Просмотр содержимого документа
«Анализ методов обучения естествознанию в начальной школе»
АВТОР РАБОТЫ – ТИМОШЕНКО ДИАНА АНАТОЛЬЕВНА
Анализ методов обучения естествознанию в начальной школе
План анализа:
1. Метод наблюдения
2. Метод моделирования
3. Метод опытов
1. Метод наблюдения — это целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Это активный познавательный процесс, использующийся при исследовательском обучении. Данный вид деятельности наиболее доступен и весьма интересен для младшего школьника.
Технология проведения наблюдений:
Этапы метода «наблюдение» | Описание этапов |
1. Подготовительный этап | Определить содержание и задачи, порядок проведения, объекты для наблюдения. Продумать: где будет происходить, как будет осуществляться и как будут фиксироваться результаты. Разработать инструкцию. Подготовить необходимое оборудование. |
2. Проведение наблюдения | Уточнить формулировку задачи, конкретизировать частные задачи. Создать условия. Составить план наблюдения. Подготовить вопросы. Стараться задействовать все органы чувств. |
3. Подведение итогов наблюдения | Найти интересные и продуктивные отражения результатов работы (зарисовки, сбор природного материала, моделирование, фото, видеосъемка, стенгазета, альбом и др.) Использовать цифровые технологии. |
2. Метод моделирования. Модель – это специально созданный объект, который аналогичен по структуре, признакам и взаимосвязям исследуемому объекту, что дает возможность отвлечься от несущественных признаков и тем самым облегчить процесс получения информации.
Моделирование – деятельность по созданию моделей. Метод практической направленности, позволяет выявлять существенные свойства изучаемых объектов. Это способ формирования целостной картины мира путем развития навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Формирует самостоятельную познавательную деятельность школьника, развивает речь, мышление, пространственные представления и чувственные сферы, информационную сферу, творческие способности ребенка.
Технология проведения моделирования:
Этап метода «моделирование» | Описание этапа |
1. Подготовительный этап | Учитель определяет возможность проведения данного метода, цели, задачи, место и время. Составление примерного плана. Приготовление конечного образца (репрезентанта). |
2. Проведение моделирования | -постановка цели -создание мотивации для работы -ознакомление с объектом и процессом, выделение существенных признаков, -обобщение полученных детьми восприятий -построение каждым учеником идеальной модели -коллективное обсуждение вариантов -выбор формы представления информации -самостоятельное моделирование -применение модели в практической деятельности |
3. Подведение итогов моделирования | Контроль учителя, взаимоконтроль и самоконтроль соответствия модели оригиналу. |
3. Многообразие и способы организации опытов на уроках окружающего мира.
Опыт – метод исследования, в ходе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос и тем самым получить новое знание.
Опытническая деятельность обладает огромным развивающим потенциалом.
2022 г.
Технологию проведения опытов и экспериментов.
Этап метода «опыт» | Описание этапа |
1. Подготовительный этап | Учитель заранее готовит оборудование, вещества или объекты по числу учащихся или групп. Разрабатывает инструктаж. |
2. Проведение опыта | Учитель сообщает цель. Организует работу с оборудованием. Знакомит с инструкцией. Учащиеся самостоятельно выполняют опыт, получают и фиксируют результаты. |
3. Подведение итогов опыта | Презентация, обсуждение результатов, полученных детьми. Формулировка общего вывода. Фиксация хода опыта и результатов в тетради. Уборка оборудования. |