СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП "ИЗО"(вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АООП "ИЗО"(вариант 2)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»


РАССМОТРЕНО

На заседании МО ГБОУ

«Республиканский центр образования»_30.08.2019

Протокол № _1

от «30» августа 2019г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______Г.Д.Дугаржапова

«30» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ«Республиканский центр образования»

______С.П.Новокрещенных

Приказ №118а «31» августа 2019г.






АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучения

детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «ИЗО»

для 7 «к» класса

на 2019-2020 учебный год



















Составитель: Бугланова А.М.,

учитель первой квалификационной категории





Улан-Удэ

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель программы - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи программы:

  • развитие интереса к изобразительной деятельности.

  • формирование умений пользоваться инструментами.

  • обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов.

  • развитие художественно-творческих способностей.

  • развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти.

  • умение замечать прекрасное в окружающем мире.

  • формирование у детей наглядно-образного и логического мышления


Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий

для дистанционного обучения детей -инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009;

- Устава ГБОУ «Республиканский центр образования»;

-АООП О у/о ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;

- Положения о рабочей программе, направленной на реализацию адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учителя ГБОУ «Республиканский центр образования» ФГОС НОО;

-учебного плана ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;

-годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год;

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой– М.: Просвещение, 2011;

-учебника «Изобразительное искусство».2 класс.Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018.

-согласия родителей.

Изменения в авторскую программу не внесены.


Учащаяся проявляет большой интерес к урокам ИЗО, старается выполнять домашние задания. Но у неё не развито художественное воображение, не владеет понятиями комозиции, не знает другие цвета, кроме основных, не ориентируется в пространстве листа. Рисунки получаются мелкими, невыразительными. Даже работа по шаблону вызывает у неё трудности. Всё это вызвано особенностями развития детей с УО, если это ещё осложнено другими нарушениями.


В связи с выше перечисленным, в Программе предусмотрены методы работы с обучающимися имеющими интеллектуальные нарушения:

1.Индивидуальный подход к ученику с учетом индивидуальных образовательных возможностей;

2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

3.Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки;

4. Систематическое поощрение обучающегося за малейшие успехи, оказание своевременной помощи и развитие веры в собственные силы и возможности.


Обучение строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.


Формы текущего контроля:

  • субъективные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ);

  • объективные методы (анализ устных ответов, анализ работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключи­тельно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторы­ми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задача­ми в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков пси­хического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие высших психических функций.


Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Формы работы:  индивидуальная работа.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения


б) Cпециальные методы коррекционно – развивающего обучения):

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • метод самостоятельной обработки информации;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • включение в уроки современных реалий

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа реализуется в условиях дистанционного обучения и разработана с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.

На реализацию программы по ИЗО в учебном плане предусмотрено 17 часов (0,5 часа в неделю):

1 четверть – 4 ч.

2 четверть – 4 ч.

3 четверть – 5 ч.

4 четверть – 4 ч.

Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • формировать у ребёнка ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;

  • воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

  • развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;

  • воспитывать готовность к отстаиванию своего идеала;

  • отработать навыки самостоятельной работы


Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

        Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.



Предметные результаты



Минимальный уровень



Достаточный уровень.

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий




- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

- применение разных способов лепки;

- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.



Базовые учебные действия.

Основная  цель  реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности которая обеспечивает одно из направлений его подготовки

к самостоятельной жизни  в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Функции базовых учебных действий:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

  • формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Разделы

Краткое содержание раздела

Обучение композиционной деятельности


Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятием «середина листа», «край листа». Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка.

Обучение детей способам построения рисунка (установка смысловых связей). Вырезание силуэтов симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое. Формирование умения планировать деятельность. Выделение этапов очередности.


Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию


Формирование умения проводить прямые, ломаные, волнистые линии (с помощью опорных точек, от руки). Обучение приемам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм. Использование приема «дорисовывания» изображения.

Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие умения рисовать жилые дома городского типа, человека в статической форме


Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.


Обучение приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью. Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.

Совершенствование умений работать цветными карандашами и гуашью, акварелью. Закрепление приема работы с акварелью «примакивание».


Обучение восприятию произведений искусства


Беседа по плану:

  1. Кто написал картину?

  2. Что изображено на картине?

  3. Нравится ли вам картина?

  4. Какое настроение создает эта картина?





Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия



формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.






Тематическое планирование





Наименование раздела



Кол-во часов



НРК

ИЗО

1

Обучение композиционной деятельности

3


2

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

7


3

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

4


4


3

Знакомство с бурятскими художниками


Тематический контроль.

Количество контрольных и проверочных работ.

Период обучения

Предмет

КР

ПР

СР


Диктант

Тест

ДР



ИЗО











+












+




Виды контрольно-измерительных материалов .

№ урока

Дата проведения урока

Вид работы

По теме







Тест.2 четверть








Тест.4 четверть


Систематические занятия по предметам, выполняемые с требованием СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 , чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.

Сроки: программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в 2 недели: пятницу с соблюдением щадящего зрительного режима: 15-20 мин-работа на компьютере, 5 мин- физминутки , остальное время-беседы и др. различные виды работ.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ









Тема урока





Кол-во часов



Дата





Коррекционные задачи

По плану

По

факту

1

Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка.

1



Коррекция словарного запаса

2

Беседа о художниках и их картинах

1



Коррекция  пространственного восприятия

3

Фон тёмный, светлый




Коррекция  зрительного восприятия

4

Краски: гуашь и акварель. Рисунок .Листок дерева

1



Коррекция воображения

5

Краски: гуашь и акварель. Рисунок.Дерево.

1



Коррекция  пространственного восприятия

6

Рисование фигуры человека по шаблону.

1



Коррекция восприятия формы

7

Беседа о художниках и их картинах. Лепка фигуры человека

1



Коррекция познавательной деятельности

8

Рисунок. Мама в новом платье.

1



Коррекция  пространственного восприятия

9

Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе»

1



Коррекция  зрительного восприятия, моторики рук

10

Панорама «В лесу зимой»Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок.

1



11

Разные породы собак и кошек. Лепка и рисунок на выбор. «Собака», «Кошка»

1



Коррекция  зрительного восприятия

12

Дымковская игрушка. Лепим «Барыню»

1



Коррекция восприятия формы

13

Аппликация и рисунок «Ваза»

1



Коррекция  зрительного восприятия, моторики рук

14

Поговорим о цветах. Цветы в работах известных художников

1



Коррекция познавательной деятельности

15

Рисунок, аппликация «Подснежник»

1



Коррекция  зрительного восприятия, моторики рук


16

Открытки к праздникам весны.

1



17

Рисунок по описанию «Весна красна»

1



Коррекция воображения





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Литература

1

Основная литература

Дополнительная литература


«Изобразительное искусство».2 класс. Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Под ред. И. М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2012г.

Грошенков  И. А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.


Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006.


М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьёва. ИЗО. Методические рекомендации.1-4 классы.-М.:Просвещение,2016 г.


Оборудование

2

Компьютер

3

Проектор

4

Принтер

5

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

6

Стол учительский

7

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

ЦОРы

8

Интернет – ресурсы

Наглядный и раздаточный материал по темам занятий, дифференцированные карточки по цветовым гаммам, иллюстрации картин быта, природы, животных, натюрмортов, на декоративную тему. Муляжи грибов, фруктов, овощей. Детские игрушки.

Репродукции картин: И.Хруцкий «Цветы и плоды», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима», К.Юон «Конец зимы», Т.Яблонская «Весна», И.Левитан «Март», А.Пластов «Сенокос».

Иллюстрации к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.),





Приложение 1.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся. Для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,

творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей

оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий -удовлетворительно» .от 51% до 65% заданий -«хорошо»;свыше 65%-«очень хорошо» (отлично). Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует

уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра

оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!