ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ГБОУ «Республиканский центр образования»_30.08.2019 Протокол № _1 от «30» августа 2019г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Г.Д.Дугаржапова «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Республиканский центр образования» ______С.П.Новокрещенных Приказ №118а «31» августа 2019г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету «ИЗО»
для 7 «к» класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Бугланова А.М.,
учитель первой квалификационной категории
Улан-Удэ
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи программы:
развитие интереса к изобразительной деятельности.
формирование умений пользоваться инструментами.
обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов.
развитие художественно-творческих способностей.
развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти.
умение замечать прекрасное в окружающем мире.
формирование у детей наглядно-образного и логического мышления
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий
для дистанционного обучения детей -инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009;
- Устава ГБОУ «Республиканский центр образования»;
-АООП О у/о ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;
- Положения о рабочей программе, направленной на реализацию адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учителя ГБОУ «Республиканский центр образования» ФГОС НОО;
-учебного плана ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;
-годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год;
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой– М.: Просвещение, 2011;
-учебника «Изобразительное искусство».2 класс.Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018.
-согласия родителей.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Учащаяся проявляет большой интерес к урокам ИЗО, старается выполнять домашние задания. Но у неё не развито художественное воображение, не владеет понятиями комозиции, не знает другие цвета, кроме основных, не ориентируется в пространстве листа. Рисунки получаются мелкими, невыразительными. Даже работа по шаблону вызывает у неё трудности. Всё это вызвано особенностями развития детей с УО, если это ещё осложнено другими нарушениями.
В связи с выше перечисленным, в Программе предусмотрены методы работы с обучающимися имеющими интеллектуальные нарушения:
1.Индивидуальный подход к ученику с учетом индивидуальных образовательных возможностей;
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
3.Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки;
4. Систематическое поощрение обучающегося за малейшие успехи, оказание своевременной помощи и развитие веры в собственные силы и возможности.
Обучение строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
Формы текущего контроля:
субъективные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ);
объективные методы (анализ устных ответов, анализ работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие высших психических функций.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Формы работы: индивидуальная работа.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) Cпециальные методы коррекционно – развивающего обучения):
задания по степени нарастающей трудности;
метод самостоятельной обработки информации;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
включение в уроки современных реалий
развёрнутая словесная оценка;
призы, поощрения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа реализуется в условиях дистанционного обучения и разработана с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
На реализацию программы по ИЗО в учебном плане предусмотрено 17 часов (0,5 часа в неделю):
1 четверть – 4 ч.
2 четверть – 4 ч.
3 четверть – 5 ч.
4 четверть – 4 ч.
Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
формировать у ребёнка ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;
воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
воспитывать готовность к отстаиванию своего идеала;
отработать навыки самостоятельной работы
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Предметные результаты |
Минимальный уровень | Достаточный уровень. |
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; - следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; - применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий | - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); - знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; - знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; - знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; - применение разных способов лепки; - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; - различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. |
Базовые учебные действия.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности которая обеспечивает одно из направлений его подготовки
к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы | Краткое содержание раздела |
Обучение композиционной деятельности | Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятием «середина листа», «край листа». Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка. Обучение детей способам построения рисунка (установка смысловых связей). Вырезание силуэтов симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое. Формирование умения планировать деятельность. Выделение этапов очередности. |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | Формирование умения проводить прямые, ломаные, волнистые линии (с помощью опорных точек, от руки). Обучение приемам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм. Использование приема «дорисовывания» изображения. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие умения рисовать жилые дома городского типа, человека в статической форме |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | Обучение приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью. Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета. Совершенствование умений работать цветными карандашами и гуашью, акварелью. Закрепление приема работы с акварелью «примакивание». |
Обучение восприятию произведений искусства | Беседа по плану: Кто написал картину? Что изображено на картине? Нравится ли вам картина? Какое настроение создает эта картина? |
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | НРК |
ИЗО |
1 | Обучение композиционной деятельности | 3 | |
2 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 7 | |
3 | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 4 | |
4 | | 3 | Знакомство с бурятскими художниками |
Тематический контроль.
Количество контрольных и проверочных работ.
Период обучения | Предмет | КР | ПР | СР | Диктант | Тест | ДР |
1ч | ИЗО | | | | | | |
2ч | | | | | + | |
3ч | | | | | | |
4ч | | | | | + | |
Виды контрольно-измерительных материалов .
№ урока | Дата проведения урока | Вид работы | По теме |
| | | |
| | Тест.2 четверть | |
| | | |
| | Тест.4 четверть | |
Систематические занятия по предметам, выполняемые с требованием СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 , чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.
Сроки: программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в 2 недели: пятницу с соблюдением щадящего зрительного режима: 15-20 мин-работа на компьютере, 5 мин- физминутки , остальное время-беседы и др. различные виды работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционные задачи |
По плану | По факту |
1 | Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка. | 1 | | | Коррекция словарного запаса |
2 | Беседа о художниках и их картинах | 1 | | | Коррекция пространственного восприятия |
3 | Фон тёмный, светлый | | | | Коррекция зрительного восприятия |
4 | Краски: гуашь и акварель. Рисунок .Листок дерева | 1 | | | Коррекция воображения |
5 | Краски: гуашь и акварель. Рисунок.Дерево. | 1 | | | Коррекция пространственного восприятия |
6 | Рисование фигуры человека по шаблону. | 1 | | | Коррекция восприятия формы |
7 | Беседа о художниках и их картинах. Лепка фигуры человека | 1 | | | Коррекция познавательной деятельности |
8 | Рисунок. Мама в новом платье. | 1 | | | Коррекция пространственного восприятия |
9 | Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе» | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия, моторики рук |
10 | Панорама «В лесу зимой»Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок. | 1 | | |
11 | Разные породы собак и кошек. Лепка и рисунок на выбор. «Собака», «Кошка» | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия |
12 | Дымковская игрушка. Лепим «Барыню» | 1 | | | Коррекция восприятия формы |
13 | Аппликация и рисунок «Ваза» | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия, моторики рук |
14 | Поговорим о цветах. Цветы в работах известных художников | 1 | | | Коррекция познавательной деятельности |
15 | Рисунок, аппликация «Подснежник» | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия, моторики рук |
16 | Открытки к праздникам весны. | 1 | | |
17 | Рисунок по описанию «Весна красна» | 1 | | | Коррекция воображения |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Литература |
1 | Основная литература | Дополнительная литература |
| «Изобразительное искусство».2 класс. Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018. | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Под ред. И. М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2012г. Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006. М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьёва. ИЗО. Методические рекомендации.1-4 классы.-М.:Просвещение,2016 г. |
Оборудование |
2 | Компьютер |
3 | Проектор |
4 | Принтер |
5 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев |
6 | Стол учительский |
7 | Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр. |
ЦОРы |
8 | Интернет – ресурсы Наглядный и раздаточный материал по темам занятий, дифференцированные карточки по цветовым гаммам, иллюстрации картин быта, природы, животных, натюрмортов, на декоративную тему. Муляжи грибов, фруктов, овощей. Детские игрушки. Репродукции картин: И.Хруцкий «Цветы и плоды», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима», К.Юон «Конец зимы», Т.Яблонская «Весна», И.Левитан «Март», А.Пластов «Сенокос». Иллюстрации к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.), |
Приложение 1.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся. Для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей
оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий -удовлетворительно» .от 51% до 65% заданий -«хорошо»;свыше 65%-«очень хорошо» (отлично). Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра
оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние .