Анализ результата контрольной работы по биологии
за 2020– 2021 учебный год в МОУ «СШИ № 2»
Дата проведения: 18.05.2021
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2021г. № 04-17 «О проведении в 2020/2021 учебном году контрольных работ для обучающихся 9-х классов, осваивающих образовательные программы основного общего образования», проведена контрольная работа по биологии.
1.Характеристика работы
Контрольная работа включает в себя 29 заданий и состоит из двух частей.
Часть содержит 24 задания с кратким ответом: 16 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 8 заданий повышенного уровня сложности, из которых 1 задание с ответом в виде одного слова или словосочетания, 3 задания с выбором нескольких верных ответов, 3 задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 задание на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 4 задания высокого уровня сложности: 1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ научных методов, 2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 |
Базовый | 16 | 16 | 36 |
Повышенный | 9 | 19 | 42 |
Высокий | 4 | 10 | 22 |
Итого | 29 | 45 | 100 |
2. Продолжительность контрольной работы по биологии
На выполнение контрольной работы отводится 3 часа (180 минут).
3. Шкала пересчёта суммарного балла за выполнение контрольной работы в целом в отметку
Первичный балл | 0-12 баллов | 13-24 баллов | 25-35 баллов | 36-45 баллов |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
4. Результаты контрольной работы по биологии
класс | Кол-во уч-ся | Средний балл | Наибольший балл | 5 | 4 | 3 | 2 | Ср.оценка | успеваемость | качество |
9а | 3 | 25 | 28 Ушкова А. | 0 | 1 | 2 | 0 | 3 | 100 | 33 |
Из таблицы видно, что все обучающихся справились с заданиями и перешагнули порог успешности.
Соотношение годовой отметки с отметкой за экзамен представлен в таблице:
| Ниже годовой отметки | Подтвердили годовую отметку | Выше годовой отметки |
9а | 2 (67%) | 1 (33%) | 0 |
Подробный протокол приложен к анализу.
5.Анализ результатов выполнения заданий Части 1.
Результаты выполнения заданий Части 1 контрольной работы приведены в таблице .
Результаты освоения элементов содержания стандарта по предмету (Часть 1)
№ | Проверяемые элементы содержания | Выполнили верно (%) | Не справились (%) |
1 | Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого | 100 | 0 |
2 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 33 | 67 |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 0 | 100 |
4 | Царство Растения | 100 | 0 |
5 | Царство Животные | 0 | 100 |
6 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека | 0 | 100 |
7 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 0 | 100 |
8 | Опора и движение | 67 | 33 |
9 | Внутренняя среда. Транспорт веществ | 0 | 100 |
10 | Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела | 100 | 0 |
11 | Органы чувств | 33 | 67 |
12 | Психология и поведение человека | 33 | 67 |
13 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приёмы оказания первой доврачебной помощи | 100 | 0 |
14 | Влияние экологических факторов на организмы | 100 | 0 |
15 | Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира | 100 | 0 |
16 | Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов | 100 | 0 |
17 | Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности | 100 | 0 |
18 | Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме | 100 | 0 |
19 | Умение проводить множественный выбор | 67 | 33 |
20 | Умение проводить множественный выбор | 0 | 100 |
21 | Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие | 33 | 67 |
22 | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 33 | 67 |
23 | Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 100 | 0 |
24 | Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму | 0 | 100 |
Часть II |
25 | Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого | 100 | 0 |
26 | Использовать научные методы с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических экспериментов | 100 | 0 |
27 | Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | 100 | 0 |
28 | Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме | 100 | 0 |
29 | Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость | 100 | 0 |
Менее успешно учащиеся справились со следующими заданиями по темам:
- Царство Бактерии. Царство Грибы
- Царство Животные
- Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека
- Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
- Внутренняя среда. Транспорт веществ
- Умение проводить множественный выбор
- Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму
6. Основные выводы и рекомендации:
Причины ошибок:
- слабый навык контроля и самоконтроля (невнимательность при чтении задания);
- сложность изучаемых явлений особенно в курсе зоологии и анатомии и физиологии человека;
- недостаточное количество заданий практического характера в школьном курсе биологии за 9 класс.
Рекомендации учителю:
- обратить внимание при подготовке к ГИА в 2021-2022 учебном году на задания тестовой части работы, по которым были допущены типичные ошибки;
- продолжить вести работу по индивидуальному плану подготовки учащихся к ГИА в 2021-2022 учебном году;
- обратить особое внимание на отработку навыков применения биологических знаний при решении практических задач во второй части;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся как средство саморазвития и самореализации личности;
- воспитывать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности;
- осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения и повышения качества знаний обучающихся.
Учитель биологии: Ветчинина Светлана Сергеевна
Протокол результатов контрольной работы по биологии
№ | ФИО ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | Первичный балл | Оценка |
1 | Василега Арина | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 24 | 3 |
2 | Стрельцов Александр | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 23 | 3 |
3 | Ушкова Александра | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 28 | 4 |
Средние | 25 | 3 |
Всего участников 3 |