Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»
Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»
«ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 |
Направление: психология, педагогика
Аннотация к лекции на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников - основное направление реализации национального проекта «Образование»
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик по специальности «Педагогика», ветеран труда, русский, гражданин РФ, учитель права и ОБЖ высшей категории.
2020 год
Тема лекции: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников - основное направление реализации национального проекта «Образование»
План лекции
Введение
1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
2 учебный вопрос. Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, психологические приемы, формирующие симпатию
Заключение
Время: 45 минут.
Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
Основная и дополнительная литература
1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
2. Горлинский И.В. Частная методика преподавания учебной дисциплины. — М., 1991.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
4. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
5. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
6. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
7. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
Основные цели лекции:
- познать правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения;
- изучить нормативные правовые акты по данной проблематике;
- познать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;
- познать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;
- познать психологическую технологию взаимодействия для педагогических работников.
Актуальность лекции. Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников. Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Из этих двух больших целей майского указа Президента России вытекают 10 задач, которые фактически легли в основу федерального национального проекта «Образование». Это - современная школа, успех каждого ребенка, поддержка семей, имеющих детей, цифровая образовательная среда, учитель будущего, молодые специалисты, новые возможности для каждого, социальная активность, экспорт образования, социальные лифты для каждого. Эти десять задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций.
Новизна темы лекции также заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде [24, С. 29].
Лицо образовательных организаций определяется взаимодействием педагогических работников с участниками образовательных отношений. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
Во введении лектор обозначает место лекции в курсе "Педагогическая психология", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.
Подробное описание лекции. Отражение ясности идеи, заложенной в лекции.
Три этапа развития науки: правила педагогического общения, психотехники педагогического общения, технологии педагогического общения.
Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников: допрофессиональный этап, начальный уровень саморазвития, средний уровень саморазвития, высший уровень саморазвития педагогического работника.
Четыре функции педагогического общения: интеллектуальная, влияния друг на друга, информационная и облегчающая.
Три способа самопрезентации: самоподача превосходства, самоподача привлекательности, самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.
Механизмы межличностного взаимовосприятия: эмпатия, рефлексия, саморефлексия, идентификация, стереотипизация, обратная связь, аттракция, казуальная атрибуция.
Психологическая структура педагогического общения. Коммуникативные барьеры. Приемы, формирующие симпатию
1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника».
2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для участников образовательных отношений в образовательном процессе».
3. Психологический прием «вы».
4. Психологический прием «первая фраза».
5. Психологический прием «искусственное формирование педагогическим работником психологической установки у участников образовательных отношений отвечать на закрытые контактные вопросы только «да».
6. Психологический прием «приятное зеркало».
Заключительная часть лекции
Авторитарная педагогическая деятельность и новая технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а новая технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за новой технологией педагогического сотрудничества.
Целесообразно развивать у педагогических работников новые педагогические компетенции (положительные изменения):
способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;
способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;
способность и готовность нейтрализовать психологические барьеры;
способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию.
5