СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения.»

Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения

Учитель-логопед Смирнова Е.С.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

При произнесении различных звуков каждый орган, участвующий в произношении, занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Если произношение звуков нарушено, необходимо тренировать мышцы языка и губ, работу нижней челюсти и мягкого нёба. Для этого и необходима артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.

 Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

             В раннем и младшем школьном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений.

             Своевременные занятия артикуляционной гимнастикой помогают некоторым детям самостоятельно научиться произносить звуки правильно без помощи специалиста.  

             Старания  самого  лучшего  специалиста  не  дадут  каких-либо  положительных  результатов,  если  ежедневно  дома  с  ребёнком  никто  не  занимается.

Рекомендации к проведению упражнений:

             Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся!

               Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

          Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

       Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе, т.е. включается зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирается, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. Взрослый помогает ребёнку при помощи наводящих вопросов. Например: Что делают губы? Где находится язычок? Какой он, широкий или узкий?

                Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

                Упражнения выполняются от простого к сложному.

         Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, лучше не вводить новое, а отрабатывать старый материал, используя новые игровые приёмы.

                Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1.      Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2.      Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.      Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4.      Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки.

5.   Подходите к выполнению упражнений творчески. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения!

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!