение. Такое иррациональное уравнение решается возведением обеих его частей в квадрат. Тут-то и кроется ошибка. Такое возведение не является равносильным, а значит, могут появиться посторонние корни. Впрочем, их легко обнаружить. Корни квадратного уравнения, полученного после возведения обеих частей уравнения в квадрат, равны x = -6, x = 1. Очевидно, положительный корень нам не подходит, так как правая часть исходного уравнения будет отрицательной. Значит, ответом на задачу является число -6. Обратите внимание на вопрос в условии задачи: требуется указать больший корень. Часто ученики, найдя два корня и даже не сделав проверку , сразу записывают больший корень, который является посторонним.

Задание 5 — простейшее уравнение

Ошибки: не учесть ОДЗ уравнения.

  • Задача. Решите уравнение
  • Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней.
  • Решение. Такое иррациональное уравнение решается возведением обеих его частей в квадрат. Тут-то и кроется ошибка. Такое возведение не является равносильным, а значит, могут появиться посторонние корни. Впрочем, их легко обнаружить. Корни квадратного уравнения, полученного после возведения обеих частей уравнения в квадрат, равны x = -6, x = 1. Очевидно, положительный корень нам не подходит, так как правая часть исходного уравнения будет отрицательной. Значит, ответом на задачу является число -6.
  • Обратите внимание на вопрос в условии задачи: требуется указать больший корень. Часто ученики, найдя два корня и даже не сделав проверку , сразу записывают больший корень, который является посторонним.
Задание 6 — планиметрическая задача   Ошибки: в задачах с окружностями. Видов этого задания очень много, но все они базируются на основных понятиях и теоремах геометрии. Задача.  Четырёхугольник ABCD вписан в окружность. Угол ABD равен 75°, угол CAD равен 35°. Найдите угол ABC. Ответ дайте в градусах.     Решение. В этой задаче проверяется знание свойств вписанных углов. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны. В нашем случае на дугу CD опираются два вписанных угла CAD и CBD. Значит, угол ABC = ABD + CBD = 75° + 35° = 110°.

Задание 6 — планиметрическая задача

Ошибки: в задачах с окружностями.

  • Видов этого задания очень много, но все они базируются на основных понятиях и теоремах геометрии.
  • Задача. Четырёхугольник ABCD вписан в окружность. Угол ABD равен 75°, угол CAD равен 35°. Найдите угол ABC. Ответ дайте в градусах.

  • Решение. В этой задаче проверяется знание свойств вписанных углов. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны. В нашем случае на дугу CD опираются два вписанных угла CAD и CBD. Значит, угол
  • ABC = ABD + CBD = 75° + 35° = 110°.
Задание 7 — производная функции   Ошибки: спутать график самой функции и её производной; забыть учесть отрезок, на котором нужно искать ответ. В этом задании проверяется наличие базовых знаний о производной: точки экстремума (минимума и максимума), а также геометрический и физический смысл производной. Рассмотрим два примера. Задача 1 . На рисунке изображён график функции y = f(x), определённой на интервале (-6; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции f(x) положительна.      Решение. Нам даётся график самой функции y = f(x). Производная положительна там, где функция возрастает. Целые точки, лежащие на участках возрастания, это -2, -1, 5, 6. Значит, правильный ответ 4.

Задание 7 — производная функции

  • Ошибки: спутать график самой функции и её производной; забыть учесть отрезок, на котором нужно искать ответ.
  • В этом задании проверяется наличие базовых знаний о производной: точки экстремума (минимума и максимума), а также геометрический и физический смысл производной.
  • Рассмотрим два примера.
  • Задача 1 . На рисунке изображён график функции y = f(x), определённой на интервале (-6; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции f(x) положительна.

