СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Бесы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  может быть использована на уроке литературы по обновлённым ФГОС ООО в 8 классе. Представлен анализ стихотворения "Бесы", а также урок завершается тестом по проверке усвоенных учащимися знаний.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Бесы"»

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН СТИХОТВОРЕНИЕ «БЕСЫ»

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

СТИХОТВОРЕНИЕ «БЕСЫ»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.

Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.  Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.

Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.

Тема – сложное положение русского народа, которому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни. Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части. Жанр – лирическая баллада. Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Тема – сложное положение русского народа, которому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни.

Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.

Жанр – лирическая баллада.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

ТЕМА Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Тема стиха – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

ТЕМА

Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы.

Тема стиха – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

ЖАНР С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами. Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

ЖАНР

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Ваши ощущения от стихотворения. Каково настроение стихотворения?   (Создаётся атмосфера таинственности, мистики, ощущается страх.)   Как это достигается?  С помощью лексики, она тесно связана с фольклором: «чисто поле», «мутно небо».  С помощью языческих образов (бесы, домовые, ведьмы).   Какими они показаны? («Бес водит да кружит по сторонам», «играет, дует, плюет,… в овраг толкает коня»; «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают».) Какую роль играет обращение автора к древним поверьям, язычеству? (Это делает стихотворение ещё более загадочным.)

Ваши ощущения от стихотворения.

Каково настроение стихотворения?

(Создаётся атмосфера таинственности, мистики,

ощущается страх.)

Как это достигается?

С помощью лексики, она тесно связана с

фольклором: «чисто поле», «мутно небо».

С помощью языческих образов (бесы, домовые, ведьмы).

Какими они показаны? («Бес водит да кружит по сторонам», «играет, дует, плюет,… в овраг толкает коня»; «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают».)

Какую роль играет обращение автора к древним поверьям, язычеству? (Это делает стихотворение ещё более загадочным.)

Более подробно остановимся на образах бесов . Кто они? В толковом словаре можно прочесть, что «бес – в религии и народных поверьях злой дух, искушающий, хитрый, умный». Подтвердите это текстом.  (В конце стихотворения бесы кружатся вокруг героя, жалобно поют, «мчатся ... рой за роем», «надрывая сердце» человеку.)  Каково отношение человека к ним?  («Бесконечны, безобразны…».)

Более подробно остановимся на образах бесов . Кто они? В толковом словаре можно прочесть, что «бес – в религии и народных поверьях злой дух, искушающий, хитрый, умный». Подтвердите это текстом.

(В конце стихотворения бесы кружатся вокруг героя, жалобно поют, «мчатся ... рой за роем», «надрывая сердце» человеку.)

Каково отношение человека к ним?

(«Бесконечны, безобразны…».)

Докажите, что бесы не сон, не мираж, увиденный путником.  (По народным поверьям, мёртвых и нечистых могут почувствовать два животных – кошка и лошадь. В стихотворении чётко описан образ коней: сначала «одичалый конь», затем «кони стали», далее «кони чуткие храпят», в конце «кони снова понеслися»; всё это доказывает присутствие бесов.) Что ещё может означать такое поведение коней?  (Они предчувствуют смерть человека.)  Таинственен и пейзаж в стихотворении. Какие образы в окружающей героев природе можно выделить?  (Мутная ночь, летучий снег, мчащиеся тучи,  луна-невидимка).

Докажите, что бесы не сон, не мираж,

увиденный путником.

(По народным поверьям, мёртвых и нечистых могут почувствовать два животных – кошка и лошадь. В стихотворении чётко описан образ коней: сначала «одичалый конь», затем «кони стали», далее «кони чуткие храпят», в конце «кони снова понеслися»; всё это доказывает присутствие бесов.)

Что ещё может означать такое поведение коней?

(Они предчувствуют смерть человека.)

Таинственен и пейзаж в стихотворении. Какие образы в окружающей героев природе можно выделить?

(Мутная ночь, летучий снег, мчащиеся тучи, 

луна-невидимка).

