Предмет: литература
Класс: 11 (общеобразовательный)
Тема: «Новаторство поэзии И.Ф. Анненского»
Цели урока: дать представление об особенностях творчества И.Ф. Анненского, о личности поэта.
Ссылка на видеолекцию:
https://www.youtube.com/watch?v=c0gwOaZh2Hw&list=TLPQMjgwNzIwMjDhrqs5Tg7U5g&index=2
Ход урока
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -
И задохнулся...
А.А. Ахматова
I. Проверка домашнего задания
II. Объявление темы урока. Целеполагание. Запись эпиграфа
III. Освоение нового материала
1. Биография И.Ф. Анненского
Ссылка на презентацию:
https://uchitelya.com/literatura/67399-prezentaciya-innokentiy-fedorovich-annenskiy-pedagog-i-poet-11-klass.html
2. Слово учителя о поэте
Иннокентий Фёдорович Анненский – поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.
Первый стихотворный сборник «Тихие песни» И.Ф. Анненский выпустил в 1904 г. под псевдонимом Ник. Т-о. Вторая книга «Кипарисовый ларец» была опубликована уже посмертно (1910) и сделала И.Ф. Анненского известным поэтом.
Уже в «Тихих песнях» звучит лейтмотив всего творчества - единство интеллектуального и нравственного начал. Стиль И.Ф. Анненского в своей основе - импрессионистический, предметом изображения в его произведениях становится не сам объект, а впечатление, им производимое.
Поэт был внутренне близок символистам в понимании потенциальных возможностей слова в художественном тексте, его смысловой и образной многоплановости. Однако И.Ф. Анненский концентрирует свое внимание и на эстетическом, и на этическом моменте творчества. Его произведениям, созданным в лучших традициях русской литературы XIX в., свойственна социально-нравственная проблематика.
Поэзия И.Ф. Анненского отличается повышенным вниманием к художественной детали, поиском новых художественно-выразительных средств, обостренной чуткостью к музыкальности стиха.
Лирический герой «Кипарисового ларца» остро чувствует несовершенство современной действительности и трагически переживает свое бессилие что-либо изменить. Мотивы тоски, одиночества, тревоги создают основной тон и настроение поэзии И.Ф. Анненского. Он пытается постичь сложные чувства, неуловимые процессы, происходящие в человеческой душе, что позволяет определить художественный метод И.Ф. Анненского как психологический символизм.
IV. Работа над стихотворением И.Ф. Анненского «Смычок и струны»
1. Чтение стихотворения
Ссылка на текст: https://stihi.ru/diary/maidjen/2017-06-13
2. Творческая история
Стихотворение было написано в 1909 г. и вошло в сборник «Кипарисовый ларец». (1910). По свидетельству мемуаристов было одним из самых любимых у И.Ф. Анненского. Произведения «Маки», «Смычок и струны», «В марте» объединены автором в миниатюрную трилогию – «Трилистник соблазна».
3. Анализ стихотворения
1. Назовите основные мотивы стихотворения.
Мотивы страдания, боли, разлуки, ускользающего счастья.
2. Символом чего является образ смычка и струн?
Связанные между собой предметы – смычок и струны - истолкованы символически, сигнализируют о мире человеческих отношений. Этот образ передаёт психологическое состояние людей, встретившихся после долгой разлуки.
3. Какова композиция стихотворения?
Внешне стихотворение сочетает в себе признаки рассказа в стихах и драматического диалога.
4. Каким вы представляете лирического героя?
Это уставший от одиночества человек, который стремится к слиянию с родственной душой. В то же время он понимает, что счастье продлится недолго.
5. Какой троп лёг в основу стихотворения?
Олицетворения делают текст ярким и эмоциональным («почувствовал смычок», «струны ластились, трепетали», «смычок понял, затих», «струны пели» и др.).
6. Найдите необычные эпитеты и метафоры.
(«Выси мутно-лунны», «чёрный бархат постели»)
7. Отметьте особенности фонетической организации текста.
Стихи благозвучны, музыкальны, изобилуют ассонансами и аллитерациями.
8. Проанализируйте лексику стихотворения
Преобладает общеупотребительная лексика; встречаются поэтизмы («лик»), разговорные слова («ластились», «ластясь»), заимствования («бархат»), слова в переносном значении («слил»).
9) Какова основная мысль стихотворения?
Счастье мимолётно. Миг счастья неотделим от боли.
4. Выводы
V. Заключительное слово учителя
В поэзии Серебряного века И.Ф. Анненский сыграл роль посредника между символизмом и постсимволизмом. Его наследие стало одним из источников поэтических стилей А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака и др.
VI. Работа с эпиграфом
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитайте стихотворения, вошедшие в «Трилистник соблазна», отметьте в них особенности поэтического стиля И.Ф. Анненского.