  • Решение. Нам даётся график самой функции y = f(x). Производная положительна там, где функция возрастает. Целые точки, лежащие на участках возрастания, это -2, -1, 5, 6. Значит, правильный ответ 4.
В следующей задаче уже даётся график производной, а также указан отрезок, на котором требуется найти количество точек максимума.   Задача 2. На рисунке изображен график y = f′(x) — производной функции f(x), определённой на интервале (-7; 14). Найдите количество точек максимума функции f(x), принадлежащих отрезку [-6; 9].      Решение. Точка максимума — это такая точка, в которой производная равна нулю либо не существует и при переходе через неё меняет знак с + на -. В нашем случае на отрезке [-6; 9] находится единственная точка максимума x = 7. Обратите внимание: ответом является число 1, так как требуется указать количество точек максимума. Будьте внимательны — в этой задаче можно совершить целых три ошибки : •  спутать функцию и её производную; •  не учесть заданный отрезок; •  указать саму точку, а не их количество.

В следующей задаче уже даётся график производной, а также указан отрезок, на котором требуется найти количество точек максимума.

  • Задача 2. На рисунке изображен график y = f′(x) — производной функции f(x), определённой на интервале (-7; 14). Найдите количество точек максимума функции f(x), принадлежащих отрезку [-6; 9].

  • Решение. Точка максимума — это такая точка, в которой производная равна нулю либо не существует и при переходе через неё меняет знак с + на -.
  • В нашем случае на отрезке [-6; 9] находится единственная точка максимума x = 7. Обратите внимание: ответом является число 1, так как требуется указать количество точек максимума.
  • Будьте внимательны — в этой задаче можно совершить целых три ошибки :
  • спутать функцию и её производную;
  • не учесть заданный отрезок;
  • указать саму точку, а не их количество.
Задание 8 — стереометрическая задача     Ошибки: невнимательное чтение условий, арифметические ошибки. Задача 1.  Найти площадь поверхности многогранника, изображённого на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.     Решение. В задаче требуется найти площадь поверхности многогранника. Имеем S = (1 · 3) · 2 + (2 · 1) · 2 + (1 · 3) · 2 + (1 · 1) · 2 = 6 + 4 + 6 + 2 = 18. А вот следующая задача. Задача 2.  Найти объём многогранника, изображённого на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые. Решение. Искомый объём найдём как сумму объёмов прямоугольного параллелепипеда со сторонами 1, 1, 3 и куба со стороной 1. Имеем V = 1 · 1 · 3 + 1 · 1 · 1 = 4.

Задание 8 — стереометрическая задача

  • Ошибки: невнимательное чтение условий, арифметические ошибки.
  • Задача 1. Найти площадь поверхности многогранника, изображённого на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.

  • Решение. В задаче требуется найти площадь поверхности многогранника. Имеем
  • S = (1 · 3) · 2 + (2 · 1) · 2 + (1 · 3) · 2 + (1 · 1) · 2 = 6 + 4 + 6 + 2 = 18.
  • А вот следующая задача.
  • Задача 2. Найти объём многогранника, изображённого на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
  • Решение. Искомый объём найдём как сумму объёмов прямоугольного параллелепипеда со сторонами 1, 1, 3 и куба со стороной 1. Имеем
  • V = 1 · 1 · 3 + 1 · 1 · 1 = 4.
Задание 9 — вычисления и преобразования   Ошибки: в тригонометрических задачах. Здесь требуется найти значение некоторого математического выражения, как правило, показательного, логарифмического, алгебраического или тригонометрического. С последним типом выражений школьники обычно справляются хуже всего. Необходимо обязательно знать основные тригонометрические тождества, формулы приведения, табличные значения и знаки тригонометрических функций по четвертям. Задача. Найдите значение выражения   Решение. Применим формулу для косинуса двойного угла, а также формулы приведения, получим:

Задание 9 — вычисления и преобразования

  • Ошибки: в тригонометрических задачах.
  • Здесь требуется найти значение некоторого математического выражения, как правило, показательного, логарифмического, алгебраического или тригонометрического. С последним типом выражений школьники обычно справляются хуже всего. Необходимо обязательно знать основные тригонометрические тождества, формулы приведения, табличные значения и знаки тригонометрических функций по четвертям.
  • Задача. Найдите значение выражения

  • Решение. Применим формулу для косинуса двойного угла, а также формулы приведения, получим:

Задание 10 — применение математических знаний в повседневной жизни   Ошибки: арифметические. Как правило, от ученика требуется подставить все указанные в задаче значения в формулу и решить уравнение или неравенство. Задача.  Зависимость объёма спроса q (единиц в месяц) на продукцию предприятия-монополиста от цены p (тыс. руб. за ед.) задаётся формулой q = 100 — 10p. Выручка предприятия r (в тыс. руб. за месяц) вычисляется по формуле r(p) = q · p. Определите наибольшую цену p, при которой месячная выручка r(p) составит не менее 240 тысяч рублей. Ответ дайте в тысячах рублей за единицу. Решение. Составим выражение для выручки r(p) = (100 — 10p) · p. Решив неравенство (100 — 10p) · p ≥ 240, находим p ∈ [4; 6]. Таким образом, наибольшее значение цены равно 6.

Задание 10 — применение математических знаний в повседневной жизни

  • Ошибки: арифметические.
  • Как правило, от ученика требуется подставить все указанные в задаче значения в формулу и решить уравнение или неравенство.
  • Задача. Зависимость объёма спроса q (единиц в месяц) на продукцию предприятия-монополиста от цены p (тыс. руб. за ед.) задаётся формулой q = 100 — 10p. Выручка предприятия r (в тыс. руб. за месяц) вычисляется по формуле r(p) = q · p. Определите наибольшую цену p, при которой месячная выручка r(p) составит не менее 240 тысяч рублей. Ответ дайте в тысячах рублей за единицу.
  • Решение. Составим выражение для выручки r(p) = (100 — 10p) · p.
  • Решив неравенство (100 — 10p) · p ≥ 240, находим p ∈ [4; 6].
  • Таким образом, наибольшее значение цены равно 6.
Задание 11 — текстовые задачи   Ошибки: арифметические просчёты, неправильно составленное уравнение, невнимательное чтение условий задачи. Здесь могут встретиться задачи на движение, работу, концентрацию, проценты и арифметическую прогрессию. Задача. Товарный поезд каждую минуту проезжает на 750 метров меньше, чем скорый, и на путь в 180 километров тратит времени на 2 часа больше, чем скорый. Найдите скорость товарного поезда. Ответ дайте в км/ч. Решение. Начнём с перевода единиц измерения: 750 м/мин = 45 км/ч. Пусть скорость товарного поезда равна x км/ч. Тогда скорость скорого поезда равна (x+45) км/ч. Так как на путь длиной 180 километров товарный поезд тратит на 2 часа больше, то имеем уравнение: 180/x = 180/(x+45) + 2. Решив уравнение, находим x = 45. Мы не рассматриваем отрицательный корень нашего уравнения x = -90, поскольку скорость в таких задачах считается положительной величиной.

