Анализ результатов ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016 года в МОУ «СОШ №8 с. Горькая Балка
Советского района» Ставропольского края
Учитель: Хохлова Л.Н.
Основное назначение работы – осуществить оценку учебных достижений за курс русского языка выпускников начальной школы; выявить группы учащихся, требующих особого внимания в основной школе; определить направления совершенствования образовательного процесса в рамках требований нового образовательного стандарта.
Работа была подготовлена в 2-х вариантах, в каждом варианте предлагалось 16 заданий.
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.
Часть 2 содержит 13 заданий, в том числе 10 заданий к приведённому в варианте проверочной работы тексту для чтения.
На выполнения каждой из частей отводится 45 минут.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу-43.
класс | ФИО учителя | Кол. уч-ся | Ср. балл | Оценки | % обуч. | % кач |
2 | 3 | 4 | 5 | | |
Годовые оценки |
4 | Хохлова Л. Н. | 18 | 3,8 | 0 | 7 | 8 | 3 | 100% | 61% |
впр |
4 | Хохлова Л. Н. | 18 | 4,1 | 1 | 4 | 5 | 8 | 9 4, 4% | 72% |
При определении уровня обученности и качества использовалась шкала перевода баллов в оценки:
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-13 баллов | 14-24 баллов | 25-34 баллов | 35-43 баллов |
Результаты перевода баллов в оценки представлены в таблице:
Уровень обученности и качества
Школа | Выполняли работу | «2» | «3» | «4» | «5» | % обученности | % качества |
№ 8 | 18 | 1 | 4 | 5 | 8 | 100% | 72% |
Количество выполнявших работу | Подтвердили годовую оценку | Получили оценку выше годовой | Получили оценку ниже годовой | Сдали на «3»,«4», «5» | % обученности | Сдали на «4» и «5» | % качества |
18 | 10 | 7 | 1 (Гасанова Суна.) | 17 | 94,4% | 13 | 72% |
балл | Ф. и. ученика | годовая | Оценка за ВПР |
31 б. | Абраменко Егор | 4 | 4 |
22б. | Богатырев Александр | 3 | 3 |
37б. | Воробьева Тамара | 4 | 5 |
10б. | Гасанова Суна | 3 | 2 |
38б. | Гусев Илья | 5 | 5 |
33б. | Захаров Денис | 3 | 4 |
41б. | Карнаухова Ксения | 5 | 5 |
26б. | Кузнецова Алена | 3 | 3 |
15б. | Кузовкина Валерия | 3 | 3 |
38б. | Логвинов Никита | 4 | 5 |
37б. | Ломакина Эльмира | 4 | 5 |
37б. | Литвинова Виктория | 4 | 5 |
38б. | Медведева Анастасия | 5 | 5 |
33б. | Рудакова Ксения | 4 | 4 |
28б. | Сухоносов Сергей | 3 | 4 |
26б. | Тернопол Данил | 3 | 3 |
34б. | Хижняк Софья | 4 | 4 |
40б. | Хохлова Ксения | 4 | 5 |
Анализ результатов ВПР по русскому языку показывает, что обученность по результатам в 4 классе составляет 94,4%, качества знаний 72%.. По сравнению с итогами учебного года % обученности понизился на 6%(94,4%), качество знаний повысилось на 11%.
Причиной повышения качества знаний по результатам ВПР по русскому языку является то, что два ученика (Захаров Д., Сухоносов С.)получили «4» по ВПР по русскому языку, а в году имеют»3».За первую часть Захаров Д. набрал -8 баллов из 14 б., 1 балл за грамотность; а Сухоносов С.-9 баллов, 2 балла за грамотность.
А во второй части они набрали: Захаров Д.-25 баллов, Сухоносов С.-19баллов. В сумме за обе части они набрали достаточно баллов, чтобы получить «4».
В году оба имеют»3»,т.к. учитывались все письменные работы.
Подтвердили годовую оценку 10 учащихся (56%), получили выше годовой – 7 (39%) , получили оценку ниже годовой – 1 человек (4%).
Максимальный балл, который можно получить за всю работу-43.
Максимальный балл по классу-41(набрала Карнаухова Ксения), минимальный -10баллов (набрала Гасанова Суна).
