СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Смычок и струны»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даёт представление о личности И.Ф. Анненского, об особенностях его творчества. Обучающиеся знакомятся со стихотворением «Смычок и струны», анализируют его.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Смычок и струны»»

Предмет: литература

Класс: 11 (общеобразовательный)

Тема: «Новаторство поэзии И.Ф. Анненского»

Цели урока: дать представление об особенностях творчества И.Ф. Анненского, о личности поэта.

Ссылка на видеолекцию:

https://www.youtube.com/watch?v=c0gwOaZh2Hw&list=TLPQMjgwNzIwMjDhrqs5Tg7U5g&index=2

Ход урока


Кто был предвестьем, предзнаменованьем,

Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -

И задохнулся...

А.А. Ахматова

I. Проверка домашнего задания

II. Объявление темы урока. Целеполагание. Запись эпиграфа

III. Освоение нового материала

1. Биография И.Ф. Анненского

Ссылка на презентацию:

https://uchitelya.com/literatura/67399-prezentaciya-innokentiy-fedorovich-annenskiy-pedagog-i-poet-11-klass.html

2. Слово учителя о поэте

Иннокентий Фёдорович Анненский – поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.

Первый стихотворный сборник «Тихие песни» И.Ф. Анненский выпустил в 1904 г. под псевдонимом Ник. Т-о. Вторая книга «Кипарисовый ларец» была опубликована уже посмертно (1910) и сделала И.Ф. Анненского известным поэтом.

Уже в «Тихих песнях» звучит лейтмотив всего творчества - единство интеллектуального и нравственного начал. Стиль И.Ф. Анненского в своей основе - импрессионистический, предметом изображения в его произведениях становится не сам объект, а впечатление, им производимое.

Поэт был внутренне близок символистам в понимании потенциальных возможностей слова в художественном тексте, его смысловой и образной многоплановости. Однако И.Ф. Анненский концентрирует свое внимание и на эстетическом, и на этическом моменте творчества. Его произведениям, созданным в лучших традициях русской литературы XIX в., свойственна социально-нравственная проблематика.

Поэзия И.Ф. Анненского отличается повышенным вниманием к художественной детали, поиском новых художественно-выразительных средств, обостренной чуткостью к музыкальности стиха.

Лирический герой «Кипарисового ларца» остро чувствует несовершенство современной действительности и трагически переживает свое бессилие что-либо изменить. Мотивы тоски, одиночества, тревоги создают основной тон и настроение поэзии И.Ф. Анненского. Он пытается постичь сложные чувства, неуловимые процессы, происходящие в человеческой душе, что позволяет определить художественный метод И.Ф. Анненского как психологический символизм.


IV. Работа над стихотворением И.Ф. Анненского «Смычок и струны»

1. Чтение стихотворения

Ссылка на текст: https://stihi.ru/diary/maidjen/2017-06-13

2. Творческая история

Стихотворение было написано в 1909 г. и вошло в сборник «Кипарисовый ларец». (1910). По свидетельству мемуаристов было одним из самых любимых у И.Ф. Анненского. Произведения «Маки», «Смычок и струны», «В марте» объединены автором в миниатюрную трилогию – «Трилистник соблазна».

3. Анализ стихотворения

1. Назовите основные мотивы стихотворения.

Мотивы страдания, боли, разлуки, ускользающего счастья.

2. Символом чего является образ смычка и струн?

Связанные между собой предметы – смычок и струны - истолкованы символически, сигнализируют о мире человеческих отношений. Этот образ передаёт психологическое состояние людей, встретившихся после долгой разлуки.

3. Какова композиция стихотворения?

Внешне стихотворение сочетает в себе признаки рассказа в стихах и драматического диалога.

4. Каким вы представляете лирического героя?

Это уставший от одиночества человек, который стремится к слиянию с родственной душой. В то же время он понимает, что счастье продлится недолго.

5. Какой троп лёг в основу стихотворения?

Олицетворения делают текст ярким и эмоциональным («почувствовал смычок», «струны ластились, трепетали», «смычок понял, затих», «струны пели» и др.).

6. Найдите необычные эпитеты и метафоры.

(«Выси мутно-лунны», «чёрный бархат постели»)

7. Отметьте особенности фонетической организации текста.

Стихи благозвучны, музыкальны, изобилуют ассонансами и аллитерациями.

8. Проанализируйте лексику стихотворения

Преобладает общеупотребительная лексика; встречаются поэтизмы («лик»), разговорные слова («ластились», «ластясь»), заимствования («бархат»), слова в переносном значении («слил»).

9) Какова основная мысль стихотворения?

Счастье мимолётно. Миг счастья неотделим от боли.

4. Выводы

V. Заключительное слово учителя

В поэзии Серебряного века И.Ф. Анненский сыграл роль посредника между символизмом и постсимволизмом. Его наследие стало одним из источников поэтических стилей А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака и др.

VI. Работа с эпиграфом

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитайте стихотворения, вошедшие в «Трилистник соблазна», отметьте в них особенности поэтического стиля И.Ф. Анненского.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!