Задание 11 — текстовые задачи

  • Ошибки: арифметические просчёты, неправильно составленное уравнение, невнимательное чтение условий задачи.
  • Здесь могут встретиться задачи на движение, работу, концентрацию, проценты и арифметическую прогрессию.
  • Задача. Товарный поезд каждую минуту проезжает на 750 метров меньше, чем скорый, и на путь в 180 километров тратит времени на 2 часа больше, чем скорый. Найдите скорость товарного поезда. Ответ дайте в км/ч.
  • Решение. Начнём с перевода единиц измерения: 750 м/мин = 45 км/ч. Пусть скорость товарного поезда равна x км/ч. Тогда скорость скорого поезда равна (x+45) км/ч. Так как на путь длиной 180 километров товарный поезд тратит на 2 часа больше, то имеем уравнение: 180/x = 180/(x+45) + 2.
  • Решив уравнение, находим x = 45.
  • Мы не рассматриваем отрицательный корень нашего уравнения x = -90, поскольку скорость в таких задачах считается положительной величиной.
Задание 12 — производная функции   Ошибки: неправильное вычисление производной сложной функции, производной произведения и частного; невнимательное чтение условий. Часто ученики путают точку минимума/максимума и минимальное/максимальное значение функции. Рассмотрим задачи. Задача 1. Найдите наименьшее значение функции  на отрезке [6; 8]. Решение. В задаче нужно найти наименьшее значение. Для этого следует вспомнить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Пусть требуется найти наибольшее и наименьшее значение функции y = f(x) на отрезке [a; b]. 1.  Находим производную исходной функции y = f(x); 2.  приравниваем найденную производную к нулю и находим критические точки, принадлежащие заданному отрезку; 3.  сравниваем значение функции на концах отрезка и в найденных критических точках и выбираем наименьшее и наибольшее значения. В результате наименьшее значение функции равно -1, достигается в точке минимума x = 7.

Задание 12 — производная функции

  • Ошибки: неправильное вычисление производной сложной функции, производной произведения и частного; невнимательное чтение условий.
  • Часто ученики путают точку минимума/максимума и минимальное/максимальное значение функции. Рассмотрим задачи.
  • Задача 1. Найдите наименьшее значение функции
  • на отрезке [6; 8].
  • Решение. В задаче нужно найти наименьшее значение. Для этого следует вспомнить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
  • Пусть требуется найти наибольшее и наименьшее значение функции y = f(x) на отрезке [a; b].
  • 1. Находим производную исходной функции y = f(x);
  • 2. приравниваем найденную производную к нулю и находим критические точки, принадлежащие заданному отрезку;
  • 3. сравниваем значение функции на концах отрезка и в найденных критических точках и выбираем наименьшее и наибольшее значения.
  • В результате наименьшее значение функции равно -1, достигается в точке минимума
  • x = 7.
Задача 2. Найдите точку минимума функции    Решение. Для нахождения точек экстремума (минимума и максимума) применяем следующий алгоритм: 1.  Находим производную исходной функции y = f(x); 2.  приравниваем найденную производную к нулю и находим критические точки, принадлежащие заданному отрезку; 3.  в критических точках, где производная меняет знак с минуса на плюс, имеем точку минимума; в точках, где знак меняется с плюса на минус, имеем точку максимума. В нашем примере производная равна нулю при x = -17 и меняет знак при переходе через эту точку с минуса на плюс. Значит, x = -17 — искомая точка минимума.
  • Задача 2. Найдите точку минимума функции

  • Решение. Для нахождения точек экстремума (минимума и максимума) применяем следующий алгоритм:
  • 1. Находим производную исходной функции y = f(x);
  • 2. приравниваем найденную производную к нулю и находим критические точки, принадлежащие заданному отрезку;
  • 3. в критических точках, где производная меняет знак с минуса на плюс, имеем точку минимума; в точках, где знак меняется с плюса на минус, имеем точку максимума.
  • В нашем примере производная равна нулю при x = -17 и меняет знак при переходе через эту точку с минуса на плюс. Значит, x = -17 — искомая точка минимума.
Также нельзя забывать о случаях, когда производная всегда положительна либо отрицательна. Задача 3. Найдите наименьшее значение функции    на отрезке [-3π/2; 0]. Решение. Производная такой функции всегда отрицательна, а значит, функция убывает. Убывающая функция принимает своё наименьшее значение на отрезке на правом конце, а значит, правильный ответ y(0) = 9. Если функция y = f(x) убывает (возрастает) на отрезке [a; b], то •  в точке x = a достигается наибольшее (наименьшее) значение; •  в точке x = b достигается наименьшее (наибольшее) значение.
  • Также нельзя забывать о случаях, когда производная всегда положительна либо отрицательна.
  • Задача 3. Найдите наименьшее значение функции

