Вступление.
Звук [Р] является одним из самых трудных в человеческой речи. В онтогенезе детской речи звук [р] появляется позже многих других согласных. Наиболее распространенным нарушением звукопроизношением встречается искажение артикуляции звука [р] или его пропуск называется - ротоцизмом. Замена звука [р] любым другим звуком называется - параротацизм.
Для правильного произношения звука [р] требуются точные движения разных частей языка. Активация артикуляционных и мимических мышц, налаживания правильного дыхания, все это входит подготовительный этап постановки звука [р] .
После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука [р] , а закрепление полученных навыков и отработки произношения звука [р] в слогах, словах происходят на заключительном этапе автоматизации звука [р]. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. Автоматизация нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап так и называется — «автоматизация звука [р] », что ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук [р] автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.
Цель занятия:
закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.
Задачи:
- развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- учить согласовывать числительные с существительными;
- упражнять в словоизменении;
- учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове;
-расширять активны и пассивный словарь.
Артикуляционная гимнастика перед занятиями
Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Моторчик
Пирамидка, расческа, ручка, ракушка, шарф, груша, рукавица, гитара.
Цель занятия:
закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.
Задачи:
- развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- учить согласовывать числительные с существительными;
- упражнять в словоизменении;
- учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове;
-расширять активны и пассивный словарь.
Физминутка.
Налили бензину (имитирующие движения)
Сели в машину (сгибают колени)
На машине ехали (крутит руль)
До моря доехали (выпрямляют колени)
На корабле по океану (ладони лодочкой
Плывем с отважным капитаном (руку под козырёк)
Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)
Приплыли в Африку друзья (хлопки)
Кто полетит на Марс?