3.Анализ результатов:
Задание 1 (диктант) проверяло традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические (К1) и пунктуационные (К2) нормы.
Трое учащихся ((Гасанова С., Кузнецова Алена, Кузовкина Валерия) не справились с орфографическим заданием, получив 0 баллов. Для этих обучающихся характерна дисграфия (нарушение письма: замена и пропуски букв, слияние слов), неразвитость орфографической зоркости, недостаточно сформированный навык аудирования.
Ошибки были допущены в следующих орфограммах:
непроверяемая безударная гласная в корне(29%)
безударный гласный, проверяемый ударением(38%)
мягкий знак после шипящих на конце основы и слова во всех формах глагола(17%)
написание –тся и – ться в глаголах( 22%)
правописание чк(17%)
К1(орфографические ошибки):
Максимальный балл за грамотность 4балла получили 4 человека (Карнаухова Ксения, Логвинов Н. ,Ломакина Э. ,Хохлова К.)-22% учащихся.
3балла (не более двух ошибок)- 5ч. (Воробьева Т., Гусев И.,Логвинов Н., Литвинова В., Медведева А.)-28% учащихся.
2б. (от двух ошибок до пяти).- 5ч. (Абраменко Е. ,Богатырев С., Сухоносов С., Захаров Д., Хижняк С.. .)-17% учащихся.
0б (более пяти ошибок).- 4ч (Гасанова С., Кузнецова А., Кузовкина В.,Тернопол Д.).
К2(пунктуационные ошибки):
Очень хорошо справились с заданием К2(100% учащихся).
Учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении проверялось и в задании 2, в котором были допущены ошибки(4 человека - Богатырев А., Гасанова С., Рудакова К., Сухоносов С. не смогли найти предложение с однородными сказуемыми). 78% учащихся успешно справились с заданием.
Задание 3 ( К1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (К2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое морфологическое опознавательное умение) – выполнены на 78% и 4 человека (Богатырев А., Кузовкина В., Захаров Д., Тернопол Д.) не смогли найти подлежащее, которое было выражено местоимением).
Максимальный балл за первую часть (14баллов) получили 4 человека-Карнаухова К., Логвинов Н., Ломакина Э., Хохлова К. .Минимальный балл получили: 4балла Кузовкина В., 5 баллов - Богатырев А., 7 баллов Гасанова С.
Часть 2
Бóльшая часть заданий части 2 работы построена на анализе текста и нацелена на
выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными коммуникативными
умениями, а также на выявление уровня владения логическими, общеучебными и
коммуникативными универсальными учебными действиями.
Личностный результат участников исследования определялся объемом словарного
запаса и усвоенных грамматических средств для выражения собственных мыслей и
оформления заданных высказываний.
Часть 2 содержит 13 заданий, в том числе 10 заданий к приведённому в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Задание 4(2б.) показало, что учащиеся умеют распознавать правильную орфоэпическую норму. Это задание вызвало затруднение у 17% учащихся, объясняется тем, что умение соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников сформировано у детей на интуитивном уровне, поскольку учебник русского языка не предусматривает изучение данного материала.
2б.-10 ч.(56%)
1б.-5 ч.(2 7%)
0б.-3 ч.(17%)-Кузовкина В., Литвинова В.,Сухоносов С.
Особое затруднение в постановке ударения вызвали слова – средства, звонит, торты , начал.
Задание 5(1б.) выявило ошибки на классификацию согласных звуков в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).
1б.-15ч.(83%)
0б.-3 ч.(17%)-Кузнецова А., Сухоносов С, Тернопол Д.
Задание 6(2б.) выявило затруднения детей при формулировании основной мысли текста в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления. В варианте 37 многим учащимся было трудно определить основную мысль текста («Лед не самом деле не так молчалив, как может показаться на первый взгляд»).
2б.-8 ч.(44%)
1б-6 ч.(33%)
0б.-4 ч.(23%)-Богатырев А., Воробьева Т., Кузовкина В.,Логвинов Н.
Трудным для школьников оказалось задание 7(3б.), проверяющее умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. 4 ученика (Гусев И., Литвинова В., Хижняк С., Хохлова К.) набрали максимально 3 балла-22% учащихся, 9 – справились частично, 6 человек(33%) – не справились.