Образ вьюги – самый интересный из природных образов. С помощью какого художественного средства она изображена?  (С помощью олицетворения: «вьюга злится, вьюга плачет, слипает очи».)  Положительный или отрицательный она персонаж?

Образ вьюги – самый интересный из природных образов. С помощью какого художественного средства она изображена?

(С помощью олицетворения: «вьюга злится, вьюга плачет, слипает очи».)

Положительный или отрицательный она персонаж?

Средства выразительности Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует различные средства выразительности. Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”. Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.   Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.  

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует различные средства выразительности.

Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

 

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

 

Стихотворение построено на антитезе. Найдите её и объясните смысл. (Бесы – люди, ночь мутна – поле чисто. Перед нами стихотворение о вечной борьбе человека и природы, добра и зла.)

Стихотворение построено на антитезе. Найдите её и объясните смысл.

(Бесы – люди, ночь мутна – поле чисто. Перед нами стихотворение о вечной борьбе человека и природы, добра и зла.)

В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий. Философский смысл

В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий.

Философский смысл "Бесов" подчеpкнул и как бы утвеpдил Достоевский, поставив два четвеpостишия из пушкинского стихотвоpения одним из эпигpафов к своему pоману "Бесы". Дpугой эпигpаф - евангельская пpитча об изгнании бесов. Таким обpазом, стихотвоpение Пушкина становится в один pяд с евангельским текстом и вместе с ним соотносится со всем комплексом пpоблем, поднятых в этом сложнейшем философском pомане.

Стихотворение

Стихотворение "Бесы" в творчестве Пушкина было не случайным. Оно постепенно рождалось из трагической и возвышенной литературной и жизненной биографии поэта, имея продолжение в темах и образах его дальнейшего творчества и в реальной жизни. Русские философы конца ХIХ - начала ХХ века, обращаясь к Пушкину, постоянно подчеркивали, что судьба поэта – это наша судьба, судьба России. Поэтому можно сказать, что трагическое стихотворение "Бесы" отразило один из кризисных этапов русского общества, жизни всего народа. Необходимо помнить слова С.Булгакова: "Пушкин - наша родина, с ее неисследимой глубиной и неразгаданной тайной, и не только поэзия Пушкина, но и сам поэт"

ТЕСТ А.С. ПУШКИН «БЕСЫ»

ТЕСТ

А.С. ПУШКИН

«БЕСЫ»

1. В каком году А. Пушкин написал стихотворение «Бесы»?  1810 г.  1822 г.  1830 г.  1832 г. 2. Где оно было написано?  На Кавказе  В Москве  В Крыму  В Болдино 3. Какова основная тема произведения?  Холера  Размышления о будущем  Тяжелое положение русского народа  Раздумья о родственниках

1. В каком году А. Пушкин написал стихотворение «Бесы»?

  • 1810 г.
  • 1822 г.
  • 1830 г.
  • 1832 г.

2. Где оно было написано?

  • На Кавказе
  • В Москве
  • В Крыму
  • В Болдино

3. Какова основная тема произведения?

  • Холера
  • Размышления о будущем
  • Тяжелое положение русского народа
  • Раздумья о родственниках
4. Какая композиция использована в стихотворении?  Линейная  Обратная  Обрамляющая  Трехчастная 5. Назовите жанр стихотворения:  мадригал  ода  баллада  сонет 6. «Ночь мутна» – это:  сравнение  метафора  олицетворение  эпитет 7. Назовите стихотворный размер произведения:  четырехстопный хорей  анапест  спондей  амфибрахий

4. Какая композиция использована в стихотворении?

  • Линейная
  • Обратная
  • Обрамляющая
  • Трехчастная

5. Назовите жанр стихотворения:

  • мадригал
  • ода
  • баллада
  • сонет

6. «Ночь мутна» – это:

  • сравнение
  • метафора
  • олицетворение
  • эпитет

7. Назовите стихотворный размер произведения:

  • четырехстопный хорей
  • анапест
  • спондей
  • амфибрахий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!