Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения
Учитель-логопед Смирнова Е.С.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).
При произнесении различных звуков каждый орган, участвующий в произношении, занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Если произношение звуков нарушено, необходимо тренировать мышцы языка и губ, работу нижней челюсти и мягкого нёба. Для этого и необходима артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.
Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?
В раннем и младшем школьном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений.
Своевременные занятия артикуляционной гимнастикой помогают некоторым детям самостоятельно научиться произносить звуки правильно без помощи специалиста.
Старания самого лучшего специалиста не дадут каких-либо положительных результатов, если ежедневно дома с ребёнком никто не занимается.
Рекомендации к проведению упражнений:
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся!
Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе, т.е. включается зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирается, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. Взрослый помогает ребёнку при помощи наводящих вопросов. Например: Что делают губы? Где находится язычок? Какой он, широкий или узкий?
Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Упражнения выполняются от простого к сложному.
Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, лучше не вводить новое, а отрабатывать старый материал, используя новые игровые приёмы.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки.
5. Подходите к выполнению упражнений творчески. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения!
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.