Задание 8( 2б.) показало, что практически все учащиеся овладели коммуникативными и общеучебными универсальными действиями (постановка вопроса к тексту). Если правильно сформулирован вопрос без орфографических ошибок, то это задание оценивается в 2 балла, если допущены орфографические ошибки- 1 балл.
2б-7 ч.(39%)
1б.- 7 ч.(39%)
0б.-4ч.(22%). –Богатырев А.,Гасанова С., Кузнецова А.,Рудакова К.
Задание 9(1б.) выявило, что 8 учащихся(44%) умеют адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Особое затруднение вызвало объяснения значения слова» выражение» («Есть такое выражение - «ледяное молчание»)
Не вызвало особых затруднений задание 10(1б.) на подбор к слову близких по значению слов (синонимов) .37 вариант – заменить слово «загадочное» синонимом,38 вариант - заменить слово »грамотные» синонимом.
1б- 15 ч.(83%)
0б.-3ч.(17%)-Абраменко Е., Гасанова С., Кузовкина В.
37 вариант- 2 человека не справились (слово «загадочное»), 38 вариант-1 человек (слово »парта»).
Плохо справились с заданием 11(2б.) которое выявляло уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу. 8 человек(44%) не смогли найти слово(37 вариант - «ледяное»,38 вариант - «главный).
Задания 12–15 выявляли уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Дети не затруднялись в анализе структуры слов (имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений), выписывали все нужные части речи.
Задание 12(3б.) – грамматические признаки существительных. Успешно справились с этим заданием 13 человек(72%),1учащийся (Гасанова С.) не приступал к выполнению задания. Допущены были ошибки в определении падежа имен существительных («в месяц» -вин.п.,»луна»-им.п.).
Задание 13(3б.)- грамматические признаки имен прилагательных. Это задание у многих вызвало затруднение в определение падежа имен прилагательных («зимние ночи», « таинственное сияние», »в морозный день»).
3б-7человек (39%)
2б-6 ч.(33%)
1б.-3 ч.(17%)
0б.- 2ч.(11%).-Гасанова С., Богатырев А.
Задание 14(3б.)- грамматические признаки местоимений. С этим заданием успешно справились 13 человек (72%),один человек (Гасанова С.) не приступала к заданию,4 человека (Захаров Д., Кузовкина В., Тернопол Д., Хижняк С.) неверно определили лицо личных местоимений.
Задание 15(3б.)- грамматические признаки глаголов.8 человек(44%) ошиблись в определение лица у глаголов,4 человека(22%) в определение спряжения.
Задание 16 выявило, что обучающиеся знают нормы речевого этикета, умеют выражать просьбу, благодарность или отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации в письменной форме, но допускают в предложениях орфографические ошибки. С этим заданием учащиеся успешно справились(9 4%).
Один ученица (Гасанова Суна) набрала 10 баллов за обе части. В итоге у неё вышла»2».Эта девочка по национальности табасаранка. У нее большие проблемы с русским языком. На протяжении четырех лет она испытывала большие трудности по русскому языку. С ней проводились дополнительные занятия, как по русскому языку, так и по математике. Проводились индивидуальные беседы с родителями.
Два ученика (Захаров Д., Сухоносов С.)получили «4» по ВПР по русскому языку, а в году имеют»3».За первую часть Захаров Д. набрал -8баллов из 14 б., 1 балл за грамотность; а Сухоносов С.-9 баллов, 2 балла за грамотность.
А во второй части они набрали: Захаров Д.-25 баллов, Сухоносов С.-19баллов. В сумме за обе части они набрали достаточно баллов, чтобы получить «4».
В году оба имеют»3»,т.к. учитывались все письменные работы.
Более успешно выполнены учащимися 4- го класса задания № 2,3 ,7, 10,12(2), 13(2), 15(1), 15 (2),16. Обучающиеся умеют классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа, умеют распознавать правильную орфоэпическую норму (ставить ударение в словах, трудных случаях), владеют умением составлять план прочитанного текста в письменной форме, задавать вопросы по тексту, что говорит о достаточном уровне владения коммуникативными УУД. Учащиеся умеют классифицировать такие части речи, как существительное, прилагательное, глагол, испытывают трудности и допускают ошибки при распознании их грамматические признаков, особенно местоимения и при оформлении просьбы, благодарности или отказа с соблюдением норм речевого этикета.
