СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Артикуляционная гимнастика. Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения звуков"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений для тренировки органов артикуляции необходимых для правильного звукопроизношения губ, языка, нижней челюсти.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Просмотр содержимого документа
«"Артикуляционная гимнастика. Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения звуков"»

учитель-логопед

Скригаловская Нина Ростиславовна



Информация для родителей



«Артикуляционная гимнастика»

«Для чего необходима артикуляционная гимнастика»



Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений для тренировки органов артикуляции необходимых для правильного звукопроизношения губ, языка, нижней челюсти. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата, постепенно она исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроения у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения. Длительность проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных возможностей самого ребёнка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий, времени и терпения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.



Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

  • увеличить амплитуду движений;

  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

  • подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному

  • произношению звуков.





Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

  4. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

  5. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  6. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помогать ему шпателем, ручкой чайной ложки, зондом или просто чистым пальцем.

  7. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, конфетой, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

  8. Подходить к выполнению упражнений творчески. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.


Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.

С чего начать

  1. Прежде чем начать разучивание упражнений артикуляционной гимнастики, необходимо познакомить детей с органами артикуляционного аппарата

  2. Сидя перед зеркалом, ребенок вслед за взрослым показывает и уточняет названия органов артикуляции:

  • скажи, как называется домик, в котором живет твой язычок? (рот);

  • у домика есть двери, первые двери — это губы, верхняя губа и нижняя губа;

  • вторые двери, самые крепкие — это зубы, верхние зубы и нижние зубы;

  • у нашего язычка есть кончик и спинка (середина);

  • в домике нашем есть потолок —это нёбо.

Помните:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 – 7 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.

  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Можно выполнять под счет или сопровождать движения стихотворными текстами, которые произносит взрослый.

  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  5. Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал, для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

  6. Артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом, можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  8. Гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы он от нее не уставал. Важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

  9. Все упражнения проводятся в виде игры.

  10. Нельзя принуждать ребенка заниматься, необходимо заинтересовать: «Давай, поиграем с язычком...», «Посмотри, как я делаю, а ты как? покажи?»

  11. Ну, конечно же, не забывайте ребёнка хвалить!



Упражнения для губ

  1. «Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  2. «Хоботок» (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  3. «Заборчик» Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

  4. «Бублик» (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

  5. «Заборчик-Бублик», «Улыбка – Хоботок». Чередование положений губ.



Статические упражнения для языка

  1. «Птенчики» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  2. «Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  3. «Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  4. «Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. «Горка» (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  5. «Трубочка» Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  6. «Грибок» Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

  1. «Часики» (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога (родителя) к уголкам рта.

  2. «Змейка» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

  3. «Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  4. «Футбол» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  5. «Чистка зубов» Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

  6. «Катушка» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

  7. «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  8. «Гармошка» Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  9. «Маляр» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

  10. «Вкусное варенье» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  11. «Оближем губки» Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.


Артикуляционная гимнастика в виде сказки.

Когда ребенок научился выполнять каждое упражнение, можно гимнастику выполнять в виде сказки, а так же можно придумывать сказки, про путешествие язычка, самим.

Сказка о Веселом Язычке (Т.В. Мецлер)

В одном домике, дружок, живет Веселый Язычок. Ох, и шустрый он мальчишка и немного шалунишка. Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся. Распластался, как лопатка. Полежал на губе и опять ушел к себе.

Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит, маляры красят кисточками дом. Язычок превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали! А слоник показал, как он играет с хоботком: Подражаю я слону – губки хоботком тяну. Потянули, перестали, потянули, перестали. И нисколько не устали!

Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!