Тема: Анемии: определение, классификация, клиника, лечение анемий
Учебные цели
Знать:
1.АФО органов кроветворения
2.Определение анемий
3.Этиологию, предрасполагающие факторы анемий
4.Классификацию анемий
4.Клинику анемий
5.Дополнительные методы исследования
6. Принципы лечения анемий
7.Основные группы лекарственных препаратов для лечения анемий, показания и противопоказания к их назначению, побочные эффекты.
Уметь:
1.Собрать жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни у пациентов с анемиями
2.Провести объективное обследование пациентов в соответствии с общепринятыми алгоритмами
3.Назначить дополнительные методы исследования
4.Рассчитать ЦП
5.Решать ситуационные задачи
6.Обосновывать предварительный диагноз
7. Выписывать рецепты
8.Назначить лечение больным с анемиями
9.Заполнять медицинскую документацию
10.Оказывать психологическую помощь больным и их родственникам.
Содержание занятия
Ситуационная задача №1.
Девушка, 25 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, повышенную утомляемость, шум в ушах, снижение аппетита, головокружение, образование трещин в углах рта, ломкость ногтей.
Данные жалобы беспокоят в течении 3-х месяцев.
Вирусный гепатит, малярию, туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекцию отрицает. Аллергоанамнез спокоен. В анамнезе: язва желудка 1 год назад, хронический гастрит.
Объективно: телосложение астеничное, масса тела 46 кг, рост 155 см. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки бледные. Кожные покровы сухие. Периферические лимфатические узлы не увеличены. В легких дыхание везикулярное, патологические дыхательные шумы не выслушиваются, ЧДД 20 в 1 минуту При аускультации сердца обращает на себя внимание систолический шум на верхушке, ЧСС 90 ударов в минуту. Живот мягкий, умеренная болезненность при поверхностной пальпации в эпигастральной области. Симптом «поколачивания» отрицательный с обеих сторон. Стул 1 раз в сутки, оформленный. Диурез достаточный.
Дополнительные методы исследования:
ОАК – гемоглобин 102 г/л, эритроциты 3, 86 *1012 /л, СОЭ 20 мм/час.
Задания:
1.Обоснуйте предварительный диагноз.
2.Расситайте ЦП.
3.Назначьте дополнительные методы исследования.
4.План лечения.
5. Выписать рецепт препарата железа для приема внутрь.
Ситуационная задача №2
Пациент М. 47, лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, вялость, плохой аппетит, чувство тяжести в эпигастральной области после приема пищи. Подобные жалобы беспокоят в течение длительного времени, ранее не обследовался. Кроме того, в последние 4 месяца стал отмечать появление неустойчивости при ходьбе, ощущение «мурашек» в нижних конечностях, жжение языка. Из анамнеза известно, что с молодого возраста знает о наличии аутоиммунного тиреоидита (регулярно наблюдается у эндокринолога, уровень ТТГ в пределах нормальных значений).
Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, нормальной влажности. Язык обложен белым налѐтом у корня, сосочки сглажены. В легких дыхание везикулярное, патологические дыхательные шумы не выслушиваются, ЧДД 18 в 1 минуту. Перкуторный звук ясный легочный. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 88ударов в минуту. Живот не вздут, мягкий, умеренно чувствительный в эпигастральной области. Отѐков нет. Симптом «поколачивания» отрицательный с обеих сторон.
Дополнительные методы исследования:
ОАК: гемоглобин - 106 г/л, эритроциты - 2,9×1012 л, ретикулоциты - 1%, лейкоциты - 4,9×109 /л, СОЭ - 15 мм/ч, макроцитоз, анизоцитоз, тельца Жолли.
Задания:
Обоснуйте предварительный диагноз.
Рассчитайте ЦП
3. Назначьте дополнительные методы исследования
4. План лечения.
5. Выпишите рецепт витамина В12 для инъекций.