Затруднения вызвало задание № 6, которое было направлено на проверку умения формулировать основную мысль текста, заданную в неявном виде Недостаточными являются умения учащихся 4-х классов выражать просьбу или отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации в задании 16, соблюдая при этом правила орфографии.
Общие выводы
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 94, 4% обучающихся 4 класса, участвовавших в апробации ВПР, справились с проверочной работой по русскому языку, из них 72% показали хорошие и отличные результаты.
Наибольшее число участников ВПР по русскому языку успешно выполнили простейшие задания на нахождение главных и второстепенных членов предложения, на извлечение из текста информации, представленной в явном виде, а также распознавание частей речи.
Уровни подготовки учащихся 4-х классов, участвовавших в апробации ВПР, определяются по полученным ими отметкам.
Обучающиеся, получившие отметку "5", в целом продемонстрировали очень хорошее владение материалом. Все задания проверочной работы выполнены этой категорией участников выше границы уровня освоения программного материала в соответствии с ФГОС .
Стабильное владение материалом продемонстрировали ученики, получившие отметку "4". У данной группы учеников вызвали затруднения задания, проверяющие освоение следующих умений:
- определять тему и главную мысль текста;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Обучающиеся, получившие отметку "3", показали нестабильное владение материалом. Лучше всего учащиеся данной категории справились с заданием, проверяющим умение находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Проблемными оказались темы, связанные с делением текста на смысловые части, составлением плана, определением темы и главной мысли текста.
Не освоили большую часть планируемых результатов обучающиеся, получившие отметку "2". Результаты выполнения заданий (за исключением задания 3) показывает наличие серьезных пробелов в знаниях и умениях.
Рекомендации :
Обсудить результаты ВПР в 4-м классе на заседании МО.
Продолжать работу по повышению качества знаний учащихся по предмету:
- включать в аналитическую деятельность учащихся различные виды разбора для формирования осмысленной и прочной орфографической и пунктуационной практической грамотности;
-выстроить работу на уроках развития речи по составлению плана текста;
- систематически использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся;
- реализовывать межпредметные связи в преподавании русского языка, способствующие повышению общекультурного уровня учащихся;
- проводить работу по формированию организационных умений учащихся (правильно читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса).
Учитель: Хохлова Л. Н.
Анализ результатов ВПР ПО математике 2016 года в МОУ «СОШ №8 с. Горькая Балка
Советского района» Ставропольского края
Основное назначение работы – осуществить оценку учебных достижений за курс математики выпускников начальной школы; выявить группы учащихся, требующих особого внимания в основной школе; определить направления совершенствования образовательного процесса в рамках требований нового образовательного стандарта.
Работа была подготовлена в 2-х вариантах, в каждом варианте предлагалось 11 заданий.
На выполнения работы отводится 45 минут.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу- 18.
класс | ФИО учителя | Кол. уч-ся | Ср. балл | Оценки | % обуч. | % кач |
2 | 3 | 4 | 5 | | |
Годовые оценки |
4 | Хохлова Л. Н. | 18 | 3,8 | 0 | 7 | 7 | 4 | 100% | 61% |
ВПР |
4 | Хохлова Л. Н. | 18 | 3,8 | 1 | 6 | 4 | 7 | 9 4, 4% | 61% |
При определении уровня обученности и качества использовалась шкала перевода баллов в оценки:
«2» | «3» | «4» | «5» |
5 баллов | 6-9 баллов | 10-12 баллов | 13-18 баллов |
Результаты перевода баллов в оценки представлены в таблице:
Уровень обученности и качества
Школа | Выполняли работу | «2» | «3» | «4» | «5» | % обученности | % качества |
№ 8 | 18 | 1 | 6 | 4 | 7 | 100% | 61% |
Количество выполнявших работу | Подтвердили годовую оценку | Получили оценку выше годовой | Получили оценку ниже годовой | Сдали на «3»,«4», «5» | % обученности | Сдали на «4» и «5» | % качества |
18 | 13 | 3 | 2 (Гасанова Суна,Литвинова В..) | 17 | 94,4% | 11 | 61% |
Анализ результатов ВПР по математике показывает, что обученность по результатам в 4 классе составляет 94,4%, качества знаний - 61%.. По сравнению с итогами учебного года % обученности понизился (94,4%), качество знаний осталось на прежнем уровне 61%. .
Подтвердили годовую оценку 13 учащихся (72%), получили выше годовой – 3 (17%) , получили оценку ниже годовой – 2человека (11%).
Максимальный балл, который можно получить за всю работу- 18.
Максимальный балл по классу- 16б. набрала Воробьева Т., минимальный -0баллов (набрала Гасанова Суна).
Гасанова Суна на протяжении четырех лет слабо усваивала учебный материал. С ней проводились индивидуальные занятия, как по математике, так и по русскому языку. Велись беседы с родителями о том, как помочь ребенку учиться. Но Суна так и не смогла справиться с заданиями ВПР по математике.
балл | Ф. и. ученика | годовая | Оценка за ВПР |
12 б. | Абраменко Егор | 4 | 4 |
8б. | Богатырев Александр | 3 | 3 |
16б. | Воробьева Тамара | 5 | 5 |
0б. | Гасанова Суна | 3 | 2 |
13б. | Гусев Илья | 5 | 5 |
10б. | Захаров Денис | 3 | 4 |
15б. | Карнаухова Ксения | 5 | 5 |
8б. | Кузнецова Алена | 3 | 3 |
7б. | Кузовкина Валерия | 3 | 3 |
15б. | Логвинов Никита | 4 | 5 |
14б. | Ломакина Эльмира | 4 | 5 |
9б. | Литвинова Виктория | 4 | 3 |
14б. | Медведева Анастасия | 5 | 5 |
7б. | Рудакова Ксения | 3 | 3 |
13б. | Сухоносов Сергей | 4 | 4 |
8б. | Тернопол Данил | 3 | 3 |
11б. | Хижняк Софья | 4 | 4 |
11б. | Хохлова Ксения | 4 | 4 |
Анализ результатов
С первыми двумя заданиями справились (94%) учащихся. В них проверялись: умение выполнять арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 и умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий.
Задание 3 проверяло умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Справились успешно(89%) учащихся с заданием 3.
3человека не справились (ГасановаС., Литвинова В..Рудакова К.).
В 4 задании выявлялось умение читать, записывать и сравнивать величины (единицы длины, времени), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, а также выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.
1б-12человек(67%)
0б.-4 ч.(33%)-Гасанова С.,Кузнецова А., Кузовкина В., Тернопол Д.
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверялось заданием 5. Пункт 1 задания (вычисление площади прямоугольника) не вызвал особых затруднений.4человека получили 0баллов. (пункт 1 и пункт 2).
1б-14 человек(78%)
0б- 4 человека(22%)
Задание 6 предполагало чтение и анализ несложных готовых таблиц, с чем учащиеся справились на 89% , показали хороший результат.
В задании 7 (письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) несколько учеников допустили вычислительные ошибки.
1б.-12ч.(67%)
0б.-6 ч.(33 %)
Умение решать текстовые задачи в три-четыре действия проверялось заданиями 8 и 9. При этом в задании 8 необходимо было выполнить действия, связанные с расчетом единицами времени и длины, что вызвало трудности практически у всех, – только 2 8% выполнили задание правильно. (вариант 27)
В 9 задании 13 учащихся (39%) не разобрались в условии задачи, не поняли её смысл, поэтому привели неверные рассуждения. Это связано с несформированностью умения ориентироваться на систему признаков, недостаточный уровень развития образного мышления.
Задание 10 выявило, что 33% учащихся не владеют основами пространственного воображения. Только 7 человек выполнили задание на 100%, Это стало западающим вопросом и на вышестоящих уровнях, поскольку на уроках математики не предусмотрены задания такого плана, они имеют метапредметный характер.
С заданием 11, требующим умения решать логические задачи в три-четыре действия, не справился никто. Такие низкие результаты свидетельствуют о том, что учащиеся не овладели или овладели в недостаточной степени основами логического и алгоритмического мышления.
