АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
СТИХОТВОРЕНИЕ «БЕСЫ»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.
Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.
Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.
Тема – сложное положение русского народа, которому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни.
Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.
Жанр – лирическая баллада.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.
ТЕМА
Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы.
Тема стиха – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.
ЖАНР
С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.
Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.
Ваши ощущения от стихотворения.
Каково настроение стихотворения?
(Создаётся атмосфера таинственности, мистики,
ощущается страх.)
Как это достигается?
С помощью лексики, она тесно связана с
фольклором: «чисто поле», «мутно небо».
С помощью языческих образов (бесы, домовые, ведьмы).
Какими они показаны? («Бес водит да кружит по сторонам», «играет, дует, плюет,… в овраг толкает коня»; «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают».)
Какую роль играет обращение автора к древним поверьям, язычеству? (Это делает стихотворение ещё более загадочным.)
Более подробно остановимся на образах бесов . Кто они? В толковом словаре можно прочесть, что «бес – в религии и народных поверьях злой дух, искушающий, хитрый, умный». Подтвердите это текстом.
(В конце стихотворения бесы кружатся вокруг героя, жалобно поют, «мчатся ... рой за роем», «надрывая сердце» человеку.)
Каково отношение человека к ним?
(«Бесконечны, безобразны…».)
Докажите, что бесы не сон, не мираж,
увиденный путником.
(По народным поверьям, мёртвых и нечистых могут почувствовать два животных – кошка и лошадь. В стихотворении чётко описан образ коней: сначала «одичалый конь», затем «кони стали», далее «кони чуткие храпят», в конце «кони снова понеслися»; всё это доказывает присутствие бесов.)
Что ещё может означать такое поведение коней?
(Они предчувствуют смерть человека.)
Таинственен и пейзаж в стихотворении. Какие образы в окружающей героев природе можно выделить?
(Мутная ночь, летучий снег, мчащиеся тучи,
луна-невидимка).
Образ вьюги – самый интересный из природных образов. С помощью какого художественного средства она изображена?
(С помощью олицетворения: «вьюга злится, вьюга плачет, слипает очи».)
Положительный или отрицательный она персонаж?
Средства выразительности
Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует различные средства выразительности.
Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.
Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.
Стихотворение построено на антитезе. Найдите её и объясните смысл.
(Бесы – люди, ночь мутна – поле чисто. Перед нами стихотворение о вечной борьбе человека и природы, добра и зла.)
В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий.
Философский смысл "Бесов" подчеpкнул и как бы утвеpдил Достоевский, поставив два четвеpостишия из пушкинского стихотвоpения одним из эпигpафов к своему pоману "Бесы". Дpугой эпигpаф - евангельская пpитча об изгнании бесов. Таким обpазом, стихотвоpение Пушкина становится в один pяд с евангельским текстом и вместе с ним соотносится со всем комплексом пpоблем, поднятых в этом сложнейшем философском pомане.
Стихотворение "Бесы" в творчестве Пушкина было не случайным. Оно постепенно рождалось из трагической и возвышенной литературной и жизненной биографии поэта, имея продолжение в темах и образах его дальнейшего творчества и в реальной жизни. Русские философы конца ХIХ - начала ХХ века, обращаясь к Пушкину, постоянно подчеркивали, что судьба поэта – это наша судьба, судьба России. Поэтому можно сказать, что трагическое стихотворение "Бесы" отразило один из кризисных этапов русского общества, жизни всего народа. Необходимо помнить слова С.Булгакова: "Пушкин - наша родина, с ее неисследимой глубиной и неразгаданной тайной, и не только поэзия Пушкина, но и сам поэт"
ТЕСТ
А.С. ПУШКИН
«БЕСЫ»
1. В каком году А. Пушкин написал стихотворение «Бесы»?
- 1810 г.
- 1822 г.
- 1830 г.
- 1832 г.
2. Где оно было написано?
- На Кавказе
- В Москве
- В Крыму
- В Болдино
3. Какова основная тема произведения?
- Холера
- Размышления о будущем
- Тяжелое положение русского народа
- Раздумья о родственниках
4. Какая композиция использована в стихотворении?
- Линейная
- Обратная
- Обрамляющая
- Трехчастная
5. Назовите жанр стихотворения:
- мадригал
- ода
- баллада
- сонет
6. «Ночь мутна» – это:
- сравнение
- метафора
- олицетворение
- эпитет
7. Назовите стихотворный размер произведения:
- четырехстопный хорей
- анапест
- спондей
- амфибрахий