СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Арт-терапевтические методы в вокальной практике как средство развития певческого голоса в младших классах ДМШ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  начальной профессиональной подготовке вокалистов все большее значение приобретают различные арт-терапевтические методы вокалотерапии как способа лечения голоса и других проблем в процессе пения и выполнения специальных упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Арт-терапевтические методы в вокальной практике как средство развития певческого голоса в младших классах ДМШ"»

Крайнова Галина Анатольевна, преподаватель

МБУДО ДМШ №1 Кировского района г. Казани



Арт-терапевтические методы в вокальной практике как средство развития певческого голоса в младших класса ДМШ

Обучение пению сопряжено с интенсивными нагрузками на голосовой аппарат и, как следствие, нарушениями в его работе. Поэтому в начальной профессиональной подготовке вокалистов все большее значение приобретают различные арт-терапевтические методы вокалотерапии как способа лечения голоса и других проблем в процессе пения и выполнения специальных упражнений. Применение арт-терапевтических методов в процессе профессиональной подготовки вокалистов в младших классах мало исследовано в научной литературе.

Музыкотерапия или вокалотерапия возникла еще в древние времена, но лишь в XX веке она стала самостоятельной отраслью во многих странах мира и в настоящее время насчитывает около 100 учебных заведений различного уровня с развитой системой профессиональной подготовки от бакалавриата до докторантуры. Однако на Западе музыкальные терапевты используют в основном эмпирические методы, где проводится музицирование или игра на каком-либо музыкальном инструменте перед пациентом.

Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми и подростками. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребёнку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.

В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства. Во всём современном мире всё более активно применяется психотерапия искусством. Всего применяется 4 её вида.

Музыкотерапия - контролируемое использование звуков и музыки в психокоррекции человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.

Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) - психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием

Эти методы могут быть применены для развития навыков общения и являются идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежит в основе желания учеников "рисковать" в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).

Метод арт-терапии можно использовать для развития командного поведения и групповой сплочённости, он может помочь ребёнку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие.

Занятия необходимо представлять так:

- арт-терапевтические занятия помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение ( для детей);

- арт-терапевтические занятия поднимают статус ребёнка или детей, о которых идёт речь (для родителей);

- арт-терапевтические занятия позволяют детям считать занятия частью обычного школьного расписания (для педагогов).

Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.

Вокалотерапия - превосходный метод для развития основных музыкальных способностей, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений дикции, музыкального слуха, дыхания, памяти, развития самооценки и уверенности в себе. В голосе отображаются все чувства и эмоции и главным образом проявляются в искусстве пения. Обучившись передавать свое внутреннее состояние голосом, люди получают плодотворное средство для снятия мышечных зажимов, стресса, для самореализации.

Звук является уникальным гармоничным «инструментом», дарованным человеку самим мирозданием. Голоса людей звучат при разговоре, шепоте, пении, издавая вибрацию, определенной частоты. Тембр голоса — это своеобразная окраска, обуславливающаяся обертонами. Обертоны можно соизмерить с многообразием цветовой палитры в живописи. У любого человеческого голоса — свои обертоны, дающие ему характерный, особенный колорит. Поэтапное постижение вокальной сноровки преображает голосовой аппарат и делает его послушным инструментом. Пение — это одно из превосходнейших дыхательных упражнений. С помощью хорового пения, во всем мире продуктивно лечат детей от заикания. Ребенок внимательно слушает, как поют другие дети, стремится петь в такт и при этом постепенно освобождается от своего заболевания. Равным образом занятия в хоре способствуют детям, которые не выговаривают некоторые звуки. Дети, которые посещают уроки вокала меньше болеют и даже начинают учиться лучше. На Руси постоянное обращение русского народа к пению было продиктовано, скорее всего, самой природой человеческого организма. Исцеление различных болезней, облегчение души, проявлялось на уровне подсознания. По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психоэмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Стеснительность, замкнутость, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность.

Арт-терапевтические методы на уроке вокала в младших класса ДМШ основаны на звуковых вибрациях, доступные каждому и не требующей особой подготовки. В России этот метод официально применяется уже несколько лет. Кроме песен, которые требовали наибольших голосовых возможностей от исполнителя, есть и такой жанр, в котором превалирует чувство, неторопливая тихая напевность. Это колыбельные и детские песни, сказки с напевами. Они необходимы для воспитания в детях не только музыкальных и творческих навыков, но и развития эмоциональной сферы, формирования уравновешенной, здоровой психики.

Вокально-дыхательные упражнения, увеличение протяжности звучания, навыки релаксации систематически укрепляют диафрагму, гладкую мускулатуру органов дыхания, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, таким образом, способствуя преобразованию типа дыхания на диафрагмальное. Рассмотрим несколько упражнений:

Упражнение «ковер». Группа сидит в кругу. Ведущий начинает пропевать какой-либо звук открытый или закрытый, любой высоты, на любом гласном. Далее ведущий «передает» очередь звучать следующему участнику, повернувшись к нему (по часовой стрелке) и встретившись с ним глазами. Начинает «звучать» следующий участник, а первый продолжает. Поют уже двое. И так все участники по кругу. В результате звучит весь круг, каждый участник на своей высоте, тянет свой гласный. Нужно дать позвучать некоторое время (около минуты, может немного дольше, чтобы все почувствовали собственную принадлежность к этому процессу). Заканчивается упражнение постепенно, в обратном порядке, в обратном направлении, с передачей взглядом очереди перестать звучать.

На уроках вокала в младших звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие. По голосу, преимущественно, можно понять внутреннее состояния личности, ее цельность. Занятия пением, постижение способами классического и всеми формами народного певческого искусства — важный путь к здоровью и наиглавнейшая составляющая здорового образа жизни.

Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.

Список литературы:

1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.

4. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.

5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.

6. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!