Общие выводы
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 9 4.4% участников апробации ВПР в справились с проверочной работой по математике, из них 61%продемонстрировали хороший и отличный уровни предметной подготовки.
По итогам года и ВПР процент качества знаний остался на том же уровне (61%), а процент обученности понизился на 6%.Одна ученица (Гасанова С.) не справилась с ВПР по математике, получила»2». Эта ученица как по русскому языку, так и по математике испытывает большие трудности. В дополнительное время с ней проводились индивидуальные занятия по математике, консультации по выполнению домашних заданий. Гасанова С. не освоила большую часть планируемых результатов, получившая отметку "2". Результаты выполнения заданий показывает наличие серьезных пробелов в знаниях и умениях.
Более успешно выполнены учащимися 4-го класса задания 1,2,3,5,6, в которых проверялись умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умения решать задачи арифметическим способом, умения читать и анализировать готовые несложные таблицы.
Выполнены на недостаточном уровне задания, в которых проверялось овладение основами пространственного воображения (оно предполагало описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости); в котором необходимо выполнить действия, связанные с расчетом времени и последнее задание, в котором проверялось овладение основами логического и алгоритмического мышления при решении задачи в 4 действия. Не смог ни один учащийся выполнить задание № 11.
Лучше всего у обучающихся сформированы следующие умения: выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, работать с таблицами и диаграммами.
Результаты проверочных работ показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:
- низкий уровень сформированности навыков геометрического конструирования, умения анализировать чертеж, видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры;
- крайне низкое развитие навыков проведения логических рассуждений.
Наиболее трудными оказались задания: № 8- читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час – минута, минута – секунда); решать задачи в 3–4 действия; №10 - описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; № 11 - демонстрировать овладение основами логического и алгоритмического мышления.
По итогам апробации проверочных работ можно сделать вывод, что большинство четвероклассников в целом успешно осваивают программу начального общего образования в соответствии с ФГОС.
Рекомендации
В работе с обучающимися, имеющими высокий уровень математической подготовки, целесообразно больше внимания уделять выполнению заданий, требующих логических рассуждений.
В работе с обучающимися, имеющими уровень математической подготовки выше среднего, рекомендуется обратить внимание на выполнение практико-ориентированных заданий, а также на развитие логического мышления.
В работе с обучающимися, имеющими средний уровень подготовки, важно уделять больше внимания контролю усвоения ими ключевых математических понятий, отработке умений решать стандартные учебные задания, в том числе правильно считать, выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи.
При работе с обучающимися, имеющими низкий уровень подготовки, рекомендуется в первую очередь обратить внимание на отработку базовых навыков счета, чтения и понимания учебного математического текста, работы с информацией, представленной в различных формах, а также на усвоение ключевых математических понятий.
Учитель: Хохлова Л.Н.
Анализ результатов ВПР по окружающему миру 2016 года в МОУ «СОШ №8 с. Горькая Балка
Советского района» Ставропольского края
Назначение ВПР по предмету "Окружающий мир" – оценить уровень
общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с
требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения
предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня
сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения
межпредметными понятиями.
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые
различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение
определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким
ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с
развернутым ответом.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Работа была подготовлена в 2-х вариантах, в каждом варианте предлагалось 10 заданий.
На выполнения работы отводится 45 минут.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу-30.