  • на отрезке [-3π/2; 0].
  • Решение. Производная такой функции всегда отрицательна, а значит, функция убывает. Убывающая функция принимает своё наименьшее значение на отрезке на правом конце, а значит, правильный ответ y(0) = 9.
  • Если функция y = f(x) убывает (возрастает) на отрезке [a; b], то
  • в точке x = a достигается наибольшее (наименьшее) значение;
  • в точке x = b достигается наименьшее (наибольшее) значение.
Задачи на проценты – непонимание механизма начисления процентов.    В большинстве случаев причина ошибок – непонимание сущности процента. Например, если в условии сказано, что цена товара сначала была повышена на 25%, а затем понижена на 25%, то эти проценты не будут одной и той же суммой денег, т.к. база начисления этих процентов разная.  Пример:   При решении этого задания 6% участников экзамена посчитали, что если цена была повышена на 25%, то для нахождения старой цены нужно новую цену понизить на 25%. В действительности же новая цена составляет 125% от старой цены, а узнать нужно, сколько рублей соответствуют 100%. В более сложной экономической задаче требуется понимание механизма начисления простых и сложных процентов, обоснованное применение формул, выбор правильного способа решения. Типичные ошибки здесь связаны с неверным составлением модели задачи, непониманием взаимосвязи величин, непониманием того, что важен не только ответ, но и способ решения задачи.

Задачи на проценты – непонимание механизма начисления процентов.

  • В большинстве случаев причина ошибок – непонимание сущности процента. Например, если в условии сказано, что цена товара сначала была повышена на 25%, а затем понижена на 25%, то эти проценты не будут одной и той же суммой денег, т.к. база начисления этих процентов разная.

  • Пример:

  • При решении этого задания 6% участников экзамена посчитали, что если цена была повышена на 25%, то для нахождения старой цены нужно новую цену понизить на 25%. В действительности же новая цена составляет 125% от старой цены, а узнать нужно, сколько рублей соответствуют 100%.
  • В более сложной экономической задаче требуется понимание механизма начисления простых и сложных процентов, обоснованное применение формул, выбор правильного способа решения. Типичные ошибки здесь связаны с неверным составлением модели задачи, непониманием взаимосвязи величин, непониманием того, что важен не только ответ, но и способ решения задачи.
Невнимательное чтение условия. К сожалению, это самая распространенная ошибка согласно анализу типичных ошибок ЕГЭ, проведенному ФИПИ. Конечно, многое здесь можно списать на волнение и психологическое напряжение. Даже самые подготовленные ученики на экзамене могут растеряться, переволноваться или поспешить в решении более простых заданий. Однако факт остается фактом, и при подготовке к экзаменам на него нужно обратить внимание.  Примеры:      Почти 24% участников экзамена указали количество точек, в которых значение функции (а не ее производной) положительно, а еще около 2% участников пытались перечислить номера точек, в которых производная принимает положительное значение.    Около 2,5% участников экзамена нашли вероятность выбора подтекающего насоса, не обратив внимания на частицу «не» в условии.

Невнимательное чтение условия.

  • К сожалению, это самая распространенная ошибка согласно анализу типичных ошибок ЕГЭ, проведенному ФИПИ.
  • Конечно, многое здесь можно списать на волнение и психологическое напряжение. Даже самые подготовленные ученики на экзамене могут растеряться, переволноваться или поспешить в решении более простых заданий. Однако факт остается фактом, и при подготовке к экзаменам на него нужно обратить внимание.

  • Примеры:

  • Почти 24% участников экзамена указали количество точек, в которых значение функции (а не ее производной) положительно, а еще около 2% участников пытались перечислить номера точек, в которых производная принимает положительное значение.

  • Около 2,5% участников экзамена нашли вероятность выбора подтекающего насоса, не обратив внимания на частицу «не» в условии.
Практико-ориентированные задания базового и повышенного уровня – непонимание текста задачи.   Кроме ошибок, связанных с невнимательным чтением условия, на первое место здесь выходит непонимание текста задачи, незнание единиц измерения величин, неумение работать с формулами. Многие выпускники даже не приступают к технически не сложным практико-ориентированным задачам повышенного уровня.  Пример:      Выполнение задания – около 57%. Отмечается, что 8% участников не дали никакого ответа; 6% решили, что чем ближе, тем лучше; 4% решили, что лампочку нужно поместить в середину разрешенного интервала, а еще 4,5% решили, что самый главный параметр – это фокус.

Практико-ориентированные задания базового и повышенного уровня – непонимание текста задачи.

  • Кроме ошибок, связанных с невнимательным чтением условия, на первое место здесь выходит непонимание текста задачи, незнание единиц измерения величин, неумение работать с формулами. Многие выпускники даже не приступают к технически не сложным практико-ориентированным задачам повышенного уровня.

  • Пример:

  • Выполнение задания – около 57%. Отмечается, что 8% участников не дали никакого ответа; 6% решили, что чем ближе, тем лучше; 4% решили, что лампочку нужно поместить в середину разрешенного интервала, а еще 4,5% решили, что самый главный параметр – это фокус.
Вычислительные ошибки.     Привычка вычислять все с помощью калькулятора, вплоть до таблицы умножения и действий с круглыми числами доставляет учащимся немало проблем на экзамене.  Отсутствие навыков быстрого счета в уме или на бумаге часто приводит к тому, что участники экзамена допускают грубые ошибки в элементарных примерах.  «Слабые» места многих старшеклассников – это дроби, отрицательные числа, элементарные преобразования выражений, т.е. проблемы, накопившиеся с 5 класса.

Вычислительные ошибки.

  •  
  • Привычка вычислять все с помощью калькулятора, вплоть до таблицы умножения и действий с круглыми числами доставляет учащимся немало проблем на экзамене.
  • Отсутствие навыков быстрого счета в уме или на бумаге часто приводит к тому, что участники экзамена допускают грубые ошибки в элементарных примерах.
  • «Слабые» места многих старшеклассников – это дроби, отрицательные числа, элементарные преобразования выражений, т.е. проблемы, накопившиеся с 5 класса.
Ошибки в теоретических фактах.   Незнание необходимых для решения задач теоретических фактов, как по алгебре, так и по геометрии, существенно снижает процент выполнения большинства заданий как базового, так и повышенного уровня сложности.  Примеры:    Около 8% выпускников не дали никакого ответа; 38% ошиблись в формуле боковой поверхности конуса, а еще 12% в формуле его объема. Отмечается, что процент выполнения этого задания существенно ниже, чем, например, формально гораздо более сложного задания с полным решением на решение уравнения и осуществление отбора корней. Это означает, что низкий процент выполнения заданий по стереометрии вызван именно существенными проблемами в ее преподавании.    В задании 5 проверялось умение решать показательные и логарифмические уравнения. Из семи процентов выпускников, не справившихся с заданием, 2% ошиблись в свойствах степеней.

Ошибки в теоретических фактах.

  • Незнание необходимых для решения задач теоретических фактов, как по алгебре, так и по геометрии, существенно снижает процент выполнения большинства заданий как базового, так и повышенного уровня сложности.

  • Примеры:

  • Около 8% выпускников не дали никакого ответа; 38% ошиблись в формуле боковой поверхности конуса, а еще 12% в формуле его объема. Отмечается, что процент выполнения этого задания существенно ниже, чем, например, формально гораздо более сложного задания с полным решением на решение уравнения и осуществление отбора корней. Это означает, что низкий процент выполнения заданий по стереометрии вызван именно существенными проблемами в ее преподавании.

