Аспекты воспитательной работы с незрячими и слабовидящими.
Исследования психологии незрячего и слабовидящего, к счастью, показывает не только негативное влияние слепоты и слабовидения на человека, но и пути коррекции и компенсации недостатков в развитии, связанных с нарушением зрения. И эти пути коренятся в личности человека, его воле, в умении преодолевать трудности, в большой работоспособности, в желании достичь успехов в избранной деятельности.
Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, формирование приемов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе дифференцированный подход к детям, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения, дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а так же оптики и тифло-технических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление начальных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-оздоровительной работы, усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации.
Ребенку с дефектом зрения коллектив необходим как стимул индивидуального развития. Только коллектив поможет сформировать у ребенка такие качества личности, как преданность общественным интересам, непримиримость к эгоизму и иждивенчеству. Положительное влияние коллектива может проявиться в поддержке неуверенного ученика в делах и интересах, соответствующих его способностям, в корректировке с помощью товарищей каких-то особенностей личности, мешающих его успешному развитию, в осуждении общественным мнением его ошибок.
В коллективе, в повседневном общении детей происходит обмен известной и воспринятой ими ранее информацией, моральными знаниями. В связи с этим круг представлений и понятий каждого ребенка расширяется. Важно, чтобы этот процесс не был стихийным и не приводил к отрицательным результатам.
Важной частью работы воспитателя со слепыми детьми является обучение их умению использовать сформировавшиеся предметные и пространственные представления в процессе пространственной ориентировки, выработка общих, наиболее типичных методов и способов ориентировки с учетом уже имеющихся индивидуальных навыков.
У детей с нарушениями зрения некоторыми особенностями отличается также мышление.
Во-первых, при обыденности восприятий предметов, явлений и фрагментарности представлений об окружающей действительности в целом мышление таких детей может нормально разбиваться только в речевом общении со зрячими.
Во-вторых, у детей с нарушениями зрения недостатки чувственного познания компенсируются развитием абстрактно-логического мышления.
В-третьих, мышление при нарушенном зрении, в частности при слепоте, характеризуется постоянной активностью, в особенности при ориентировке в пространстве, во времени, в процессе общения, при выполнении трудовых операций, поскольку оно заменяет автоматизм ориентировки, вырабатывающийся у зрячих.
Помощь воспитанникам с нарушениями зрения в развитии их познавательных интересов во внеурочное время является одной из важных задач воспитателя. Эта помощь может иметь различные формы в процессе различной деятельности детей.
Комплекс мероприятий в свою очередь позволил сформулировать, интегрировать в систему и реализовать на практике следующие основные принципы организации культурно-досуговой деятельности школьников с нарушением зрения:
комплексная сценарная основа мероприятий, гармонично сочетающая организационно-художественный компонент, связанный с отбором, обработкой и расположением художественного материала, психолого-педагогический компонент, предполагающий четкую постановку коррекционно-воспитательных целей, системный учет психолого-педагогических характеристик и специфических особенностей слабовидящих воспитанников;
многоролевая художественная деятельность школьников с нарушением зрения в процессе подготовки мероприятий и непосредственно при их проведении;
опора на активность учащихся в условиях постепенного усложнения деятельности с учетом уровня самооценки школьников с нарушением зрения как субъектов культурно-досуговой деятельности;
межвозрастное общение школьников с нарушением зрения на основе совместно культурно-досуговой деятельности учащихся начальной, основной и старшей школы;
равноправное сотрудничество и сотворчество учащихся и педагогов в рамках культурно-досуговой деятельности.
Эти принципы в полной мере отвечают выполнению социально-культурной активности школьников в части повышения социально-культурной активности школьников с нарушением зрения.
Формирование эстетических чувств связано с воспитанием. О.И. Егорова говорит, что способности эстетически наслаждаться развиваются, прежде всего, не в сфере созерцания, а в сфере деятельности1.
Неполноценное зрение само по себе хотя и затрудняет приобретение правильных представлений и знаний, но не препятствует их развитию и пробуждению интересов, которые служат успешному усвоению знаний и умений, являются основой всех творческих начинаний. Все мы хотим видеть детей жизнерадостными, а в будущем полноценными гражданами, трудящимися на благо нашей страны.
Правильно поставленное социальное воспитание, сближение зрячих и лишенных зрения детей по возможности с раннего возраста и их совместная работа устраняет вековое отчуждение и создадут большое взаимное понимание для общей выгоды и тех и других. Слепота перестанет быть исключительным несчастьем. И это будет великой культурной победой.
Изучая интересы слабовидящих воспитанников и пути их воспитания, нужно прежде всего завоевать доверие ребенка, расположить его к себе, не укорять за промахи, а терпеливо учить преодолевать препятствия, трудности, радоваться достижениям. Счастливая судьба слабовидящего ребенка, развитие его личности, интересов - в руках родителей, всех членов семьи, педагогов и воспитателей.
1О Егорова.И. Путешествие сказочного человечка. Книжка с рельефными рисунками для дошкольников.- М.: Просвещение, 1986.