класс | ФИО учителя | Кол. уч-ся | Ср. балл | Оценки | % обуч. | % кач |
2 | 3 | 4 | 5 | | |
Годовые оценки |
4 | Хохлова Л. Н. | 18 | 4,1 | 0 | 5 | 7 | 6 | 100% | 72% |
ВПР |
4 | Хохлова Л. Н. | 18 | 3,8 | 1 | 9 | 9 | 0 | 100% | 50% |
При определении уровня обученности и качества использовалась шкала перевода баллов в оценки:
«2» | «3» | «4» | «5» |
7 баллов | 8-16 баллов | 17-24 баллов | 25-30 баллов |
Результаты перевода баллов в оценки представлены в таблице:
Уровень обученности и качества
Школа | Выполняли работу | «2» | «3» | «4» | «5» | % обученности | % качества |
№ 8 | 18 | 0 | 9 | 9 | 0 | 100% | 50% |
Количество выполнявших работу | Подтвердили годовую оценку | Получили оценку выше годовой | Получили оценку ниже годовой | Сдали на «3»,«4», «5» | % обученности | Сдали на «4» и «5» | % качества |
18 | 5 | 2 | 11 ( Абраменко..Воробьева, Гусев,Карнаухова ,Логвинов,Литвинова, Медведева ,Рудакова, Сухоносов, Хижняк,Хохлова.) ) | 18 | 100% | 9 | 50% |
Анализ результатов ВПР по окружающему миру показывает, что обученность по результатам в 4 классе составляет 100%, качества знаний - 50%.. По сравнению с итогами учебного года % обученности остался на том же уровне, качество знаний понизилось 50%%. .
Подтвердили годовую оценку 5 учащихся (28%), получили выше годовой – 2 (11%) , получили оценку ниже годовой – 11человек (61%).
Максимальный балл, который можно получить за всю работу- 30.
Максимальный балл по классу- 22б. набрали Воробьева Т., Богатырев А. ,Медведева А., минимальный - 9баллов (набрала Гасанова Суна).
балл | Ф. и. ученика | годовая | Оценка за ВПР |
12 б. | Абраменко Егор | 4 | 3 |
22б. | Богатырев Александр | 4 | 4 |
226. | Воробьева Тамара | 5 | 4 |
9б. | Гасанова Суна | 3 | 3 |
21б. | Гусев Илья | 5 | 4 |
13б. | Захаров Денис | 3 | 3 |
17б. | Карнаухова Ксения | 5 | 4 |
19б. | Кузнецова Алена | 3 | 4 |
18б. | Кузовкина Валерия | 3 | 4 |
21б. | Логвинов Никита | 5 | 4 |
17б. | Ломакина Эльмира | 4 | 4 |
15б. | Литвинова Виктория | 4 | 3 |
22б. | Медведева Анастасия | 5 | 4 |
15б. | Рудакова Ксения | 4 | 3 |
14б. | Сухоносов Сергей | 4 | 3 |
17б. | Тернопол Данил | 3 | 3 |
14б. | Хижняк Софья | 4 | 3 |
13б. | Хохлова Ксения | 4 | 3 |
Анализ ВПР по окружающему миру
ЧАСТЬ1.
Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на
выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о
сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об
элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию,
представленную в разных формах.
Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать
объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.
В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке любых других предметов, если они могут быть сделаны из соответствующих материалов.
Правильно указано по одному предмету из каждого материала с соответствующими подписями- 2б.- (94%).С этим заданием учащиеся успешно справились.
Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня,
содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ
условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию,
представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.).
Верно выполнили задание-61%, допустили одну ошибку-33%, более двух ошибок-6%.
Основой задания 3 является умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты,
процессы -и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в
естественной среде на каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими универсальными действиями.
3.1. Записать название каждого материка в отведённое для этого поле.
Правильный ответ(2б.)-39%, допустили одну ошибку-50%,неверно выполнили задание-11%.
3.2. Записать на строчках ниже название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
Правильный ответ(1б.)-78%, неверный ответ-12%.
3.3. Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие – на материке Б? Записать номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.
Верно справились с заданием(3 балла)- 33%, допустили более двух ошибок(1 балл)—44%, неверно выполнили- 23% .
Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составить два правила из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца.
Верно выполнили(1 балл)- 89%.
В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение
распознать конкретные части тела и органы).
Правильно указаны все три части тела (органа) с соответствующими подписями-2 балла- 28%
Правильно указаны только любые две части тела (органа) с соответствующими подписями(1 балл)- 28%.
Правильно указана только одна любая часть тела (орган) с соответствующей подписью. ИЛИ Все части тела (органы) указаны неправильно. ИЛИ Все части тела (органы) отмечены стрелками, но не подписаны. ИЛИ Ни одной части тела (органа) не указано- 0 баллов-44%.Это задание оказалось сложным для учащихся.
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы- его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания
проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию,
представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты,
процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного
опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить
рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ
обучающегося.