  • В задании 5 проверялось умение решать показательные и логарифмические уравнения. Из семи процентов выпускников, не справившихся с заданием, 2% ошиблись в свойствах степеней.

Незнание алгоритмов и методов решения.   Знание алгоритмов и методов решения проверялось во многих заданиях экзаменационной работы. Например, в задании 12 требовалось продемонстрировать понимание алгоритма исследования функции с помощью производной, а в заданиях 5,13,15 знание общих и частных методов решения уравнений и неравенств.  Пример:    Ненулевые баллы получило около 15% участников экзамена. Типичные ошибки связаны с невнимательным чтением математической записи неравенства, непониманием алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств. Очень много ошибок при решении дробно-рационального неравенства (забыт знаменатель).

Незнание алгоритмов и методов решения.

  • Знание алгоритмов и методов решения проверялось во многих заданиях экзаменационной работы. Например, в задании 12 требовалось продемонстрировать понимание алгоритма исследования функции с помощью производной, а в заданиях 5,13,15 знание общих и частных методов решения уравнений и неравенств.

  • Пример:

  • Ненулевые баллы получило около 15% участников экзамена. Типичные ошибки связаны с невнимательным чтением математической записи неравенства, непониманием алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств. Очень много ошибок при решении дробно-рационального неравенства (забыт знаменатель).

Неверное чтение чертежей, непонимание взаимосвязи элементов геометрической конструкции, отсутствие базовых пространственных представлений, ошибки в построении чертежа.

В преподавании геометрии очень важным является не только умение решать вычислительные задачи с геометрическим содержанием (по формулам), но и формировать геометрические представления о фигурах (телах). При отсутствии базовых пространственных представлений сложно ожидать высокого процента выполнения стереометрического задания с полным решением.

  • Пример:

  • Отмечается, что около 10% участников экзамена при решении этой задачи неверно определили углы по их записи (перепутали буквы или не понимают, какая из букв в записи угла соответствует его вершине). Около 5% участников «увидели» прямоугольный треугольник ACD, а еще 3% - равносторонний треугольник ABD.
  • Процент выполнения экзаменующимися геометрических заданий традиционно ниже, чем процент выполнения заданий алгебраических. В целом при решении геометрических задач более половины выпускников продемонстрировали отсутствие знания взаимосвязей элементов геометрической конструкции и соотношений между величинами пространственных фигур.
Неумение доказывать, обосновывать.   К заданиям повышенного уровня относились задания второй части 14 (стереометрия) и 16 (планиметрия) с развернутым ответом. Оба задания содержали два пункта. В первом пункте задание доказать, а во втором пункте вычислить. Основной проблемой оказалось выполнение первого пункта. Участники экзамена продемонстрировали неумение доказывать. При этом много встречается различного рода логических ошибок. Наибольшие затруднения участники испытывали при оформлении доказательства.  Пример:    Типичные ошибки связаны с непониманием логики построения доказательства. Например, доказательство начинается так: «Пусть точка О является серединой отрезка СК…». Т.е. в начале доказательства уже допускается факт, который и требуется доказать.

Неумение доказывать, обосновывать.

К заданиям повышенного уровня относились задания второй части 14 (стереометрия) и 16 (планиметрия) с развернутым ответом. Оба задания содержали два пункта. В первом пункте задание доказать, а во втором пункте вычислить. Основной проблемой оказалось выполнение первого пункта. Участники экзамена продемонстрировали неумение доказывать. При этом много встречается различного рода логических ошибок. Наибольшие затруднения участники испытывали при оформлении доказательства.

  • Пример:

  • Типичные ошибки связаны с непониманием логики построения доказательства. Например, доказательство начинается так: «Пусть точка О является серединой отрезка СК…». Т.е. в начале доказательства уже допускается факт, который и требуется доказать.

Задания 18 и 19 высокого уровня сложности предназначены для конкурсного отбора в ВУЗы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.