6.1 Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию,
представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты,
процессы. (1 балл)
Успешно справились с этим заданием-83%.
6.2. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. (1 балл)
По результатам эксперимента нужно сделать выводы.
Справились с заданием всего 28%.Это задание оказалось сложным для учащихся.
6.3. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.
(2 б.)
.Это задание оказалось очень сложным для учащихся. Справилось только-17%.
Успешно справились учащиеся в 1 части с заданиями №1(умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства),№2 (умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами т.п.),№4(освоенияэлементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде),№6(1) - умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.
Особое затруднение вызвали задание№3(1)- название материка Земли,№ 5 (овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы),.№3(2) -какие из приведенных в задании животных и растений обитают в
естественной среде на каждом из этих материков.
ЧАСТЬ2.
Задания части 2 направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуютразвернутого ответа.
Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаков символических изображений сформулировать правило поведения.
Внимательно рассмотри знаки, которые можно встретить соответственно на улице, в музее и на этикетке одежды. Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков? Напиши эти правила.
Верно сформулированы три правила(2 балла)-17%.
Верно сформулированы только два любые правила(1балл)- 61%.
Верно сформулировано только одно любое правило. ИЛИ Ни одного правила не сформулировано верно(0б.)-22%.
Ошибки были допущены со знаками, изображенными на этикетке одежды.
Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений
обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости
труда представителей каждой из них. Задание построено на основе
изображений объектов, с которыми работают представители различных
профессий. Задание носит альтернативный характер – обучающийся может
выбрать одно из трех изображений, назвать соответствующую профессию и
ответить на вопросы об этой профессии.
К1. Определение профессии по фотографии.
К2. Пояснение характера работы.
К3. Объяснение пользы для общества.
Успешно справились с заданием-94%.
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и
семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также
институтов духовной культуры.
Дан уместный ответ на вопрос, в котором в общей форме или на примере(-ах) показана хотя бы одна причина( 2б.)-17%.
В ответе наряду с верными имеются ошибочные суждения или рассуждения общего характера(1б.)- 22%
Ответ не относится к заданию(0б.)-61%.
Это задание вызвало затруднение у учащихся.
. В задании 10 проверяется знания обучающихся о родном крае, его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
10.1. Записать название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.
Правильно указаны название региона и его главный город / название региона и район-83%. Не знают название своего региона-17%.
10.2. Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живёшь?
Не справились с заданием-11%.
10.3 Реки, горы Ставропольского края (вариант24).
Успешно справились с заданием-94%.
Производством каких товаров известен Ставропольский край? (вариант 27).
Справились 94% учащихся.
Общие выводы
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 100% участников апробации ВПР справились с проверочной работой по окружающему миру, из них 50% продемонстрировали хороший уровень предметной подготовки.
Более успешно выполнены учащимися 4-го класса задания 1,2,4, 6(1), 10(1),10(3).Наиболее трудными оказались задания 3(1), 3(2),3(3),5,6(2),6(3),9.
По итогам года и ВПР по окружающему миру, можно сказать, что процент обученности остался прежним, качество знаний понизилось 22%.
Причины понижения показателя качества знаний по окружающему миру:
- мало времени отводится на выполнения ВПР по окружающему миру(45 минут), многие учащиеся не успели выполнить последние задания;
- в задание №9 нужно было дать письменный ответ на данный вопрос. На уроках окружающего мира учащиеся устно отвечали на вопросы, учились пересказывать параграф учебника;
- некоторые учащиеся невнимательно читали задание, поэтому допустили ошибки;
-при изучении темы» Организм человека», изучали такие термины, как бедро, голень (а в заданиях были такие термины, как «лодыжка», икра»).
- поздно появился образец выполнения ВПР по окружающему миру.
Рекомендации
Обсудить результаты ВПР ПО окружающему миру в 4-м классе на заседании МО.
Продолжать работу по повышению качества знаний учащихся по предмету:
-
проводить работу по формированию организационных умений учащихся задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса);
- уделять большое внимание знаниям моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
- вести работу над выделением необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
- продолжать работу над умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учитель: Хохлова Л. Н.