  • Это задания на комбинацию различных методов. Для успешного их выполнения, кроме прочих математических знаний, необходим высокий уровень математической культуры, который предполагает, в частности, умение обосновывать выбранные методы и способы решения.

  • Примеры:

  • Ненулевые баллы при решении этого задания получило около 17% участников экзамена. Многие выпускники попробовали исследовать несколько примеров, а потом обобщить полученный результат. Типичным заблуждением для многих оказалось, что на вопрос «Может ли?» нужно давать аргументированное решение, а не качественный ответ «да» или «нет».

  • Ненулевые баллы при решении этого задания получило около 3% участников экзамена. Основной проблемой оказалось применение графического метода, который, как показали работы участников экзамена, не достаточно сформирован. Без объяснений и обоснований на координатной плоскости отмечаются графики, и считывается множество значений параметра. Во многих случаях на координатной плоскости обозначено много верных объектов, а ответа на поставленный вопрос так и не последовало.
Задания по тригонометрии требуют тщательности решения.   Представленные в экзаменационной работе задания по тригонометрии не относятся к числу самых сложных, однако их выполнение требует тщательности решения, аккуратности, внимания, знания большого количества теоретических фактов и умения их применять на практике.  Примеры:   Выполнение задания – около 34%. Типичные ошибки связаны в первую очередь с определением знака тригонометрической функции – почти 12% участников экзамена потеряли знак «минус». Еще 22% решили, что ответ ожидается «хорошим» - 1 или 2.     Задание 13 проверяло умение решать тригонометрические уравнения и производить отбор корней. Основной проблемой первого пункта оказалось неумение вводить новую переменную (ошибки в свойствах степеней), незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения. При выполнении второго пункта участники продемонстрировали неумение или небрежность отбора корней.

Задания по тригонометрии требуют тщательности решения.

  • Представленные в экзаменационной работе задания по тригонометрии не относятся к числу самых сложных, однако их выполнение требует тщательности решения, аккуратности, внимания, знания большого количества теоретических фактов и умения их применять на практике.

  • Примеры:

  • Выполнение задания – около 34%. Типичные ошибки связаны в первую очередь с определением знака тригонометрической функции – почти 12% участников экзамена потеряли знак «минус». Еще 22% решили, что ответ ожидается «хорошим» - 1 или 2.

  • Задание 13 проверяло умение решать тригонометрические уравнения и производить отбор корней. Основной проблемой первого пункта оказалось неумение вводить новую переменную (ошибки в свойствах степеней), незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения. При выполнении второго пункта участники продемонстрировали неумение или небрежность отбора корней.
Отсутствие навыков математического моделирования.   Способность к построению и исследованию простейших математических моделей проверяется в заданиях 11 (текстовая задача) и 17 (текстовая задача с экономическим содержанием). Текстовые задачи, как правило, являются стандартными задачами на составление уравнений курса алгебры 8 класса.  В экономической задаче требуется верно построить математическую модель и исследовать ее. Важную роль при этом играет сюжетная, практико-ориентированная часть условия. При составлении математических моделей основные ошибки являются следствием непонимания взаимосвязи величин.  Так, например, в задачах на движение около 10% участников экзамена продемонстрировали непонимание движения по реке – собственную скорость умножили на время движения.

Отсутствие навыков математического моделирования.

  • Способность к построению и исследованию простейших математических моделей проверяется в заданиях 11 (текстовая задача) и 17 (текстовая задача с экономическим содержанием).
  • Текстовые задачи, как правило, являются стандартными задачами на составление уравнений курса алгебры 8 класса.
  • В экономической задаче требуется верно построить математическую модель и исследовать ее. Важную роль при этом играет сюжетная, практико-ориентированная часть условия.
  • При составлении математических моделей основные ошибки являются следствием непонимания взаимосвязи величин.
  • Так, например, в задачах на движение около 10% участников экзамена продемонстрировали непонимание движения по реке – собственную скорость умножили на время движения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!